Обман в межличностной коммуникации

Найдено 1 определение
Обман в межличностной коммуникации
Как свидетельствуют многочисл. исследования, обман является постоянной составляющей человеческих взаимоотношений. По нек-рым оценкам, обман «присутствует» в 25-30 % наших разговоров. Известно также, что человеческая способность различать обман в разных ситуациях не особенно высока. В процессе взаимодействия следует различать 2 взаимосвязанные стороны: обманывание и распознавание обмана. Обман (Обм.) - это сообщение, посылаемое с целью создать у коммуникативного партнера ложное, искаженное понимание ситуации. Ложность, искаженность может достигаться разными путями: сообщаемое может не соответствовать фактическому (тому, что произошло в опр. пространстве и времени), может быть неполным (недосказанным, скрывающим часть информации), может быть неясным (многозначимым, допускающим множество интерпретаций), непрямым, преувеличенным, и т. п. Существует широкое разнообразие практик/тактик Обм., однако для понимания сути межличностного Обм. важно подчеркнуть 2 его особенности: а) намеренность, интенциональность - ненамеренное, неосознанное искажение информации не классифицируется в межличностной коммуникации как Обм.; и б) направленность интенций и действий на другого - обманывая, мы стремимся ввести в заблуждение другого, не себя. Др. сторона коммуникативного взаимодействия в межличностном Обм. - распознавание Обм. Обманывающий активен и маневрирует действиями. Действия обеих сторон - по проверке подозрений и по регулированию страха обнаружения - могут быть осознанными и осуществляться как контролируемое поведение, но не менее часто они осуществляются неосознанно, когда человек не контролирует свое поведение. Помимо утечки, на реализацию Обм. и его «успешность», эффективность влияет целый ряд др. условий и факторов межличностного взаимодействия. Среди них исследователи выделяют: интерактивность (interactivity) - близость, непосредственность и немедленность взаимодействия (насколько взаимодействие между партнерами не опосредовано и не отодвинуто по времени); удовлетворение - нарушение ожиданий участников взаимодействия; предрасположенность поверить / не поверить собеседнику; интенсивность разговора (conversational demand); мотивация на Обм. и/или на раскрытие Обм.; способности, умения, опыт (skills) нек-рые участники обладают более богатым поведенческим репертуаром, более широким набором поведенческих техник/тактик, что помогает им обманывать с большим успехом; цель - ради чего предпринимается Обм. Понимание Обм. как коммуникативного явления коммуникативного взаимодействия, коммуникативного события - помогает полнее осознать, почему нам бывает сложно распознать Обм. в практике человеческих отношений. В коммуникативном понимании, Обм. не статичен, а динамичен; реализуется не по жестко заданному сценарию, а производится в ходе взаимодействия участников; является «продуктом» действий не одного человека, а создается путем взаимного влияния обеих участвующих сторон - и говорящего, и слушающего. Межличностный Обм., с коммуникативной точки зрения, - это «совместное творчество сторон». Лит.: Знаков В. В. Феномен макиавеллизма и феномен вранья // Вопр. психологии. 1999. № 6; Он же. Психология понимания правды. СПб., 1999 ; Щербатых Ю. Искусство обмана. СПб., 1997; Экман П. Психология лжи. СПб., 1999. О. И. Матьяш

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011