Объяснительный бред

Найдено 1 определение:

Объяснительный бред

см. Бред.

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

«Культура» в психологии: от объяснительного понятия к предмету исследования

Карнаухов В.А.
В статье рассматриваются методологические предпосылки различения категории культуры в качестве объяснительного понятия и предмета психологического исследования. Исходя из понимания культуры как особого способа организации и развития человеческой жизнедеятельности, онтологизируется феномен психологической культуры. Категория «психологическая культура» фиксирует способность человека «входить» и «пребывать» в психических состояниях, функциональными коррелятами которых являются формы активности, не обусловленные биологической необходимостью. Такие способности открываются у человека вследствие трансформации его натуральной психики при посредничестве искусственных («психотехнических») средств в высшие психические функции. Условия, средства и механизмы инициации, актуализации и реализации таких способностей составляют «логику» психологической культуры.
Скачать PDF

Объяснительный инструментарий психологической науки в контексте исторического анализа

Чеснокова Алла Григорьевна
В статье анализируются основные категории, использующиеся в психологии для объяснения природы психического. Подчеркивается роль гипотезы в развитии научного знания. Рассматриваются наиболее распространенные схемы и виды объяснения: объяснение неизвестного через известное; генетическое, структурное и функциональное объяснение; модельное и вероятностное объяснение, «объясняющие скетчи». Особое внимание уделяется истории развития принципа детерминизма в психологии. Прослеживаются перспективы решения проблемы детерминации психического на базе марксистской методологии и философских идей Спинозы.
Скачать PDF

Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия

Мунгалов Владимир Николаевич
Развитие представлений о природе психики сопровождается развитием понятийного аппарата науки. В последние годы наблюдается тенденция в рассмотрении психических явлений с позиций психологических пространств, а не сфер. В статье анализируется содержание метафор «сфера» и «пространство» для описания психологических феноменов. Так, метафора «сфера» предполагает взгляд на анализ психического явления со стороны, причем исследователь предполагает ограничение его проявления. Метафора «пространство» позволяет перенести позицию исследователя «во внутрь», т. е. взглянуть на мир глазами другого человека. Это становится возможным благодаря выявлению у человека шкал оценки, с помощью которых он смотрит на мир. Шкалы оценки позволяют человеку не только оценивать отражаемый мир, но и выделять в информационном потоке интересующие параметры. То есть психика способна не только отражать мир, но и порождать его. Обычно процесс порождения протекает на неосознаваемом уровне. Однако при достаточной зрелости сознания процесс порождения может стать сознательным через трансформацию предметного содержания. Поэтому в практике кадровой работы является важным отслеживать рассогласование предметного содержания организации в сознании работников и инициаторов реорганизации.
Скачать PDF

Зона ближайшего развития как диагностический и объяснительный принцип психологии воспитания

Косырев В.Н.
In article it is offered to distribute L.S. Vygotskogo's doctrine about a zone of the nearest development to psychology of education. The author considers, that for the description of dynamics of development it is necessary to use not one, and three concepts: «a zone of the previous development», «a zone of actual development» and «a zone of potential development». Having arranged them in the specified sequence on a timebase, it shows, how with the help of them it is possible to describe levels of good breeding of schoolboys (students) and to predict interest воспитуемых to ethical, aesthetic, scientific and other information.
Скачать PDF

Объяснительный стиль личности как фактор психоэмоционального благополучия педагогов

Далгатов Магомед Магомедаминович, Муталимова Аида Магомедбеговна, Тагаева Наталья Владимировна
Статья посвящена исследованию взаимосвязи каузальных атрибуций достижений педагогов и их психоэмоционального благополучия. Полученные в эмпирическом исследовании данные позволяют заключить, что объяснительный стиль педагога выступает в качестве личностного детерминанта, обусловливающего психоэмоциональное благополучие (или неблагополучие) педагогов.
Скачать PDF

Объяснительные возможности теории социальных представлений для исследования морально-правовых элемен

Лебедева Наталья Николаевна
В настоящее время в рамках теории социальных представлений проводится большое количество исследований. Часть исследований посвящена изучению нормативных представлений. Важную роль в изучении морального сознания сыграли работы Ж. Пиаже и Л. Колберга. Отечественные психологи уделяют большое внимание ценностным аспектам морально-правовых представлений. Теория социальных представлений позволяет изучать картину морально-правового сознания личности.
Скачать PDF

Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды

Банщикова Татьяна Николаевна
С позиции конструктивистского подхода рассматривается понятие «агрессия», устанавливаются границы понятий: «изнутри» и «снаружи», даются их объяснительные характеристики; предлагается подход к классификации агрессии с позиции ее воздействия на процесс личностного и профессионального развития.
Скачать PDF

Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса

Иванова Татьяна Юрьевна
В данной работе рассматриваются теория сохранения ресурсов Стивена Хобфолла, ее основные принципы, значение для исследовательской работы и возможности практического применения. Приводятся данные многочисленных исследований психологических последствий различных стрессовых событий, выполненных с применением теории. Обсуждаются достоинства и ограничения теории. Намечаются направления дальнейших исследований.
Скачать PDF

«Социальный мозг» новый объяснительный конструкт в психологии?

Рычкова О.В.
В статье анализируются некоторые современные модели, используемые в направлении, именуемом «социальные нейронауки»; обосновывается необходимость анализа новых моделей с позиций отечественной психологии и методологии науки, поскольку вульгарное их применение в качестве объяснительных категорий грозит биологическим редукционизмом. Работы в данной области исследований ставят задачу раскрытия мозговых механизмов социального познания и социального поведения человека. В статье подчеркивается, что многие тяжелые психические расстройства могут быть объяснены с позиции нарушений социального познания и «модели психического».
Скачать PDF

Рефлексия «Хорошая» и «Дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, Осин Евгений Николаевич
Статья посвящена анализу проблемы роли рефлексивных процессов в саморегуляции. Разброс мнений по поводу их роли получает объяснение в дифференциальной модели рефлексивности, в которой различаются позитивные (системная рефлексия) и негативные (квазирефлексия, интроспекция) разновидности рефлексивных процессов. Опе ра цио нализацией модели выступила оригинальная методика — Дифференциальный тест рефлексивности (ДТР), включающий 30 утверждений, сгруппированных в три шкалы: Системная рефлексия, Интроспекция, Квазирефлексия. В статье описаны шесть исследований, посвященных разработке и валидизации ДТР. Структура методики была проверена с помощью конфирматорного факторного анализа на выборке пользователей Интернета (N = 3860) с перекрестной валидизацией на выборке участников летней школы (N = 261). Полученные шкалы демонстрируют приемлемую надежность (0.78 <  < 0.85). Показатели двух негативных типов рефлексии умеренно коррелируют между собой и слабо связаны с показателем системной рефлексии. Все три типа рефлексивных процессов положительно коррелируют с другими существующими показателями рефлексивности. Показатель системной рефлексии демонстрирует слабые и умеренные положительные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, открытости новому опыту, дружелюбия, эмоциональной стабильности, позитивного одиночества. Показатель интроспекции демонстрирует умеренные отрицательные связи с показателями счастья, удовлетворенности жизнью, субъективной витальности, осмысленности жизни, жизнестойкости, ориентации на действие, эмоциональной стабильности, а также положительные — с показателями переживания одиночества и зависимости от общения; показатель квазирефлексии демонстрирует сходные, хотя и более слабые эффекты. На выборках успешных бизнесменов (N = 21) и практикующих йогу (N = 51) показатели негативных типов рефлексии оказываются существенно более низкими (d > 0.8) по сравнению с выборками нормы, что свидетельствует о критериальной валидности методики. Полученные результаты позволяют рекомендовать ДТР как надежный и валидный инструмент для дифференциальной диагностики рефлексивных процессов.
Скачать PDF

Объяснительные принципы психологии развития

Аверин Вячеслав Афанасьевич
В статье обосновываются объяснительные принципы психологии развития: принцип динамического неравновесия как источник развития, принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности изменчивости) как условие развития системы, принцип дифференциации интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры системы, и принцип цельности как критерий функционального развития системы. Библиогр. 19 назв.
Скачать PDF

Научная школа как способ программирования и самопрограммирования ученых: объяснительные позиции науч

Ананьева Наталия Анатольевна
Статья посвящена памяти крупнейшего отечественного специалиста в области психологии Филонова Льва Борисовича. В статье приводятся основные позиции выделения научной школы Филонова Л.Б.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!