ОБЪЯСНЕНИЕ это что такое ОБЪЯСНЕНИЕ: определение — Психология.НЭС
Объявление ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФАСИЛИТАЦИИ ПРОСТЫМ ПРИСУТСТВИЕМ ДРУГИХ

ОБЪЯСНЕНИЕ

Найдено 2 определения термина ОБЪЯСНЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ОБЪЯСНЕНИЕ

Разъяснение явления или события или определении характеристик какого-то объекта. Делом всей жизни многих ученых и многих философов было толкование того, какая форма объяснения какого-то явления может считаться истинным объяснением этого явления. Объяснения могут иметь разный вид; например: (а) причинное объяснение, которое определяет необходимые и достаточные условия возникновения этого явления; (б) историческое (или онтогенетическое) – когда основное внимание уделяется разъяснению предшествовавших событий, которые привели к данному ее (в) восстанавливающее – когда изучаемое явление представляется в более простых или более фундаментальных терминах; (г) конструктивное (или обобщенное) – когда задачей является разработка более общих принципов и законов, которые устанавливают связь между объясняемым явлением и другими. Вообще, можно легко различить объяснительные и описательные попытки на том основании, что последние ограничиваются сообщением о наблюдениях, в то время как первые распространяются до раскрытия между наблюдаемыми явлениями. На практике, конечно, это различие не всегда легко заметить См этиология, определение, описание.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Объяснение

разъяснение явления или события, определение характеристик какого-то объекта. Объяснение может иметь разный характер: 1. причинное объяснение, которое определяет необходимые и достаточные условия для возникновения явления; 2. историческое или онтогенетическое объяснение, когда основное внимание уделяется разъяснению повлекших явление предшествующих событий; 3. восстанавливающее объяснение, когда изучаемое явление представляется в более простых и фундаментальных терминах; 4 конструктивное или обобщенное объяснение, когда задачей является разработка более общих принципов или законов, которые устанавливают связь между объясняемыми явлениями и другими. Можно легко различить объяснительные и описательные подходы: первые распространяются до раскрытия связей между наблюдаемыми явлениями, вторые – ограничиваются сообщениями о наблюдениях.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ОБЪЯСНЕНИЕ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Объяснение и понимание как методы наук о психике

Залевский Генрих Владиславович
В статье предпринимается попытка дать историко-теоретический анализ объяснения и понимания в их соотношении как методов наук о психике в контексте декларируемого сегодня очередного кризиса психологической науки. Показано, что в психологической науке сегодня прослеживается тенденция ухода от естественно-научного монизма к монизму гуманитарно-научному. Автор статьи скорее соглашается с теми, кто выступает против «одноглазой циклопной психологии».
Скачать PDF

Объяснение в контексте рефлексии научной активности

Чернов Александр Юрьевич, Курышева Ольга Васильевна
В статье рассматривается актуальная методологическая проблема соотношения категорий «рефлексия» и «объяснение» в контексте планирования и осуществления научного психологического исследования. Представлено авторское понимание уровней научной рефлексивной активности (дорефлексивный, предметно-рефлексивный, парадигмальный, дискурсивный) и соответствующие им варианты или типы объяснения: теоретико-смысловое, эмпирически-дидактивное, социально-смысловое, социально-дидактивное.
Скачать PDF

Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма

Чернов Александр Юрьевич, Буланова Ирина Сергеевна
Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма сводится к закономерному последствию аскетического типа религиозной конверсии. В контексте религиозной идеологии терроризма изменение смысловой сферы, как ключевого аспекта конверсии, сопряжено с особым типом отношений с Богом.
Скачать PDF

Причинность и объяснение в психологии личности: от необходимого к возможному

Леонтьев Д. А.
Скачать PDF

Психофизиологическая проблема и объяснение феноменов клинической и психотерапевтической практики в к

Маланов Сергей Владимирович
Обсуждаются связи между психическими и физиологическими функциями, которые могут лежать в основе психогенных расстройств. Анализируются феномены, регистрируемые в клинической практике, которым дается объяснение с позиций системно-деятельностного культурно-исторического подхода к анализу психических явлений.
Скачать PDF

Юмор: объяснение с помощью принципов S-R теории подкрепления

Комленич М., Миличевич Н., Цветанович И.
Гипотеза, изложенная в статье, опирается на принятое в психологии разделение понятия„подкрепление“ на положительное и отрицательное и состоит в том, что удовольствие, которое приносит юмор, заключается не в положительном подкреплении после осуществления реакции с последующей редукцией эмоционального порыва, но в первую очередь, в неисполнении реакции, которая не сопровождается подкреплением (отрицательное подкрепление). Гипотеза представлена в статье последовательно: во-первых, на операционном уровне показывается, что юмор является тесным контактом двух различных интерферирующих реакций (юмор в качестве промежуточной переменной). Затем демонстрируется, каким образом структуру этого явления (соприкосновения двух реакций) можно рассматривать в качестве модели диссипации реактивного торможения (ингибиции), a рассыпание реактивного торможения является своего рода отрицательным подкреплением. Согласно Халлу [6; 7; 8], каждая осуществленная реакцияоставляет за собой реактивное торможение стремление к ее неповторению. Это переживается как неприятное состояние, которое похоже на усталость, а уклонение от такого состояния является подкреплением. Близость двух различных реакций (R1 и R2), то есть быстрая смена R2 на R1 представляет собой осуществление желания, чтобы R1 не повторилось, то есть рассыпание реактивного торможения реакции R1. Другими словами, R2 создает резкий разрыв oт R1. Чем быстрее последовательность R1 и R2, тем эффект сильнее, поскольку реактивное торможение схвачено на самом конце R1 когда оно максимальное, и когда рассыпание сильнее. Для сближения R1 и R2 используется ассоциация (примыкание, сходство или контраст) в качестве связывающего фактора R1 и R2, или медиатор (посредник). В статье предложено деление юмора по наличию или отсутствию посредничества.Pleasure experienced in humour is not simply reinforcement due to performing a reaction followed by drive reduction. Gratification in humour is, primarily, in not performing a reaction that is not followed by reinforcement. At the operational level, humour is a close contact of two distinct, interfering reactions (humour as intervening variable). Deductive coverage of this empirical law by a broader theory is achieved by subsuming the contiguity of two reactions into a form of dissipation of reactive inhibition. This is also the main hypothesis of this work: humour is gratification caused by sudden dissipation of reactive inhibition (humour as hypothetical construct). According to Hull [6; 7; 8], each performed reaction leaves behind reactive inhibition a striving not to be repeated. This striving is an unpleasant state, similar to fatigue, so that removing it represents reinforcement, pleasure. The contiguity of two different reactions (R1 and R2), i.e. the quick sequence of R1 and R2, is a form of realization of the striving for R1 not to recur, that is, dissipation of reactive inhibition of the reaction R1. In other words, R2 is a sudden rest from R1. The quicker the sequence of R1 and R2, the stronger is ‘the rest effect’. This is because reactive inhibition is caught at the very end of R1, at its maximum, and therefore sudden dissipation of such big amount of reactive inhibition is more reinforcing. A mechanism of putting R1 and R2 closer together is the association (of contiguity, similarity or contrast) through which a connection, i.e. mediation of R1 and R2 is achieved. Based on our main hypothesis, humor can be divided with regard to presence, i.e. absence of the mediating reaction. A type of humor which includes the mediating reaction, i.e. association, is wit (catchword, raciness), while the other type without the association is comedy (comics).
Скачать PDF

Объяснение как функция психологической науки

Мазилов Владимир Александрович
Статья посвящена обсуждению вопросов объяснения. Обсуждаются причины того, почему в отечественной психологии проблема объяснения не получила должной разработки. Анализируются работы отечественного философа науки Е. П. Никитина, показано их значение для психологии. Выявлено, что решающее значение для психологии имеют идеи философа науки о множественности видов объяснения. Работы Е. П. Никитина по проблеме объяснения, как показано в статье, имеют большое эвристическое значение для психологической методологии и в другом аспекте. Чрезвычайно важно, что объяснение в работах Е. П. Никитина рассматривается не само по себе, а в более широком контексте в рамках структуры научного исследования. Столь развернутые классификации для психологии пока что недостижимая мечта. Имеющиеся классификации носят эмпирический характер, поэтому к ним обычно предъявляют массу претензий. В статье предпринимается критический анализ распространенных в психологии классификаций видов объяснения (Р. Браун и Ж. Пиаже). Подвергается критике позиция А. В. Юревича, согласно которой редукция в психологии является благом. Нередуктивное объяснение в психологии будет возможно при использовании широкой трактовки. Разработка проблемы психологического объяснения и выявление его специфики предполагает обсуждение вопроса о предмете психологии. Действительно, в современной психологии мы имеем дело с «многоступенчатым» предметом («декларируемый», «рационализированный», «реальный»). Важно подчеркнуть, что, «закрывая» эту проблему (как часто и происходит), мы лишаемся надежды на установление какого-либо взаимопонимания в психологии. В статье содержится представление о внутреннем мире как предмете психологии. Внутренний мир, с одной стороны, един с внешним миром, с другой независим от него. Внутренний мир, порождаемый как функциональное отражение внешнего мира, представляет собой целостный идеальный мир. Это живой мир, так как он порождается потребностями человека и пронизан переживаниями. С позиции внутреннего мира хорошо объясняются многие проблемы, которые решает психология.
Скачать PDF

Обоснование дифференциального подхода к объяснению феномена гомосексуализма в психологии: переосмысл

Курочкин О. Е.
В статье обоснована необходимость систематизации научного психологического знания о гомосексуализме. Здесь рассматривается новый методологический подход проблемы гомосексуализма, основанный на предположении о поликаузальности данного явления. Автор в своих рассуждениях опирается на теорию Стормса, и постулирует, что нетрадиционная ориентация лиц, осознавших свою гомосексуальную идентичность уже в зрелом возрасте, может являться результатом действия защитного механизма, работающего по принципу регрессии. Целью регрессии является достижение интимности в межличностных отношениях между друзьями одного и того же пола.
Скачать PDF

Самооценка подростка и стиль объяснения событий родителями

Рахманкулова Светлана Анатольевна
Представления ребенка о себе начинают складываться в процессе взаимодействия с родителями, именно в семье закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения ребенка. Рассматривается возможность взаимосвязи cамооценки подростка с тем, насколько позитивно интерпретируются происходящие события эмоциональнозначимым родителем.
Скачать PDF

Педагогические и психологические модели в структуре объяснения

Студенова Тамара Юрьевна
Статья посвящена вопросу разведения понятий «психологические аспекты» и «педагогические аспекты» в объяснительной модели учителя. Проблема заключается в том, что теоретически эти понятия не разведены, вследствие чего объяснительная модель учебной информации представляется недостаточно дифференцированной. Решение этого вопроса может помочь в повышении психодиагностического мастерства учителя, в преодолении трудностей в обучении и их профилактике, в осуществлении более дифференцированного подхода к процессу объяснения учебной информации.
Скачать PDF

Интеграция психологических теорий в объяснении религиозного опыта

Чернов А.Ю., Буланова И.С.
В статье раскрывается авторское понимание интеграции психологических теорий объяснения феномена религиозного опыта. Интеграция теоретических положений различных психологических школ для объяснения важных аспектов религиозного опыта возможна при условии существования проблемного пространства, а также некой модели для интеграции. В качестве такой модели предлагается диалогическая. Определяется допустимость и границы интеграции психологических объяснений религиозного опыта. Дается функциональное определение религии с точки зрения экзистенциальной проблематики. Продуктивным является диалог между экзистенциально-гуманистической психологией и психоанализом в описании механизма трансценденции религиозного опыта.
Скачать PDF

Диагностический потенциал методик исследования самоэффективности и стиля объяснения ситуаций

Остроушко Марина Геннадиевна
В статье сформулировано представление о субъектности как интегративной характеристики личности и предложен авторский подход к формированию комплекса диагностического инструментария для исследования субъектности, предполагающего изучение ее внешней и внутренней компонент. В качестве примера подобного комплекса автором предложено изучение самоэффективности и стиля объяснения ситуаций
Скачать PDF