ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Объектные отношения
в психоанализе - эмоциональные связи человека с другими людьми.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Объектные отношения
object relation) – в психоанализе – термин, обозначающий эмоциональную привязанность кого-либо к другому человеку.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Объектные отношения
эмоциональные связи индивида с другими. Обычно это ощущение своей любви к другому, соотносимое с желанием его взаимной любви.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Объектные отношения (object relations)
Взаимодействия с внешними объектами (другими людьми), интернализованные и потому повлиявшие на отношения данного индивида с другими.

Источник: Браун Д., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. 2001

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Эмоциональные связи человека с другими. Обычно они выражаются в ощущении собственной способности любить и заботиться о другом уравновешенной с заинтересованностью в любви по отношению к себе.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ОТНОШЕНИЯ ОБЪЕКТНЫЕ
(objekt relations-англ.)-сранительно редко употребляемое выражение, обозначающее эмоциональные связи, существующие между людьми. О.о. в типичном случае проявляются в осознании каждым человеком, вступающим в такие отношения, своей способности любить и заботиться о другом человеке точно так же, как он любит себя и заботится о самом себе.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
OBJECT RELATIONS)
Бессознательные мысленные представления объектов, которые складываются из межличностных взаимодействий по мере развития личности. В них обнаруживаются представления значимых связей и опыта детства, и они глубоко затрагивают межличностные взаимодействия человека и выбор им объектов. Чтобы подчеркнуть их внутрипсихическое нахождение, иногда используется термин интернализованные объектные отношения.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
отношения человека к окружающему его миру людей и вещей, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними.
   Представления об объектных отношениях содержались в некоторых работах З. Фрейда. Они не получили у него детализированного обсуждения, но тем не менее дали необходимый толчок для исследовательской и терапевтической деятельности тех психоаналитиков, которые не только обратили внимание на важность изучения объектных отношений, но и попытались создать соответствующую теорию. Во всяком случае в таких работах З. Фрейда, как «Скорбь и меланхолия» (1917) и «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), можно обнаружить размышления основателя психоанализа об отношениях человека к тем или иным сексуальным, любовным объектам.
   Так, в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» он писал об идентификации как самом раннем проявлении психологической связи мальчика с другим лицом: с матерью – чисто сексуальная захваченность объектом, с отцом – идентификация по типу уподобления. При этом З. Фрейд отмечал разницу между идентификацией с отцом и «объектным избранием отца». В первом случае отец есть то, чем человек хочет быть, во втором – то, чем он хочет обладать. При невротическом образовании симптомов идентификация может иметь более сложную ситуацию, как это наблюдается, например, в том случае, когда маленькая девочка испытывает тот же симптом болезни, как и ее мать, скажем, мучительный кашель. В этом случае идентификация означает или враждебное желание занять место матери, и симптом выражает объектную любовь к отцу (он реализует замену матери под влиянием чувства виновности), или симптом равен симптому любимого лица, когда «идентификация заняла место объектного выбора, объектный выбор регрессировал до идентификации».
   По мере развития теории и практики психоанализа среди части психоаналитиков стал возрастать интерес к исследованию объектных отношений. Если З. Фрейд акцентировал внимание на объекте как источнике сексуального удовлетворения человека, то психоаналитики М. Балинт, Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, У. Фейрбейрн и другие сместили исследовательский интерес в плоскость изучения того, как в процессе развития ребенка формируются отношения, оказывающие воздействие не только на восприятие ребенком внешних объектов, но и на организацию его жизнедеятельности в зависимости от этих объектов. Поиск объекта, его восприятие, реальные и фантастические представления о нем, создание целостного образа объекта, его включение в историю развития индивида, соотнесенность с психическими функциями, реакциями и механизмами защиты человека – все это является предметом осмысления психоаналитиков, подходящих к изучению психических заболеваний и лечению пациентов с позиций объектных отношений.
   З. Фрейд исходил из того, что на оральной и анальных стадиях психосексуального развития ребенка имеет место расщепление влечений, когда, по сути дела, ребенок не воспринимает ни других людей, ни самого себя в качестве целостного объекта, который становится значимым для него в качестве такого лишь на эдипально-фаллической фазе развития, когда в процессе психического овладения внешним объектом формируется внутренний целостный образ его. Последующие психоаналитики осуществили более детальный анализ формирования объектных отношений на предэдипальных стадиях развития ребенка.
   М. Кляйн (1882–1960) высказала предположение, что в течение первых месяцев жизни ребенка он начинает ощущать грудь матери в качестве «хорошего» или «плохого» объекта. В силу недостаточной интегрированности его психики ребенок ощущает сильный контраст между «хорошей» и «плохой» грудью и его восприятие этого объекта сопровождается расщеплением отношения к нему. Вместе с тем, как полагала М. Кляйн, уже в течение первых трех-четырех месяцев жизни ребенка «хороший» и «плохой» объект не полностью отделены друг от друга в его психике: в своем «хорошем» и «плохом» качестве материнская грудь сливается у ребенка с ее телесным присутствием; на ранних стадиях его развития складывается определенное отношение ребенка к матери как первому объекту. Благодаря процессам проекции и интроекции этот внешний для ребенка объект переводится во внутренний план. Внешняя и внутренняя «хорошая» грудь «становится прототипом всех полезных и удовлетворяющих объектов», в то время как «плохая» грудь – «прототипом всех внешних и внутренних преследующих объектов».
   На ранних стадиях своего развития ребенок воспринимает грудь матери в качестве частичного объекта. Как только младенец направляет свой интерес на другие объекты помимо груди матери, происходит становление процесса, являющегося чрезвычайно важным для расширения сферы объектных отношений. Но лишь со временем ребенок оказывается способным не к частичному, а целостному восприятию объектов. Обращая внимание на это обстоятельство, некоторые психоаналитики сосредоточили внимание на рассмотрении переходной стадии от частичного к целостному объекту.
   У. Фейрбейрн (1890–1964) выдвинул утверждение, согласно которому сексуальное влечение человека стремится не к удовольствию, а к объекту, оно является импульсом, направленным на поиск другого человека. Развитие индивида зависит от человеческого объекта, от его отношений с ним, в рамках которых происходит переход от незрелых к более зрелым объектным отношениям. В этом плане сексуальное влечение выступает в качестве особой техники установления объектных отношений.
   Д. Винникотт (1896–1971) ввел в психоаналитическую литературу понятие «переходный объект». Он исходил из того, что у детей в возрасте от четырех месяцев до одного года может проявляться особая привязанность к отдельным предметам, будь то часть своей одежды, одеяла, которые они с удовольствием сосут, хватают ручками, прижимают к себе. Отношение к таким переходным объектам составляет промежуточную область опыта ребенка, на долгое время способного сохранить для него свою значимость. С точки зрения Д. Винникотта, переходный объект является необходимой частью детского опыта, позволяющего ребенку осуществлять переход от орального отношения к первому объекту (грудь матери и она сама), к таким объектным отношениям, которые свидетельствуют об установлении реальных взаимосвязей между внутренним и внешним миром человека. Наряду с этим он выступил с идеей, в соответствии с которой формирование психики индивида происходит под знаком значительного влияния объекта, рассматриваемого в качестве как внутреннего, так и внешнего объекта.
   Согласно М. Малер (1897–1985), в возрасте двух лет у ребенка начинает проявляться устойчивость и постоянство в эмоциональном отношении к объекту. Внешний объект воспринимается им не в его расчлененности как «хороший» и «плохой», а в его целостности. В отсутствие этого объекта у ребенка сохраняется внутренний образ его, что способствует не только установлению тесной связи между реальным, воображаемым объектом и психическим овладением им, но и идеализации объекта. Установление постоянных объектных отношений свидетельствует о формировании устойчивой психической структуры индивида. Вместе с тем формирование объектных отношений может происходить под знаком сепарации-индивидуации. В целом, М. Малер рассматривала объектные отношения через призму симбиоза между матерью и ребенком и процесса сепарации-индивидуации.
   Становление и развитие объектных отношений на ранних этапах жизни ребенка существенным образом сказывается на последующих отношениях взрослого человека с окружающим его миром, другими людьми и самим собой. Объектные отношения человека – это прежде всего его внутренние отношения, формирование которых осуществляется под воздействием соответствующих способов восприятия мира, адекватных или неадекватных реакций на него, нормальных или патологических форм защиты, возникающих в раннем детстве и дающих знать о себе в жизни взрослых людей. Поэтому различного рода нарушения в объектных отношениях ребенка способны привести к таким последствиям, которые чреваты невротизацией взрослого человека.
   Так, М. Кляйн полагала, что страхи, связанные с фантазиями ребенка о нападении на него «плохого», преследующего объекта («плохая» грудь матери станет пожирать младенца точно так же, как он в своих фантазиях кусал, разрывал и уничтожал ее) являются основой для возникновения ипохондрии. Тревога преследования с самого начала включается в отношение ребенка к объектам. По мнению М. Кляйн, жизненно важную роль в раннем развитии ребенка играет как тревога преследования, так и депрессивная тревога, являющаяся следствием конфликта между его любовью и ненавистью. Если в процессе формирования ребенком целостных объектов преодоление этой тревоги преследования и депрессивной тревоги происходит удачно, то тем самым закладывается одна из важнейших предпосылок нормального развития. Если же происходят нарушения в объектных отношениях, то «младенческий невроз» не только не преодолевается, но, напротив, становится питательной почвой для развития невротических заболеваний взрослого человека, поскольку расщепление между хорошими и плохими объектами усиливается, интеграция психики затрудняется, чувство преследования укрепляется, ненависть и атака на объекты, которые ощущаются как преследующие, приобретают доминирующее значение, враждебность и агрессия усиливаются.
   М. Балинт (1896–1970) призвал к пересмотру классической психоаналитической теории с точки зрения необходимости уделения большего внимания развитию объектных отношений. По его мнению, «любой невротический симптом означает также нарушение объектных отношений, а индивидуальные изменения – это только один из аспектов этого процесса». В этом плане классические источники психоаналитической теории (обсессивный невроз и меланхолия) являются лишь пограничными ситуациями из-за значительной удаленности от своих объектов. Поэтому необходима такая теория, которая давала бы достоверное описание развития объектных отношений.
   С точки зрения М. Балинта важной областью исследования новой теории должно стать поведение аналитика в психоаналитической ситуации, представляющей собой объектные отношения. Наблюдения за тем, как развиваются и изменяются эти объектные отношения, которые подвергаются влиянию фрустрации и удовлетворения и, в свою очередь, оказывают воздействие на желания, потребности, бессознательные процессы у обоих участников анализа, представляются важными, способными стать «наиболее важным источником материала для теории развития объектных отношений». По мнению М. Балинта, наиболее существенным является то, что психоанализ должен основываться на языке и раскрытии переживаний, включающих в себя психологию не одного человека (пациента), а двоих людей (пациента и аналитика).
   Теоретическая разработка объектных отношений привела к определенным изменениям в психоаналитической технике. Если в классическом психоанализе аналитик придерживался принципа абстиненции, выступал в качестве непрозрачного зеркала, то с учетом объектных отношений некоторые психоаналитики стали принимать на себя проективные патологические проявления переноса и обращать большее внимание на развитие отношений между аналитиком и пациентом. Если раньше психоаналитик старался не вовлекаться в какие-либо отношения с пациентом, сосредоточивая свои усилия на толкованиях и конструкциях, то теперь он стал использовать объектные отношения в качестве инструмента эмпатической связи с регрессивными переживаниями больного. Если традиционный психоанализ апеллировал к внутреннему развитию пациента, то ориентация современного психоанализа объектных отношений предполагает углубленное рассмотрение аналитиком становления, роста и обогащения отношений между пациентом и терапевтом.   

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
6.97 мб

Эссе о субъект-объектном отношении

Золотухина-аболина Е. В.
Читать PDF
272.22 кб

Вещь и телесность: топология субъект-объектных отношений

Муштей Надежда Анатольевна
Рассматривается топология отношений вещи и субъекта. Анализируется феномен «зонда» и пространственное положение вещи, детерминируемое ценностными установками субъекта.
Читать PDF
157.43 кб

Объектные отношения у пациентов с паническим расстройством

Кочетков Я. А., Соколова Е. Т.
Objective: investigating object relations in patients with panic disorders. Subjects: 24 patients (16 female and 8 male) diagnosed as panic disorder (F41.0), aged 19 to 42 years.
Читать PDF
370.81 кб

О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации

Рыжкин Ю. Е.
Читать PDF
175.39 кб

Субъектно-объектное отношение в контексте отдавания и принятия

Сергеева А. И.
В статье рассматриваются проблемы развития общественных отношений. Автор считает, что противоречие субъект-объектных отношений преодолевается через отдавание и принятие.
Читать PDF
396.84 кб

Особенности субъект-объектных отношений в историческом познании

Леопа Александр Владимирович
В понимании сущности исторического познания важное методологическое значение имеет характер субъект-объектных отношений.
Читать PDF
396.50 кб

Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы

Морозова Надежда Михайловна
Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии.
Читать PDF
170.07 кб

«Франсафрик» и «Новые рубежи» в контексте субъектно- объектных отношений

Нгома Лухуоло Жюниор Голди
С позиций субъектно-объектных отношений в трактовке выдающегося советского философаМ.С. Кагана проанализированы концепции африканского направления внешней политики Франции и США конца 1950-х начала 1960-х годов.
Читать PDF
234.84 кб

Ценность как разновидность субъектно-объектных отношений (системный анализ)

Наумов Петр Юрьевич, Утюганов Алексей Анатольевич
Целью данной работы является рассмотрение сущности и специфики ценностного отношения, с позиций системного подхода.
Читать PDF
88.09 кб

Теория субъект-объектных отношений А. И. Введенского: от Канта к диалогизму

Зиновьев Илья Викторович
В статье рассматриваются основные положения теории субъект-объектных отношений русского кантианца А.И. Введенского (1856-1925).
Читать PDF
225.59 кб

Системный анализ субъектно-объектных отношений в профессиональной деятельности

Пучкова И. М.
В статье представлены подходы к системному анализу профессиональной деятельности. Описано содержание субъекта и объекта профессиональной деятельности как системных образований.
Читать PDF
6.51 мб

Радикальный конструктивизм в контексте современных субъект-объектных отношений

Билалов Мустафа Исаевич
На примере радикального конструктивизма рассматриваются особенности современных субъект-объектных отношений и их ключевого вопроса проблемы истины.
Читать PDF
168.57 кб

Онтологический и гносеологический подходы к содержанию субъект-объектных отношений

Давыдов Андрей Александрович
Исследуется одна из фундаментальных проблем в истории философии – проблема субъект-объектных отношений.
Читать PDF
149.91 кб

Субъект-объектные отношения в социальном управлении: вопросы методологии и обучения

Нарбут Н. П., Фёдоров В. А.
Теория и практика социального управления в современной России свидетельствуют о необходимости новых подходов к формированию субъект-объектных отношений как при осуществлении управления, так и при обучении управленцев в профессиона
Читать PDF
267.34 кб

Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в деятельности специалиста

Орехов М. Е.
Рассматривается профессиональная толерантность как особый тип толерантности, свойственный профессиональной деятельности, и выявляется зависимость содержания понятия «профессиональная толерантность» от характера субъектно-объектных

Похожие термины:

  • ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    object relations theory) - психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивирующей силой в человеческом поведении.
  • Объектных отношений методика

    Object Relations Technique, ORT) — проективная методика исследования личности. О. о. м. сходна с тематической апперцепции тестом и опубликована Х. Филлипсоном в 1955 г. Стимульный материал О. о. м. состоит из 12 рис
  • Субъектно-объектные отношения

    философская категория, отражающая неразрывную связь между субъектом и объектом как динамичную систему.
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО КЕРНБЕРГУ

    Теория объектных отношений - общий термин, обозначающий специальный подход в психоанализе, который рассматривает метапсихологические и клинические вопросы в свете динамики интернализованных об