ОБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
ОБЪЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
(Object relations; Objektbeziehungen, Objektbeziehungstheorie). Разработанная в психоанализе теория понимания психической деятельности на основе отношения человека к «объектам» (неким сущностям, которые привлекают внимание и/или удовлетворяют потребность, а не «вещам»). Подобный подход может противоречить представлениям, основанным на инстинктивных побуждениях, которые теоретикам О. О. кажутся механическими. Хотя Юнг не пользовался этим термином, его подход имплицитно включает в себя положение теории О. О. Представление Юнга о психике характеризуется: а) акцентом на отношениях между различными компонентами психического; б) отношениями между этими компонентами и внешним миром; и в) детальной разработкой вовлеченности психики в процессы фрагментации, расщепления, диссоциации, воплощения U Т.Д. (СМ. ДИССОЦИАЦИЯ; ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Поэтому здесь возможна аналогия с психоаналитическим понятием частичных объектов. Последние используются субъектом исключительно как средство для удовлетворения потребности. Эквивалент психоаналитического понятия целостного объекта может быть обнаружен в рассуждении Юнга относительно конъюнкции противоположностей (см. КОНЪЮНКЦИЯ; ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ). Описание Юнгом определенных психологических процессов указывает на дальнейшее сходство его представлений с представлениями теоретиков О. О. К примеру, Юнг описывает основу младенческого расщепления объекта в своем описании Великой Матери; постоянно содержащей в себе два противоположных качества. См. АРХЕТИП; ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ; ИДЕНТИЧНОСТЬ; ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНОЕ СОСТОЯНИЕ; МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ. Хотя О. О. не содержат в себе явной аналогии самости, было высказано предположение, что это понятие имплицитно присутствует в них, или, что подобная идея совместима с О. О. (Sutherland, 1980). С гой стороны, Кохут возражал и утверждал обратное, что подходы теории О. О. и психологии Я несовместимы (Tolpin, 1900). Это объясняется тем, что позиция первого —это позиция беспристрастного отстраненного наблюдателя; опыт в этом случае дистанцированный. Последний же, напротив, исходит из позиции сопереживания, ближнего опыта, Учитывая, что хотя и можно рассуждать о человеке в терминах его внутренних и внешних объектов, но это не совсем то, как сам человек узнает себя в процессе собственного опыта. Эта психоаналитическая полемика не имеет аналога в аналитической ПСИХОЛОГИИ (см. НАРЦИССИЗМ; САМОСТЬ).
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.