О педагогическом общении: Леонтьев А. А
О педагогическом общении: Леонтьев А. А.
Пед. О. по А. А. Леонтьеву - это «О. преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее опр. пед. функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психол. климата, а также на др. рода психол. оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива». Пед. О. обеспечивает коллективную деятельность, но в зависимости от решаемых задач выступает в разл. социальных и социально-психол. функциях. При этом в Пед. О. есть и универсальные черты, компоненты, процессы, независимые от функции, в частности, обслуживающие Пед. О. процессы контакта: «Перед нами целая многоэтажная конструкция: деятельность-взаимодействие-О.-контакт». А. А. Леонтьев различает: социально ориентированное О., к-рое непосредственно реализует обществ. отношения и организует социальное взаимодействие; групповое предметно ориентированное О., к-рое непосредственно включено в коллективный труд и помогающее коллективу решать стоящие перед ним задачи; личностно ориентированное О. - собственно говоря, О. одного человека с др. Оно может быть деловым, а также - «выяснением отношений», не имеющим связей с деятельностью, - модальное О., к-рое «имеет своим предметом стабилизацию, уточнение, развитие психол. взаимоотношений людей». В учебном процессе в школе особо выделяется эмоциональная сторона: «задача учителя - создать в классе такой эмоциональный климат, такую обстановку, к-рая препятствовала бы возникновению у ученика состояния собственно эмоциональной напряженности и, напротив, стимулировала бы возникновение операциональной напряженности». Недостаточное внимание к личности школьника в процессе обучения оборачивается большими пед. просчетами, поэтому «оптимальное Пед. О. - такое О. учителя (и шире - пед. коллектива) со школьниками в процессе обучения, к-рое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление социально-психол. процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». В числе структурообразующих компонентов Пед. О. выделяются определяющие личность учителя и компоненты, влияющие на реализацию оптимального Пед. О. К первым относятся «пед. интуиция» и «субъективность» О. учителя с учениками: здесь опасны неоправданные негативные установки, но также нежелательны и установки нереалистические позитивные. Во второй группе компонентов психолингв. анализ речевого О. учителя, интенсивность обучения, а также умение «и видеть, и понимать» ученика. Психолингв. аспект характеризуется, в частности, через 8 «дидактических» функций языка (Д. Шпангель), к-рые могут быть положены в основу конкретного анализа речевой деятельности учителя на уроке. Эти дидактические функции обеспечиваются разными видами высказываний учителя, имеющими опр. функц. Нагрузку (выделяется 25 видов таких высказываний). Интенсивность обучения рассматривается на мат-ле использования Г. Лозановым методов суггестии при обучении иностранным языкам, к-рые позволяют максимально раскрыть неиспользуемые резервы личности ученика, как физиологические, так и психологические. Эффективным интенсивное обучение делает действие целого «пучка» общепсихол., социальнопсихол. и психофизиол. факторов. В их числе особая форма самоподачи преподавателя, облегчающая создание своего образа, моделирование своей личности как необходимое условие эффективного Пед. О., а также «владение своим О.», управление Пед. О. на уроке и вне его. К осн. коммуникативным умениям учителя относятся: 1) умения социальной перцепции, или «чтения по лицу»; 2) умения понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность ученика, его психич. состояние и т. п. по внешним признакам; 3) умения «подавать себя» в Пед. О. с учащимися; 4) умения оптимально строить свою речь в психол. плане, т. е. умения речевого О.; 5) умения речевого и неречевого контакта с учащимися. «Пед. О., система коммуникативных умений учителя - важнейшее орудие создания атмосферы равенства, справедливости, чуткости, к-рая должна царить в отношениях педагога с классом. Это - неотъемлемая часть умений воспитательной работы, причем такая часть, к-рой можно обучать еще в стенах пед. ин-та и к-рая в какой-то мере может компенсировать временную нехватку у начинающего учителя др. умений». Лит.: Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.-Нальчик, 1996. И. Б. Ханина, Д. А. Леонтьев
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011