НУМИНОЗ
НУМИНОЗ
(Numinosum). В 1937 г. Юнг писал о Н. как о динамическом факторе или эффекте, не зависящем от произвольного акта воли. Напротив, Н. овладевает субъектом и контролирует его; человек оказывается в большей степени жертвой Н., чем его творцом. Н., независимо от причин его возникновения, есть невольный опыт субъекта. Н. — это либо качество, принадлежащее видимому объекту, либо влияния невидимого существа, которое в любом случае вызывает специфическое изменение сознания (Собр. соч. Т. 1. Парагр. б). Понятие это не поддается удовлетворительному объяснению, но, по всей видимости, передает индивидуальное сообщение, которое, кроме своей таинственности и загадочности, еще и глубоко впечатляюще. Юнг воспринимал веру, сознательную или бессознательную, как готовность довериться трансцендентной силе, как предпосылку нуминозного опыта. Нуминозное не может быть завоевано, можно лишь открыть себя ему. Но опыт Н. — это более, нежели опыт огромной и неодолимой силы; это столкновение с мощью, заключающей в себе еще не раскрытый, влекущий и роковой смысл. Данное определение Юнга соответствовало тому, что дал Рудольф Отто в своей книге «The Idea of the Holy» (1917). Юнг понимал столкновение с нуминозностью как атрибут всеобщего религиозного опыта. Н. является аспектом сверхординарного образа Бога, как личного, так и коллективного (см. КОЛЛЕКТИВНОЕ). Исследования религиозного опыта убедили его, что в таких случаях прежде бессознательные содержания вырываются из-под давления эго и овладевают сознательной личностью тем же путем, что и в случае вторжения бессознательного в ситуациях патологических. Тем не менее опыт Н. психопатологическим обычно не является. Располагая сообщениями об индивидуальных столкновениях с «богоподобным», Юнг утверждал, что ему не обязательно искать подтверждение существования Бога; однако во всех случаях опыт оказывался настолько глубоким, что обычные описания не смогли бы передать степени его воздействия. Современная гуманистическая психология называет такие впечатляющие случаи «пиковыми переживаниями». См. РЕЛИГИЯ; ДУХ; ВИДЕНИЕ.
Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.