Нравственное поведение НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственное развитие

Найдено 2 определения термина Нравственное развитие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Нравственное развитие

процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Оцените определение:

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. (Академия, 2001, 336с)

Нравственное развитие

В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека). Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития: 1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма). 2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания. 3. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального раз-вития. Согласно Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Когнитивно–нравственное развитие дошкольника

Вавилова И.Н.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» ощущений, восприятий, представлений. В содержании когнитивной сферы есть сущность развития «Я – концепции», представления о том, что может стать потенциальное «Я – образ». Это относится и к постановке нравственного развития детей.
Скачать PDF

Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству

Овчарова Раиса Викторовна
В статье дана содержательная характеристика нравственной сферы личности, ее когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих; выявлены общий и частные психологические механизмы, факторы ее формирования; представлена характеристика особенностей нравственного развития в разные возрастные периоды, его содержательная динамика.
Скачать PDF

Нравственное развитие в подростковом возрасте

Плужникова Т.С.
В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте. Акцентируется внимание на важности сопровождения нравственного развития подростков родителями, педагогами и психологами.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основания нравственного развития личности

Витрук Е.Е.
В статье обсуждается алгоритм (последовательность) этапов и уровней нравственного развития и их характеристика. Основные этапы: нравственное воспитание (воздействие, влияние) и самовоспитание. В нравственное воспитание входят следующие уровни: этический уровень, уровень вежливости, воспитанности и нравственности. Этап самовоспитания представлен уровнями интеллигентности, культуры, духовности. Обращается внимание на то, что нравственное развитие личности это длительный, сложный, многоуровневый, многоаспектный процесс.
Скачать PDF

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д.В.
Скачать PDF

Формирование нравственных чувств как условие и фактор развития психологически здоровой личности млад

Горбунова Г.П., Козловская H.A.
В статье рассмотрено соотношение понятий «психическое здоровье» и «психология здоровья». Выявлено, что уровень сформированной^! нравственных чувств и психическое здоровье два взаимосвязанных понятия. Показано своеобразие формирования нравственных чувств в младшем школьном возрасте.
Скачать PDF

Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего

Козловская Н. А., Морозова И. С.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом. Если не сформировать нравственные чувства в этом возрасте, в дальнейшем сделать это будет намного труднее. Авторами на основании проведенного пилотажного исследования доказывается, что уровень сформированности нравственных чувств и психическое здоровье два взаимосвязанных понятия.
Скачать PDF

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л.П.
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиологических возможностей, возможностей общения с близкими и сверстниками. Например, для первого года жизни ребенка потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью является его первой социальной и нравственной потребностью. Л.П. Гладких указывает, что госпитальный синдром в развитии детей первого года жизни, описанный в исследованиях многих детских психиатров и психологов, показал, что недостаток эмоционального общения в первые годы жизни в домах ребенка являлся причиной и результатом психической аномальности детей раннего возраста, так как в конце третьего года жизни приобретениями личности ребенка должны являться доверие, милосердие и послушание.
Скачать PDF

Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка

Чехонин Александр Дмитриевич
В статье раскрывается нравственно-воспитывающий потенциал боевого искусства айкидо в аспекте занятий с подростками, описываются отличительные черты этого единоборства.
Скачать PDF

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

Склярова Т.В.
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структуры их самосознания, а также влияние духовно-нравственного компонента в учебном процессе на разностороннее развитие детской психики. Автор настаивает на том, что учет психологических особенностей личностного развития детей в процессе обучения культуре религиозной жизни обуславливает становление гармоничного образа мировосприятия у ребенка, что в конечном итоге формирует у него устойчивое мировоззрение. Исследование автора ориентировано на реализацию в учебном процессе «Примерного содержания образования по учебному предмету Православная культура».
Скачать PDF

Развитие нравственности учащихся

Шафикова Г. Р.
Значимое влияние на становление нравственности ребенка оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственность окружающих взрослых. Поэтому формирование нравственной личности является задачей образовательных учреждений, является социальным заказом для психолого-педагогической науки. Проведен обзор исследований на процесс формирования нравственности с конца 1960-х годов ХХ века. Полученные результаты подтолкнули исследователей рассматривать психологическую природу нравственности в рамках целостного подхода, который представляет нравственность как взаимодействие интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. Современная организация педагогического воздействия на нравственное развитие учащихся ограничивается личностью педагога, не предусматривая специальных технологий обучения и воспитания, организации образовательной среды. Необходимы комплексные исследования в рамках системно-динамического подхода.
Скачать PDF

Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юнош

Сандлер Татьяна Сергеевна, Шибаева Людмила Васильевна
Статья посвящена проблемам становления экономического и нравственно-этического самоопределения подростков. Изложены результаты исследования генетико-моделирующего типа, которое было проведено на базе школы в рамках развивающего факультатива, позволившего оценить качество решения детьми проблемно-творческих задач. Представлен опыт разработки типологии эмпирических проявлений сложного психического новообразования подросткового периода нравственно-экономического самоопределения. Намечены перспективы использования данной типологии для диагностики успешности социализации детей.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16