Нравственное развитие

Предыдущий термин:
Нравственное поведение

Следующий термин:
НРАВСТВЕННОСТЬ

Содержание:

Найдено 2 определения термина Нравственное развитие

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

Нравственное развитие

процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Оцените определение:

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 5-е изд. (Академия, 2001, 336с)

Нравственное развитие

В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека). Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития: 1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма). 2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания. 3. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального раз-вития. Согласно Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Когнитивно–нравственное развитие дошкольника

Вавилова И.Н.
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» ощущений, восприятий, представлений.
Читать PDF

Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству

Овчарова Раиса Викторовна
В статье дана содержательная характеристика нравственной сферы личности, ее когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих; выявлены общий и частные психологические механизмы, факторы ее форм
Читать PDF

Нравственное развитие в подростковом возрасте

Плужникова Т.С.
В статье исследуются аспекты формирование нравственности в подростковом возрасте.
Читать PDF

Психолого-педагогические основания нравственного развития личности

Витрук Е.Е.
В статье обсуждается алгоритм (последовательность) этапов и уровней нравственного развития и их характеристика. Основные этапы: нравственное воспитание (воздействие, влияние) и самовоспитание.
Читать PDF

Оценка уровня развития нравственной сферы дошкольников по характеру их моральных суждений

Шатров Д.В.
Читать PDF

Формирование нравственных чувств как условие и фактор развития психологически здоровой личности млад

Горбунова Г.П., Козловская H.A.
В статье рассмотрено соотношение понятий «психическое здоровье» и «психология здоровья». Выявлено, что уровень сформированной^! нравственных чувств и психическое здоровье два взаимосвязанных понятия.
Читать PDF

Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего

Козловская Н. А., Морозова И. С.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом. Если не сформировать нравственные чувства в этом возрасте, в дальнейшем сделать это будет намного труднее.
Читать PDF

Возрастные закономерности духовно-нравственного развития и воспитания детей первых лет жизни

Гладких Л.П.
В статье автор рассматривает разные периоды формирования и развития ребенка, для каждого из которых характерен свой уровень физического и умственного развития, духовных, познавательных и психофизиолог
Читать PDF

Занятия айкидо как фактор нравственного развития подростка

Чехонин Александр Дмитриевич
В статье раскрывается нравственно-воспитывающий потенциал боевого искусства айкидо в аспекте занятий с подростками, описываются отличительные черты этого единоборства.
Читать PDF

Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания

Склярова Т.В.
В статье рассматриваются процессы восприятия детьми материалов духовного и нравственного содержания в связи с возрастными особенностями их развития, которые необходимо учитывать при становлении структ
Читать PDF

Развитие нравственности учащихся

Шафикова Г. Р.
Значимое влияние на становление нравственности ребенка оказывают специфика организации учебной деятельности и нравственность окружающих взрослых.
Читать PDF

Задачный подход в исследовании развития экономического и нравственно-этического самоопределения юнош

Сандлер Татьяна Сергеевна, Шибаева Людмила Васильевна
Статья посвящена проблемам становления экономического и нравственно-этического самоопределения подростков.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!