Нравственное поведение это что такое Нравственное поведение: определение — Психология.НЭС
Нравственного релятивизма стадия Нравственное развитие

Нравственное поведение

Найдено 1 определение:

Нравственное поведение

существуют мотивы, обеспечивающие нравственное (моральное) поведение. На основании этих мотивов существует несколько моделей нравственного поведения:

1. Жертвенная модель нравственного поведения, наиболее далекая от влияния позитивной эмоциональной мотивации. Поведение здесь формируется на основе желания избежать сильных отрицательных эмоций, в том числе таких, которые могут быть даже альтернативой самой жизни. Например, человека не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из-за того, что идеально представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение совести.

2. Нравственная мотивация программного характера. Естественно, человек практически всегда планирует свою жизнь. Бывает, он представляет себя гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном благополучии. Но в то же время он опирается на ряд критериев, которые показывают, как необходимо жить в этом мире. Нравственные ценности составляют фундаментальную часть этих критериев.

3. Сострадание. Сострадание как основа нравственного поведения было основополагающим в концепциях Д. Юма, П. Кропоткина, А. Шопенгауэра. Шопенгауэр видел в сострадании исходную клеточку, основу морали, из которой выводятся все другие нравственные отношения. Суть сострадания, таким образом, заключается в том, что,

проявляя жалость к другому, человек фактически косвенно жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же ситуации, как и человек, на которого реально распространяется отношение сострадания.

4. Благотворительность. В эмоциональном плане механизм реализации данной модели нравственного поведения связан с тем, что человек старается избежать тех негативных эмоций, которые порождаются в результате способности сострадания. Отсюда он пытается улучшить возможности другого, что может выражаться в отдельном акте помощи.

5. Справедливость. Основой такого нравственного поведения могут быть общие представления о справедливости, развиваемые уже не только на основе морального, но и других форм общественного сознания. В эмоциональном плане нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде всего, с негативными эмоциями,

возникающими тогда, когда справедливость нарушается (возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми общественными порядками). Отношения людей друг к другу отражаются в понятии справедливости в связи с их принадлежностью к некоторому целому. Вне понимания значения сохранения этого целого в интересах всех оценка

отдельных нравственных действий как справедливых или не справедливых теряет смысл. По мере того, как индивидуализация личности осознается в качестве все большей и большей ценности, в идеях справедливости также отражаются условия личного бытия, необходимые для индивидуального самовыражения. В этой связи уже само общество подвергается оценке с точки зрения того, насколько оно защищает индивидуальные права

личности и насколько оно дает возможность для самореализации каждого человека. Однако возможность самореализации каждого всегда соотносится в понятии справедливости и с интересами всех, с исходной идеей сохранения целостности и приумножения принадлежащего всем богатства. В силу этого категория справедливости показывает – до какой степени допустима индивидуализация. Превращение удовлетворения личного интереса в единственный критерий ориентации поведения всегда

оценивается в нравственном сознании как несправедливое, как эгоизм. Такая оценка вызывает соответствующие отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости. Что же касается положительных эмоций, то они, конечно, могут возникать по поводу восстановления нарушенной справедливости.

6. Благоговение и героизм. Отношение отдельного человека к целому, т.е. к обществу, в котором он живет, к культурной среде своего обитания может выражаться в особом возвышенном чувстве сопричастности высшему бытию. В религиозном сознании такое чувство обычно характеризуется как чувство благоговения. По своей природе оно представляет развитое до высшей степени сознание уважения и благодарности. Но это чувство не возникает само по себе. Оно, как и другие социальные чувства человека,

формируется специфическими средствами морального воздействия. С формированием чувства благоговения в традиционных системах морали была связана такая добродетель, как благочестие. Наличие добродетели говорит о том, что обладание чувством благоговения предписывается человеку как долг. Природа чувства благоговения, с точки зрения эмоций человека, представляет страх перед богами, превращенный в чувство

успокоения, связанное тем, что все полагаемые обязанности (благодарности, послушания, жертвоприношения) выполняются нормально. Так или иначе, люди испытывают определенный трепет, наблюдая предметы, которыми пользовались великие ученые, писатели, композиторы, хотя они могут быть самыми обычными предметами, постоянно

встречающимися в повседневной жизни. Надругательство над святынями вызывает у человека желание их защищать. Отсюда рождаются особого рода героические действия, в которых человек наиболее непосредственно отождествляет себя с целым.

Оцените определение:

Источник: Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений

Найдено рефератов по теме Нравственное поведение — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нравственное самоопределение и нравственное поведение личности

Руденко Ю.В.
В статье акцентируется внимание на важности для проявления нравственного поведения человека процесса формирования, становления и развития нравственного самоопределения личности.
Скачать PDF

Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростка

Церковникова Наталья Геннадьевна
В статье представлены результаты эмпирического психолого-педагогического исследования морально-нравственного самосознания трудновоспитуемых подростков, обоснована необходимость создания постпенитенциарной системы для оказания поддержки подросткам-правонарушителям, предлагается программа предупреждения рецидивной преступности.
Скачать PDF

Нравственная регуляция поведения у лиц с позитивной и негативной личностной идентичностью

Аринушкина Наталья Сергеевна
В статье рассматривается специфика нравственной регуляции поведения у лиц с позитивной и негативной личностной идентичностью. Установлены связи между эмоционально-оценочными показателями идентичности и параметрами субъективного благополучия, проявлениями личностной тревоги и нравственными качествами.
Скачать PDF

Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания

Жигинас Н. В., Зверева Н. А., Гребенникова Е. В.
Рассматривается проблема агрессивности и девиантного поведения подростков на гносеологическом уровне и в ракурсе нравственного воспитания личности в современном обществе. Сделана попытка рассмотреть девиантное поведение с позиции православной психологии.
Скачать PDF

Уроки нравственной психологии для подростков с суицидальным поведением

Крыжановская Л.М.
Скачать PDF

Нравственно-правовая направленность личности подростка с девиантным поведением

Хусаинов Л.Р.
Скачать PDF

Нравственные усилия в поведении в народной философии

Сафина Г.М.
Статья исследует сущность силы воли как личностного фактора, не поддающегося измерениям. Основное внимание автор уделяет нравственным шаблонам поведения и неосознанным формам морального регулирования.
Скачать PDF

Особенности поведения и формирования социально-нравственных норм педагогически запущенных подростков

Лихачева Наталья Львовна, Кузнецова Анна Александровна
В данной статье представлены результаты исследования отклоняющегося поведения, особенностей педагогической запущенности подростков, выявлена взаимозависимость уровня педагогической запущенности и компонентов отклоняющегося поведения в подростковом возрасте. Также описана психолого-педагогическая программа формирования социально-нравственных норм поведения педагогически запущенных подростков средствами библиотерапии, которая прошла апробацию в общеобразовательной школе. Обозначены критерии и показатели социально-нравственного поведения, цель, механизмы, критерии отбора, организация занятий, этапы, структура формирующего воздействия, а также представлен комплекс формирующих средств и описание результатов формирующего и контрольного этапов эксперимента. Формированию социально-нравственных норм поведения и нивелированию особенностей отклоняющегося поведения у педагогически запущенных подростков способствуют групповые занятия, в процессе которых они были вовлечены в практическую деятельность, включающую в себя беседу, игровые упражнение, чтение классических художественных произведений, их психологический анализ. Основными результатами апробации формирующей программы являются сформированность критериев социально-нравственных норм поведения, убеждения в необходимости знания законов, моральных норм и их соблюдения; снижение показателей педагогической запущенности, отклоняющегося поведения, степени агрессивности, создание благоприятных условий для нивелировки акцентуаций характера в ходе формирующего воздействия.
Скачать PDF

О биологической, социальной и личностной детерминации нравственности и криминального поведения

Губанов Николай Иванович, Губанов Николай Николаевич
Намечены контуры концепции тройной детерминации криминального поведения. Оно зависит от наследственности, социальной среды и личностного начала свободной воли человека и его разума. Влияние наследственности проявляется в виде криминальных задатков большей или меньшей предрасположенности к агрессивным поступкам. Степень реализации этих задатков определяется условиями воспитания. Свободная воля, основанная на анализе экзистенциональной ситуации, может противодействовать и нейтрализовывать внутренние агрессивные импульсы, связанные и с наследственностью, и с условиями жизни, являясь тем самым решающим фактором поведения человека. Диагностика величины предрасположенности к преступному поведению необходима для разработки психотерапевтической коррекции действий людей с отклонениями генотипа, осуществления блокирующего импульсы агрессивности личностного самоконтроля и формирования способов воспитания, препятствующих активизации преступных наклонностей.
Скачать PDF

ПЕДАГОГИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ АЛКОГОЛЕ-ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ государс

Тимакин А.В
Рассматривается вопрос об основных проблемах профилактики девиантного поведения подростков в свете употребления ими алкоголя. Предлагается использование нового термина "алкоголе-девиация". Обозначается механизм совершения преступления несовершеннолетними в силу зависимости от алкоголя. Анализируется проблема государственной политики в области предупреждения деградации населения страны. Ставится вопрос о противостоянии права и педагогики в сфере профилактики правонарушений и воспитания личности.
Скачать PDF

Гэмблинг как девиантное поведение: психологические и социальные корни

Осипов Егор Михайлович
В статье исследуется относительно новое явление в жизни российского общества гэмблинг или привязанность к азартным играм и развлечениям. Показывается влияние проблемного гэмблинга на отношения между индивидуумом и социумом, предложены социальные решения проблемы.
Скачать PDF

Развитие личностной сферы женщины как субъекта репродуктивного поведения в современной системе социа

Уразаев Александр Михайлович, Берестнева Ольга Григорьевна, Шелехов Игорь Львович, Ясюкевич Юлия Владимировна, Миненко Леонтий Иванович, Шабанов Лев Викторович
Раскрываются проблемы психологии репродуктивного поведения современных российских женщин. Затронуты вопросы демографической ситуации в России. Приведены данные исследований, направленных на выявление роли условий социализации современных молодых женщин в формировании их личностной сферы и «коридора социальных возможностей» в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей, основанные на комплексном изучении 300 женщин репродуктивного возраста.
Скачать PDF