Нравоучительность Нравственного реализма стадия

Нравственная культура

Найдено 1 определение:

Нравственная культура

уровень нравственного развития общества и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последовательного осуществления в поведении и межличностном общении ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. С древних времен люди искали ответы на вопросы Н.к. и находили их в учениях мудрецов. Одно из них — “учение середины” китайского философа Конфуция (6-5 вв. до н.э.) и его последователей. Это учение — закон бытия, необходимость природы; закон жизни благородного человека, “середина” — правильный путь, мудрость, требующая осторожности действий; “середина” требует человеколюбия, приводит к гармонии в отношениях с людьми и в государстве; к избеганию крайностей; “середина” требует искренности, это путь к истине.

 Аристотель основал систему, в которой нашли отражение “вечные” вопросы Н.к.: природа и источник нравственности; разум и свобода воли как основы нравственного поступка; смысл жизни и высшее благо; нравственный выбор, основанный на знании “общего”.

 Под воздействием жизненного опыта и воспитания, нравственного и эстетического просвещения, собственной готовности к совершенствованию человек аккумулирует в своем сознании и поведении достижения Н.к. общества. Н.к. можно характеризовать как определенную “нравственную мудрость”, способность к достойным поступкам в любой ситуации. Не случайно многие философы называли этику “практической философией” (Сократ). “Наукой о должном” ее называл Кант, ибо она должна научить человека, как поступить сообразно разуму. В любых обстоятельствах Н.к. должна следовать не превратностям бытия, а априорному (доопытному и внеопытному) закону разума. Человек должен быть внутренне нравственным, его Н.к. есть вопрос долга, долг же превыше всего, в том числе — и чувств, потребностей и обстоятельств. Человек жертвует всем во имя долга. Жизнь без долга и достоинства, т.е. внутренней нравственности, не имеет смысла. Для Канта Н.к. определяла цель и предназначение человека.

 Понятие Н.к. близко другому термину, возникшему во времена античной культуры, — этосу, обозначающему характер (человека или общества). Этос, как устойчивый нравственный характер, иногда противопоставлялся пафосу как душевному переживанию. В античной Греции под этосом понимали характер личности или общества, сформированный традициями. Древние греки определяли зависимость воздействия художественного или риторического произведения от этоса слушателя. Таким образом, издревле знание этоса позволяло (и позволяет) судить о психологических различиях в Н.к. людей и народов.

 Н.к. выполняет определенные функции: 1) Н.к. выделяет в человеческой деятельности именно нравственное содержание. С нравственной точки зрения анализируются история культуры, экономика, политика; 2) Н.к. есть знание о законах нравственности и нравственных отношений. Эти законы соответствуют объективным потребностям социального прогресса. Во все времена мыслители-гуманисты полагали, что нравственный прогресс является критерием цивилизованности, культуры общества, он в идеале должен опережать технический прогресс; 3) Н.к. создает определенные нормативы, дает оценки нормам поведения и нравственному состоянию общества. В этом и состоит ее практический смысл и особая актуальность в наш век, когда так очевиден дефицит нравственности в политике, экономике, экологии, международных отношениях и просто в межличностном общении. Н.к. отражает всю жизнедеятельность человека и общества, в ней переплетаются социально-исторические, психологические, национальные, классовые, религиозные и другие особенности и интересы. В этом причина ее неоднозначных определений. В поисках ответа мы обращаемся и к историческому опыту, к религиям, искусству, национальной психологии; однако Н.к. не сводится ни к одной из этих сфер. Испытывая на себе влияние различных сторон общественной жизни, исторических эпох, она сама обладает способностью проникать во все сферы жизни: ее требования, запреты, оценки неизбежны и необходимы в экономике, политике, духовной жизни, воспитании, образовании.

 Н.к. определяется и позитивным нравственным опытом человечества, который тот или иной народ, нация, религия, класс внесли в историю культуры. Н.к. — целостная система элементов, включающая в себя культуру нравственного мировосприятия (способность нравственного суждения, нравственной оценки, обладание этическим знанием, умение различать добро и зло, следование нравственным нормам в любых жизненных ситуациях, готовность к нравственному выбору, ответственность и т.п.); культуру чувств, способность к сопереживанию, сочувствию; культуру поведения и культуру поступка, реализующие жизненные установки и принципы в моральной практике. Определяющим же составным элементом всей системы является нравственное мировоззрение, нравственный разум, способствующий нравственной деятельности.

Оцените определение:

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Взаимосвязь ценностно-смысловой и нравственной сферы с представлением о корпоративной культуре

Ширикова Мария Васильевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты организационной культуры, проведен анализ результатов эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи ценностно-смысловой и нравственной сферы с представлением о корпоративной культуре
Скачать PDF

О повышении нравственно-эстетической культуры сотрудников правоохранительных органов

Зауторова Э. В.
Скачать PDF

О некоторых аспектах нравственно-психологических качеств человека в предпринимательской культуре

Трухина Г. Д.
статья посвящена проблеме изучения человека-предпринимателя в культуре предпринимательства, а также исследованию его нравственно-психологической сущности с подчеркиванием этносного феномена, с приведением отдельных фактов нравственных качеств предпринимателя-калмыка, в которых важную роль играет буддизм, являющийся национальным компонентом. Говорится о том, что отечественное предпринимательство мало уделяет внимания социализации. Предпринимательская деятельность должна быть направлена не только на прибыль, но и на эстетику и формирование высоких качеств человека-предпринимателя.
Скачать PDF

Нравственные характеристики в этической культуре (на примере современного студенчества)

Устин Павел Николаевич
В статье на базе концепции психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития рассматривается проблема этической культуры, под которой понимается система статико-динамических характеристик нравственной детерминации поведения человека. Раскрывается понятие этической культуры и дается ее теоретическая модель с описанием структурных элементов. Представлены результаты эмпирического исследования содержательных границ этической культуры современных студентов.The article considers the problem of ethical culture which is understood as system comprising static-dynamic characteristics of moral determination of person's behavior. Such understanding leans against the concept of psychological organization of human being as a development subject. Results of empirical research on substantial borders limiting the ethical culture of modern students are presented.
Скачать PDF

Оценки организационной культуры у сотрудников с различным отношением к соблюдению нравственных норм

Купрейченко Алла Борисовна, Молодых Екатерина Николаевна
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи оценок организационной культуры и отношения сотрудников к соблюдению нравственных норм делового поведения в организациях. Отношение к соблюдению нравственных норм (ОСНН) делового поведения понимается авторами как один из аспектов отношений нравственности, тесно связанный с моральным поведением.Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией. Объект исследования сотрудники восьми организаций различных сфер деятельности. Общий объем выборки 257 человек. В качестве результатов исследования авторами представлена концептуальная модель нравственного компонента организационной культуры. Эмпирически установлено, что основными измерениями культуры, связанными с уровнем ОСНН, оказались стиль управления и стратегические акценты организации. Кроме того, уровень отношения к соблюдению нравственных норм делового поведения связан с сочетанием в оценках организационной культуры различных ее типов. Так, доминирующее сочетание в оценках реальной организационной культуры кланового и рыночного типов связано со снижением уровня готовности следовать нравственным нормам. Оценки предпочитаемого типа культуры определяются особенностями мотивации сотрудников и также взаимосвязаны с ОСНН делового поведения.
Скачать PDF

Представления о нравственности в организационной культуре органов внутренних дел

Ермолаев Виктор Владимирович
В статье рассматриваются особенности организационной культуры органов внутренних дел представления руководителей о нравственности подчиненных. Исследуются различия между представлениями о нравственности подчиненных руководителей ОВД и их личным отношением к соблюдению нравственных норм. Полученные результаты свидетельствуют о различиях в понимании руководителями органов внутренних дел содержания нравственного поведения, а также о высокой ситуативной изменчивости выборов такого поведения, осуществляемых в процессе служебной деятельности, до диаметрально противоположных.
Скачать PDF

Анимационные средства массовой культуры - эталоны для подражания или средство формирования нравствен

Степаненко А.К.
Статья посвящена проблеме влияния современной анимационной продукции на развитие подрастающего поколения. Представлены результаты анализа мультсериала «Барбоскины». Показано неблагоприятное воздействие его содержания на психологическое здоровье и развитие личности ребенка.
Скачать PDF

Удовлетворенность потребителей как критерий качества подготовки специалиста по физической культуре

Жабаков Владислав Ермекбаевич
В статье рассматриваются уровни, содержание и психологические особенности удовлетворенности потребителей. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что в процессе подготовки специалиста по физической культуре в образовательном пространстве педагогического вуза произошли статистически значимые изменения в структуре и уровне удовлетворенности потребителей.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF

Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков

Сайкина Л.В., Шарапова О.В.
The article considers the peculiarities of correction of teenagers' deviant behaviour on the basis of one of the most intensively developing trends in modern socio-cultural activity socio-cultural animation, which presupposes realization of programmes of creative rehabilitation, intensive rest, socio-psychological consolidation of social groups based on the cultural values.
Скачать PDF

Психологическая культура и образование

Семикин Виктор Васильевич
Рассматриваются понятие «психологическая культура» и его актуальность в контексте ситуации модернизации образования в России и в русле культурологической парадигмы. Анализируются некоторые подходы к определению феномена психологической культуры и его сущности. Ставится вопрос о месте этого психологического образования в общей структуре психики человека. Делается попытка выявить содержание и структуру психологической культуры, обозначить основные уровни в ее генезисе, а также факторы становления этого психологического явления. Анализируется соотношение понятий «ключевые компетенции» и «психологическая компетенция».
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16