понятие, введенное Л. С. Выготским для обозначения принципиально нового в психике, появляющегося на определенном этапе развития. Выготский считал, что на каждой возрастной ступени есть центральное новообразование, ведущее во всем процессе развития и характеризующее всю перестройку личности ребенка на новой основе. Проблема новообразований — одна из важнейших в психологии развития.
Новообразования, возникающие к концу определенного возрастного этапа, приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Но если эти изменения кардинальные, должна измениться и социальная ситуация развития. Ее перестройка составляет главное содержание возрастных кризисов (см. Кризис возрастной).
Процесс перехода детей на новую возрастную ступень связан с разрешением противоречий между сложившимися у них формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психическими возможностями и притязаниями — с другой. Например, новообразование подросткового возраста — это появление чувства взрослости и возникновение нового уровня самосознания. Для юношеского этапа характерно самоопределение, появление некоторого «замысла», плана жизни. А при переходе от раннего детства к дошкольному такими новообразованиями оказываются становление системы Я и появление потребности быть самостоятельным. Негативизм, капризность, упрямство, повышенная конфликтность, аффективные переживания обостряются в период возрастных кризисов в тех случаях, если взрослые игнорируют новые потребности ребенка в сфере общения и деятельности. Кризисы протекают мягче, а иногда и незаметно в случае гибкой воспитательной позиции взрослых.
Литература
Выготский Л. С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии. М., 1996.
Фелъдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.; Воронеж, 1996.