НОСТАЛЬГИЯ
НОСТАЛЬГИЯ
(греч. nostos — возвращение, algos — страдание) — тоска по родине.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Ностальгия
В психиатрии – форма реактивного состояния, обусловленная длительным отрывом от родины.
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
ностальгия
психическое состояние тоски о родине, вызванное в большинстве случаев затруднениями в адаптации к новой социальной среде.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
НОСТАЛЬГИЯ
греч. nostos - возвращение домой, algos - боль). Болезненное чувство тоски по родине, принимающее иногда форму тяжелого невротического или психотического состояния, протекающего с гипотимией, бессонницей.
Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995
Ностальгия
(Nostalgia) (от греч. nostos - возвращение на родину и algos - боль). Букв. тоска по родине. Реактивное состояние, обусловленное продолжительным отрывом от родины. Проявляется в основном депрессивным синдромом, иногда - бегством, в редких случаях - агрессивными действиями.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Ностальгия
Словообразование. Происходит от лат. nostos - возвращение на родину + algos - боль, печаль.
Категория. Клиническое нарушение.
История. Тоска по дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Первым ввел это понятие врач J.Hofer (1688) в труде "Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh", где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину. Выделялись три стадии развития этого заболевания:
- больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом;
- мысли о родине приобретают форму "идеи фикс", появляется бессонница, пропадает аппетит, нарушается пищеварение, повышается кровяное давление;
- окончательно формируется бредовая идея или возникает состояние острого помешательства, также возникает возможность смерти от истощения, если больной не получает сообщение о возможности вернуться на родину. Это состояние порой распространялось в виде эпидемий (например, у наполеоновских солдат).
В XVIII столетии, в рамках философии Ж.Ж.Руссо, оно стало пониматься как тоска по неиспорченным нравам сельского мира, тесно связанного с природой. В последнее время интерес к данному явлению возрождается на основе понимания его как состояния неудовлетворенности жизнью у современного человека.
Категория. Клиническое нарушение.
История. Тоска по дому. На протяжении развития психологии и психиатрии наполнение этого понятия существенно менялось. Первым ввел это понятие врач J.Hofer (1688) в труде "Dissertatio medica de Nostalgia oder Heimweh", где шла речь о заболеваниях швейцарских солдат, служивших наемниками вдали от своей страны, и студентов, которые исцелялись вскоре после возвращения на родину. Выделялись три стадии развития этого заболевания:
- больной чувствует себя уставшим, печальным, он молчалив, ищет уединения, постоянно думает о родных местах, но не говорит об этом;
- мысли о родине приобретают форму "идеи фикс", появляется бессонница, пропадает аппетит, нарушается пищеварение, повышается кровяное давление;
- окончательно формируется бредовая идея или возникает состояние острого помешательства, также возникает возможность смерти от истощения, если больной не получает сообщение о возможности вернуться на родину. Это состояние порой распространялось в виде эпидемий (например, у наполеоновских солдат).
В XVIII столетии, в рамках философии Ж.Ж.Руссо, оно стало пониматься как тоска по неиспорченным нравам сельского мира, тесно связанного с природой. В последнее время интерес к данному явлению возрождается на основе понимания его как состояния неудовлетворенности жизнью у современного человека.
Ностальгия
греч. nostos «возвращение, отправление, путешествие» и algos «боль, страдание») – тоска по родине или по дому в случае долгого отсутствия там.
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! Все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой.
(В. Жуковский, Там небеса и воды ясны)
Тут поместили Левшу в лучшем виде, как настоящего барина, а он с другими господами в закрытии сидеть не любит и совестился, а уйдет на палубу…сядет и спросит: «Где наша Россия?»… Как вышли из буфты [бухты] в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить (Н. Лесков, Левша).
Ср. некоторые эпизоды в повести В. Короленко «Без языка».
До жены дойти, до дому…
Где жена, и где тот дом?..
(А. Твардовский, Василий Теркин)
И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, рязанские
Да смоленские места.
(Песня военных лет)
Мимо прошли какие-то люди, они разговаривали по-немецки, и ее охватила тоска по родине. В эту лунную ночь по берегам Рейна – она приехала оттуда – в садах стоят тяжелые яблони; всюду шепот и пряные запахи, высоко в небе, над лесом и молочно-белой рекой, вырисовывается старый замок… Слезы наполнили ее глаза и медленно потекли по напудренным щекам (Дж. Голсуорси, Поражение).
Сидишь, бывало, вечером у открытого окна, один-одинешенек, заиграет музыка, и вдруг охватит тоска по родине, и, кажется, все бы отдал, только бы домой… (А. Чехов, Архиерей)
Ср. марш «Тоска по Родине».
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина! Все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но все с тобой
Душой.
(В. Жуковский, Там небеса и воды ясны)
Тут поместили Левшу в лучшем виде, как настоящего барина, а он с другими господами в закрытии сидеть не любит и совестился, а уйдет на палубу…сядет и спросит: «Где наша Россия?»… Как вышли из буфты [бухты] в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить (Н. Лесков, Левша).
Ср. некоторые эпизоды в повести В. Короленко «Без языка».
До жены дойти, до дому…
Где жена, и где тот дом?..
(А. Твардовский, Василий Теркин)
И под звездами балканскими
Вспоминаем неспроста
Ярославские, рязанские
Да смоленские места.
(Песня военных лет)
Мимо прошли какие-то люди, они разговаривали по-немецки, и ее охватила тоска по родине. В эту лунную ночь по берегам Рейна – она приехала оттуда – в садах стоят тяжелые яблони; всюду шепот и пряные запахи, высоко в небе, над лесом и молочно-белой рекой, вырисовывается старый замок… Слезы наполнили ее глаза и медленно потекли по напудренным щекам (Дж. Голсуорси, Поражение).
Сидишь, бывало, вечером у открытого окна, один-одинешенек, заиграет музыка, и вдруг охватит тоска по родине, и, кажется, все бы отдал, только бы домой… (А. Чехов, Архиерей)
Ср. марш «Тоска по Родине».
Ностальгия
тоска по родине, по прошлому, особенно сильно проявляющаяся у эмигрантов после некоторого срока проживания за границей. Это устойчивое психическое состояние, отражающее эмоциональное и социальное неблагополучие человека в чужом обществе.
У Н. могут быть различные причины:
Разлука с привычными чувственными переживаниями: дефицит в новом обществе привычных для человека зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых образов.
Утрата чувства собственной значимости, нарушение представления о самом себе. Изменение социальных ролей и статуса, социального окружения и образа жизни приводят к растерянности и стремлению вновь оказаться там, где человек был спокоен и защищен. Это заставляет его постоянно вспоминать и рассказывать о прошлой жизни. Уход в иллюзорный мир прежней жизни свойствен почти всем эмигрантам, переживающим шок от столкновения с другой культурой, языком, общественным укладом.
Потеря корней. Отмечается путаница в самоидентификации: кто мы теперь, где наша история, история нашей семьи?
Легкость или трудность возникновения Н. зависит от личностных особенностей эмигрантов. Так называемые космополиты с достаточно высоким уровнем профессиональных и социальных притязаний, которым безразлично, в какой стране эти притязания будут реализованы, почти не переживают Н. У так называемых практичных эмигрантов, для которых ценностями являются материальнобытовые условия, возможность «посмотреть мир», ощущение физической безопасности, Н. не имеет болезненного характера. «Рефлексивные» (это, как правило, представители интеллигенции, которые не могут найти работу по специальности) испытывают острое чувство социального дискомфорта, потерю самоуважения. Ностальгические переживания у них выражены сильно. Творческие личности — поэты, писатели, журналисты, музыканты и т. п., если не находят работы, переживают Н. сильнее всего, что может привести к полному разрушению их личности
У Н. могут быть различные причины:
Разлука с привычными чувственными переживаниями: дефицит в новом обществе привычных для человека зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и вкусовых образов.
Утрата чувства собственной значимости, нарушение представления о самом себе. Изменение социальных ролей и статуса, социального окружения и образа жизни приводят к растерянности и стремлению вновь оказаться там, где человек был спокоен и защищен. Это заставляет его постоянно вспоминать и рассказывать о прошлой жизни. Уход в иллюзорный мир прежней жизни свойствен почти всем эмигрантам, переживающим шок от столкновения с другой культурой, языком, общественным укладом.
Потеря корней. Отмечается путаница в самоидентификации: кто мы теперь, где наша история, история нашей семьи?
Легкость или трудность возникновения Н. зависит от личностных особенностей эмигрантов. Так называемые космополиты с достаточно высоким уровнем профессиональных и социальных притязаний, которым безразлично, в какой стране эти притязания будут реализованы, почти не переживают Н. У так называемых практичных эмигрантов, для которых ценностями являются материальнобытовые условия, возможность «посмотреть мир», ощущение физической безопасности, Н. не имеет болезненного характера. «Рефлексивные» (это, как правило, представители интеллигенции, которые не могут найти работу по специальности) испытывают острое чувство социального дискомфорта, потерю самоуважения. Ностальгические переживания у них выражены сильно. Творческие личности — поэты, писатели, журналисты, музыканты и т. п., если не находят работы, переживают Н. сильнее всего, что может привести к полному разрушению их личности
Носталгия
греч. nostos – возвращение домой, algos – страдание, боль) – 1. естественное чувство тоски по родине, по минувшему, утраченному, бышим ранее близким, дорогим, ассоциирующимся с фундаментальными ценностями. Носталгия не обязательно бывает связано с отъездом, эмиграцией или высылкой в чужие края, она возникает и в тех ситуациях, когда сама Родина изменилась, ушла в прошлое или канула куда-то в полузабытое или многим неизвестное, непонятное («Привыкай, привыкай: мы теперь – эмигранты, ни на миг не покинув родную страну» - И.Димирин). Носталгия – состояние взрослого человека, родственное, повидимому, реактивному расстройству привязанностей у детей: человек, утративший то, что он считал своей Родиной, чувствует приблизительно то же, что и ребенок, потерявший свою мать; 2. неспециальное обозначение депрессивного расстройства настроения, возникающего у некоторых индивидов, вынужденных уехать на чужбину и лишенных всякой надежды на возвращение обратно, наблюдается у некоторой части эмигрантов. Отвечает всем клиническим критериям, позволяющим достоверно распознавать депрессию. Наряду с типичными симптомами депрессии характерны постоянные и овладевающие мысли о родине, невольные воспоминания и сновидения о прежней жизни на ней, причем все эти годы вспоминаются как время абсолютного и навсегда утраченного счастья, факт которого в свое время как бы не осознавался. Типичны также страстное желание вернуться обратно (ностомания или ностопатия), особенно травмирующее пациентов тем, что оно представляется совершенно невозможным, и, кроме того, обостренное чувство отчуждения или даже ненависти ко всему, что так или иначе связано с новым местопребыванием. Могут возникать, помимо упомянутых отклонений, агрессия, импульсивные разрушительные действия, реакции короткого замыкания, суициды, болезни зависимости, значительное снижение потенциала адаптивности. 3. субъективное чувство носталгии может возникать у некоторых депрессивных пациентов как бы вторично, в виде воспоминаний о давно минувшем прошлом, которые осознаются с необычайной остротой и воспринимаются как актуальные в настоящее время. Такие пациенты, по их сообщениям, испытывают невыносимую тоску по давним и уже забытым, казалось бы, местам, где они провели свое детство, но которые неожиданно для них самих начинают восприниматься как нечто единственно родное, близкое, обетованное, а обстоятельства настоящего существования, напротив, кажутся пациентам чуждым, не вызывающим ощущения привязанности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012