Нормы психокоррекционной группы

Найдено 1 определение:

Нормы психокоррекционной группы

Гибкость ролевого поведения каждого члена группы зависит от групповых норм. Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения. Стандартом обычно становится поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости. Что касается обратной связи, то в одних группах она должна осуществляться позитивно и мягко, в других – конфронтационно. Ведущий группу терапевт с самого начала должен ознакомить группы с основными принципами работы, которые отвечают психотерапевтическим задачам.

Принцип искренности и откровенности предполагает сознательный уход от сокрытия своих чувств, мыслей и побуждений. Поэтому на первых встречах руководитель акцентируется на этом аспекте работы, привлекая внимание членов группы к механизму бессознательного подавления своих чувств и мыслей. Он призывает открыто выражать свою симпатию или антипатию, говорить об этом другому члену группы, демонстрировать свою откровенность, даже если это считается «неприличным». Терапевт, при этом, побуждает использовать правила обратной связи.

1. Контроль поведения. Участники группы призываются контролировать степень выражения своих эмоций, агрессивности и сексуальности. Терапевт может использовать упражнения и действия по отреагированию аффекта: нанесение ударов по нейтральному предмету или в воздухе, поглаживание или разыгрывание психодраматического действия, где возможно реагирование. Это могут быть имитирующие чувства, действия, пантомима или танец («яростный танец», «нежный вальс»).

2. Принцип ответственности. Каждый член группы берет на себя ответственность за других, за работу группы. Член группы обязуется посещать занятия, брать таймаут при высоком уровне напряжения. Об этом он должен сообщить группе, а не просто уходить из нее. Группа может проанализировать это состояние и, возможно, побудить члена группы к обсуждению. При выраженном сопротивлении группа соглашается, выразив сожаление в том качестве, что «нам будет не хватать тебя».

3. Правило конфиденциальности. Оно требует прежде всего сохранения тайны каждого члена группы. Лучше всего членам группы предлагается умалчивать обо всем, что происходит в группе, не обсуждать проблемы вне группы.

4. Безоценочность суждений. Участники группы учатся пониманию других без оценок. Предлагается говорить об отдельных качествах человека, поведении, отношении к нему, чувствах, но без навешивания ярлыков. Хороший уровень усвоения каждым членом группы техники обратной связи предполагает осуществление этого принципа.

5. Правило «стоп». Каждый участник группового процесса имеет право остановить обсуждение его личностных проблем, если он считает, что превышен его уровень толерантности к высказываниям других в свой адрес. Участники должны уважительно отнестись к его просьбе. Это правило дает уверенность и чувство самозащиты против давления группы, когда оно становится для члена группы невыносимым.

6. Правило «стопкадр». Это правило принадлежит только руководителю группы. В процессе обсуждения могут возникать интересные, с точки зрения раскрытия материала, моменты, которые ускользают из внимания группы. «Стопкадр» используется и тогда, когда после конфронтации или высказываний возникла пауза недоумения у членов группы. Руководитель призывает всех задуматься: «Я прошу всех подумать, что здесь сейчас произошло?»

«Стоп» правило используется терапевтом и для прекращения непродуктивного, с его точки зрения, направления разговора.

Оцените определение:

Источник: А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Психокоррекционная работа с сотрудниками из групп риска

Л.Б.Цветкова, М.М. Мингалимова, Д.А.Поташов
Скачать PDF

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.
Скачать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения. Эмпирически доказано, что существуют различия в личностных ценностях, смысложизненных ориентациях студентов различных курсов и во взаимосвязях между личностными ценностями и смысложизненными ориентациями. Представления об уровне развития группы и структура взаимосвязей личностных и групповых ценностей студентов у студентов различных курсов имеют особенности
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Скачать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявлению влияния психологической совместимости на психологический климат в малой рабочей группе.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF

Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем социально-психологического ра

Кораблин С.И.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!