Нормоцентрический подход в психологии

Предыдущий термин:
Нормотимия

Следующий термин:
НОРМОЦИТ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Нормоцентрический подход в психологии

Нормоцентрический подход, свойственен специалистам по "нормальной" психике – психологам, напротив, предполагает видение и оценку психической деятельности конкретного человека с позиции ее соответствия норме. Имеющиеся возможные отклонения от некоей "стреднестатистической нормы" расцениваются, прежде всего, как варианты нормы, проявления индивидуальных особенностей характера, личности, как уникальный результат взаимодействия индивидуальности и специфических особенностей ситуации (например, акцентуации характера).

Таким образом, в настоящее время однозначных показателей аномального поведения и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

В этой связи были сделаны многочисленные попытки определения этих категорий, хотя общепризнанных дефиниций пока нет.

В качестве примера можно привести определение "нормы", данное Г.К. Ушаковым, которое включает критерии: детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства (константности) места обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов к отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней; адекватность реакций его на окружающие физические, биологические и психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться с иными лицами и самими собою; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; умение изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных членов его; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.

Оцените определение:

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолого-дидактический подход в системе школьного образования

Ахметова Людмила Владимировна
Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи развивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе.
Скачать PDF

Пректный подход к образованию педагога-психолога как перспектива построения его профессиональной дея

Пахомов В.П., Постоева В.А., Шелехов И.Л.
В статье ставится проблема определения содержания психологической службы в образовании. Переход к построению деятельности школьного психолога на системной основе авторы видят в опоре на практику проектирования содержания профессионального образования педагога-психолога и его личности. Исходной задачей такого структурного построения, по их мнению, является разработка принципов интеграции педагогического и психологического знания в образовании педагога-психологаIn this article the main a problem is to define the plot of the psychologist service in the education. The transition to building of activity of a school psychologist is on the base of practical project of the plot on the professional education of a pedagog-psychologist and his personality. The aim of this structural building is to work out the principles of integration of the pedagogicale and psychological knowledge in education of pedagog-psychologist
Скачать PDF

Возможности и ограничения психологического подхода к теории деятельности в интенсивном бизнес-обучен

Жадько Н. В.
Рассматриваются возможности и ограничения психологического подхода в теории деятельности применительно к интенсивному бизнес-обучению. Выделены основные противоречия, сдерживающие применение в современных прикладных исследованиях, в том числе при разработке методологии и методики интенсивного бизнес-обучения (бизнес-педагогики).
Скачать PDF

Проблема психологической подготовки учителя и значение психотехнического подхода в педагогической пр

Пахомов В. П., Постоева В. А., Шелехов И. Л.
Авторы рассматривают психотехнический подход в педагогической практике как основу для формирования психологической компетентности учителя. Психотехнические открытия, которые могли быть применимы в педагогической практике, выросли, сформировались внутри самой педагогической практики. В первую очередь эти достижения авторы связывают с именами А. С. Макаренко и А. В. Сухомлинского. В статье описываются конкретный психотехнический опыт А. С. Макаренко и значение этого опыта для реализации педагогических целей. Раскрывается внутренняя картина овладения педагогом психотехническими средствами.
Скачать PDF

Системный подход к изучению психологического феномена профессионализма человека

Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный.
Скачать PDF

Психологический подход к изучению личности «трудных» подростков

Пронин М.В.
Скачать PDF

Проблема взаимодействия психологической науки с ее средой: подход к анализу продуктов литературного

Некрасова Е.В.
Скачать PDF

Обоснование дифференциального подхода к объяснению феномена гомосексуализма в психологии: переосмысл

Курочкин О. Е.
В статье обоснована необходимость систематизации научного психологического знания о гомосексуализме. Здесь рассматривается новый методологический подход проблемы гомосексуализма, основанный на предположении о поликаузальности данного явления. Автор в своих рассуждениях опирается на теорию Стормса, и постулирует, что нетрадиционная ориентация лиц, осознавших свою гомосексуальную идентичность уже в зрелом возрасте, может являться результатом действия защитного механизма, работающего по принципу регрессии. Целью регрессии является достижение интимности в межличностных отношениях между друзьями одного и того же пола.
Скачать PDF

Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход

Ахметова Людмила Владимировна
Автор предлагает к рассмотрению эффективные методы когнитивного обучения, реализуемые в условиях психолого-дидактического подхода. Основными принципами психолого-дидактического подхода являются активное включение личности в учебный процесс, сочетание ее субъективно-психических и информационно-рациональных свойств, позитивно изменяющих мотивацию, как к предмету, так и к образовательному процессу
Скачать PDF

Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников

Пазова Рита Исмаиловна
В статье конкретизируются основные принципы, цель, задачи экологической культуры младших школьников, разноаспектные понятия экологической культуры. Ценно, что определены условия и стимулы успешного формирования экологической культуры, способные влиять на формирование нравственных ориентаций подрастающего поколения.
Скачать PDF

Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших шко

Осипова В.В.
В статье анализируются причины неуспеваемости младших школьников с точки зрения психологии, педагогики и нейропсихических процессов детского организма, подчеркивается важная роль базовых факторов в психическом развитии ребенка. Итоги анализа психолого-педагогических и нейропсихологических причин неуспеваемости представлены в таблице, в которой конкретно анализируются проблемы трудностей младших школьников в обучении письму, чтению, математике.
Скачать PDF

Психологический портрет толерантного студента в контексте типологического подхода

Рудыхина О. В.
В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается как многогранное и многоуровневое личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности мышления как характеристики когнитивной сферы и особенности ценностных предпочтений и показатели самоактуализации как компонент ценностно-мотивационной сферы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: