НЕВРОЗ УСПЕХА это что такое НЕВРОЗ УСПЕХА: определение — Психология.НЭС
НЕВРОЗ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ Невроз характера

НЕВРОЗ УСПЕХА

Найдено 2 определения термина НЕВРОЗ УСПЕХА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

НЕВРОЗ УСПЕХА (SUCCESS NEUROSIS)

Термин, введенный Шандором Лораном для описания пациентов, которых Фрейд называл 'те, кто сокрушен успехом'. До достижения успеха пациенты не демонстрируют никаких симптомов. Типичным примером является пациент-мужчина из средне-обеспеченной семьи, добившийся значительно большего, чем отец, иногда даже крупного финансового успеха. Однако это достижение для пациента разрушается конфликтом, основанным на том, что успех имеет значение эдиповой победы, и индивид переполнен чувством вины и самобичеванием. Фрейд (1914-1916) приводил примеры из литературы - Макбет Шекспира, Ребекка из 'Росмерсхольма' Ибсена, - чтобы показать, как чувство вины разрушает то, что иначе было бы эдиповыми победами.

У некоторых пациентов успех усиливает гомосексуальную тревогу, поскольку открывает путь отцовской любви. Поэтому конфликт и тревога могут возникать на основе как положительной, так и отрицательной эдиповой коннотации успеха. Аналогичные феномены наблюдаются в неврозе судьбы и при негативной терапевтической реакции.

Позже некоторые авторы использовали этот термин в менее специфическом смысле - для обозначения различных сложностей в отношении к достижениям, включая проблемы характера и доэдиповы конфликты. Среди рассматриваемых феноменов - сниженная успеваемость и проблемы, возникающие у женщины в ее стремлении к успеху. Подобные проблемы могут рассматриваться как часть Мазохистского континуума либо быть отнесены к нарциссической патологии. Сепарация-индивидуация и, в частности, патология восстановительной фазы могут сыграть роль фактора, накладывающего запрет на удовлетворение от успеха, достигнутого отдельно от матери. Вцелом, однако, эти феномены не соответствуют специфическим обстоятельствам, описанным Фрейдом, Лораном, Шекели и Бресслером, в которых специфические невротические симптомы возникают вслед за достижением долгожданного успеха. В целях ясности и непротиворечивости термин следует сохранить за, неврозами, при которых симптоматика возникает в описанных названными авторами условиях.

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

НЕВРОЗ УСПЕХА

психическое расстройство, возникающее не вследствие отказа в удовлетворении бессознательных желаний человека, а тогда, когда в его жизни исполняется какое-нибудь давнее, глубоко обоснованное желание.

   Понятие невроза успеха возникло в психоаналитической литературе под воздействием идей З. Фрейда о «крушении в момент успеха». Эти идеи были высказаны им в работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916), в которой был раскрыт им удивительный факт того, что люди могут заболевать иногда как раз в тот момент, когда они добиваются несомненного успеха и когда их собственные желания получают возможность практической реализации. Основатель психоанализа заметил, что в таких случаях создается впечатление, будто некоторые люди не в силах вынести своего счастья, так как «не приходится сомневаться в причинной связи между успехом и заболеванием».

   З. Фрейд привел наблюдение за одним почтенным человеком, преподавателем университета, долгие годы стремившегося стать преемником своего учителя, введшего его в науку. После выхода старого ученого в отставку, коллеги сообщили молодому преемнику о том, что именно он будет избран на освободившуюся университетскую должность. Однако вместо радости и энергичных усилий по организации работы этот человек стал умалять свои заслуги, объявил себя неспособным выполнять доверенные ему обязанности и впал в меланхолию, сказавшуюся на его работоспособности. В момент исполнения желания у данного человека возникло заболевание, исключившее возможность насладиться достигнутым.

   Анализ показывает, что во многих случаях заболевание в момент успеха связано с совестью, которая запрещает человеку извлечь долгожданную выгоду из благоприятно переменившихся внешних условий. Речь идет об осуждающих и наказывающих тенденциях, оказывающихся действенными в психике человека. Для наглядного выяснения сущности и происхождения этих тенденций З. Фрейд прибегнул к рассмотрению не историй болезни, а художественных образов, созданных великими писателями. В частности, на примере разбора леди Макбет Шекспира и Ребекки Ибсена («Росмерсхольм») он показал, как и каким образом личности, обладающие незаурядной энергией, испытывают крушение после достигнутого ими успеха. По словам З. Фрейда, психоаналитическая работа способствует пониманию того, что «силы совести, заставляющие человека впадать в болезнь не от неудовлетворенности, как обычно, а в момент успеха, интимно связаны с эдиповым комплексом, с отношением к отцу и матери, как, может быть, и вообще все наше чувство».

   Представления З. Фрейда о «крушении в момент успеха» получили дальнейшее развитие в некоторых психоаналитических исследованиях, авторы которых стали использовать такое понятие, как «невроз успеха». Так, специфика данного невроза была рассмотрена в работе Ш. Лоранда «Клинические исследования в психоанализе» (1950), статье Л. Шекели «Успех, невроз успеха и самость» (1960) и в исследованиях других аналитиков.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме НЕВРОЗ УСПЕХА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Разработка информационной технологии для оценки риска психологических и неврологических нарушений

Полевая С.А., Яхно В.Г., Парин С.Б., Нуйдель И.В.
Рассмотрены варианты базовых моделей нейроноподобных систем для описания динамических процессов обработки сенсорных сигналов. Проведено сопоставление с экспериментальными нейрофизическими данными осознания внешних стимулов и внутренних состояний человека.
Скачать PDF

Особенности содержания сновидений лиц, страдающих неврозами

Авакумов Сергей Владимирович
В работе представлены результаты сравнительного анализа содержания сновидений лиц, страдающих пограничной нервно-психической патологией, и без таковой. Исследование позволило выявить характерные для различных видов невротических расстройств предпочтения к включению в сновидения объектов ряда категорий.
Скачать PDF

Материнство в зеркале невротического конфликта

Мамышева Н. Л., Шелехов И. Л.
Исследование посвящено личностно обусловленному аспекту материнства социально-ролевой функции женщины. Рассматриваются механизмы возникновения невротического конфликта, обусловленного конкуренцией ценностей, дефектами установок или неадекватной мотивацией к деторождению. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов регуляции психического состояния женщины в период беременности и после родов, а также в плане разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.
Скачать PDF

Изучение динамики экспериментально-психологических характеристик больных с невротическими растройств

Мизинова Елена Борисовна
Статья является результатом многопланового психологического исследования пациентов с невротическими расстройствами, проходивших лечение в отделении неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института (СПбНИПНИ) им. В.М. Бехтерева на протяжении тридцатилетнего периода (сопоставление современных данных с данными прошлых лет). Представлен анализ динамики отдельных индивидуально-типологических характеристик больных с невротическими расстройствами, имеющих значение для понимания их психогенеза, а также процесса адаптации в стрессовых ситуациях
Скачать PDF

«Студенческий» невроз: причины возникновения

Черева Татьяна Николаевна
В статье дан обзор истории возникновения понятия «невротическое расстройство» и приведены данные исследования признаков невротизирующего влияния на студентов учебного процесса.
Скачать PDF

Особенности личностных качеств у лиц с невротическими внутренними конфликтами

Красильников Игорь Александрович
В статье приводится эмпирическое исследование особенностей личностных качеств женщин с невротическими внутренними конфликтами. Приводятся результаты сравнительного анализа личностных качеств между группами условно здоровых и больных неврозом; они позволяют глубже понять роль личности в происхождении внутренних конфликтов.
Скачать PDF

Дискурсивный характер системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами

Суслова Елена Станиславовна, Николаев Евгений Львович
В работе рассматриваются клинико-психологические характеристики системы отношений у пациентов c невротическими расстройствами при различных вариантах дискурса дифференцированном, диффузном и диссоциированном. Установлена специфика деформации системы отношений, основы чему закладываются в дисфункциональной родительской семье.
Скачать PDF

Динамика социально-психологических характеристик личности больных с невротическими расстройствами и

Мизинова Елена Борисовна, Колотильщикова Екатерина Андреевна
Представлены результаты исследования динамики социально-психологических особенностей личности больных с невротическими расстройствами и их влияние на характер и степень выраженности психопатологической симптоматики
Скачать PDF

Использование мультипликации и игры в психологической коррекции невротических расстройств у детей 7-

Яковлев Виталий Анатольевич
Актуальность рассматриваемой в статье проблемы автор видит в таком часто встречающемся факторе невротизации детей, как недостаток эффективного общения с родителями, который приводит их к альтернативной замене длительному, не контролируемому взрослыми просмотру телевизионных программ. Данная альтернатива нередко выступает как усугубляющий невротическое расстройство фактор. Представлена методика использования мультипликации как инструмента психологической коррекции.
Скачать PDF

Исследование характеристик невротического статуса и субъективной организации перцептивных ощущений в

Петрожак О.Л., Фомин Н.А.
Рассмотрены особенности субъективного переживания интрацептивных ощущений в норме у лиц с различным уровнем невротизации в свете феноменологии телесности. В исследовании выявлены общий уровень невротичности, доминирующие невротические расстройства, а также степень осознания интрацептивных ощущений.
Скачать PDF

Влияние семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений у детей с неврозами и неврозоподо

Вейц Алина Эмильевна
В статье представлен анализ результатов исследования влияния семейного окружения на особенности эмоциональных нарушений детей с неврозоподобными расстройствами и неврозами. Выявлены виды родительского отношения и типы семейного воспитания в семьях детей исследуемых групп. В семьях детей с неврозоподобными расстройствами отмечается недостаточное принятие ребенка, чрезмерный контроль за действиями ребенка, недооценивание ребенка как личности, патологизирующее семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции. В семьях детей с неврозами тип воспитания соответствует потворствующей гиперпротекции, выявлены признаки неуверенности в выборе воспитательной стратегии, предпочтения в ребенке детских качеств, смыслообразующей роли ребенка в жизненной ситуации. Определены особенности структуры личности детей каждой группы в зависимости от видов родительского отношения и типов семейного воспитания. Для детей с неврозоподобными расстройствами характерны эмоциональная неустойчивость, незрелость, отсутствие ответственности за свои поступки, возбудимость, нетерпеливость, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность, легкомысленность. Для детей с неврозами тревожность, вялость, апатичность, ригидность, сниженный фон настроения, молчаливость, подозрительность, напряженность, зависимость от окружающих, несамостоятельность. Показано, что дети обеих групп используют неэффективные типы фрустрационного реагирования. Проведен корреляционный анализ влияния семейного окружения на особенности структуры личности и типы фрустрационного реагирования детей каждой исследуемой группы.
Скачать PDF