Невербальное поведение в общении : интерпретация

Найдено 1 определение:

Невербальное поведение в общении : интерпретация

Интерпретация (И.) - один из важнейших механизмов познания др. человека в О., поскольку она направлена на понимание внутреннего, скрытого от непосредственного восприятия, сущностного в человеке (внешнее и внутреннее в человеке: проблема соотношения). В историческом аспекте в системе социально-психол. знания проблема И. в О. рассматривалась в русле социальной перцепции - восприятия и познания человека человеком, выделившейся в относительно самостоятельную область исследования в науч. школе А. А. Бодалева (1970-1980-е гг.). В его работах понятие «интерпретация» встречается вместе с такими понятиями, как «восприятие», «понимание», «познание», «отражение», «психол. объяснение» поступков, «интерпретация внутр. мира», «процесс психол. интерпретации человеком др. человека как личности». А. А. Бодалевым было задано общее направление исследований И как механизма познания, понимания человека человеком. В кач. самостоятельного явления, механизма И. рассматривается в работах В. Н. Панферова. Он ввел понятие «социально-психол. интерпретация личности», определив его как представление одного человека о другом, к-рое возникает в результате логического познания людьми друг друга и выражается в виде суждения. Содержание социально-психол. И. - это осн. характеристики личности: способности, характер, темперамент, потребности, интересы, социально-групповая, классовая и национ. принадлежность, социальный статус и т. п. В. Н. Панферов ввел понятие «способ социально-психол. интерпретации внешности». Трактовка И. в социальной психологии связана с психолингвистическим/лингвистическим подходами к этому явлению, в основе к-рых лежат герменевтические идеи, а И. предстает инструментом познания, процессом или результатом такого познания. Разница обусловлена объектом И. Если в лингвистике исследователи связывают И. с поиском смысла, адекватного замыслу автора текста или высказывания, с выявлением глубинной структуры текста, скрытой за его поверхностной структурой, то в социальной психологии И. связывается с нахождением, выявлением личностных и социальнопсихологических, не доступных прямому восприятию характеристик. Интерпретация невербального поведения (Н. п.) в О., ее содержание и степень адекватности определяются особенностями самого Н. п. (поведение экспрессивное ; интеракция невербальная) и фундаментальными характеристиками процесса И. Интерпретация Н. п. в О. - это творческий, мыслительный процесс, направленный на реконструкцию не всегда очевидных психол. и социально.-психол. значений, смыслов Н. п., на установление связей между ним и психол., социальнопсихол. характеристиками личности, группы. Границы И. задаются сложившимися у субъекта интерпретационными схемами, структура и содержание к-рых отражают взаимосвязи между опр. компонентами Н. п. и социально-психол. и психол. особенностями личности и всего контекста О. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростовн/Д, 1999; Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопр. психологии. 1974. № 2. В. А. Лабунская, Г. В. Сериков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром
Читать PDF

Формирование навыков интерпретации невербального поведения человека

Оксюта Алина Алексеевна
Навыки и умения интерпретировать невербальные сигналы при общении важны для всех, кто по роду своей деятельности и образу жизни постоянно находится в прямом контакте с другими людьми.
Читать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик.
Читать PDF

Невербальное поведение и полиграф

Москаль Г.Г., Егоров В.И.
Читать PDF

Формирование адекватного поведения дошкольников и младших школьников в ситуации общения с незнакомым

Захарченко Наталья Анатольевна, Ситдикова Светлана Николаевна, Кулинцева Юлия Сергеевна
В статье рассматриваются и анализируются основные подходы к осмыслению феномена доверия, его содержательные характеристики, а также условия, определяющие доверие детей к незнакомым взрослым.
Читать PDF

Роль невербальных средств в межличностном общении

Оксюта А.А.
Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида.
Читать PDF

Невербальные паттерны ролевого поведения учителя

Представлены результаты изучения невербальных паттернов ролевого поведения учителя.
Читать PDF

Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации

Романова Наталья Михайловна, Самохина Мария Анатольевна
The article contains the research results concerning the parameters of a person telling false and truth; depending on the change of the parameters, different types of typology of probationers' non
Читать PDF

Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации

Романова Н.М., Самохина М.А.
Romanova N.M., Samokhina M.A. Change of the parameters of nonverbal behaviour of a person telling false and true information.
Читать PDF

Эмоциональный компонент как фактор успешности невербального общения умственно отсталых детей

Шипицына Людмила Михайловна, Защиринская Оксана Владимировна
В статье изучается эмоциональный компонент общения умственно отсталых детей.
Читать PDF

Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа

Ногерова Марьям Татуевна
Невербальные компоненты поведения играют важную роль в формировании стереотипных представлений о личности как субъекте общения.
Читать PDF

Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассматривается проблема затрудненного общения на детских этапах онтогенеза; представлены результаты серии экспериментальных коммуникативных проб, выявляющих возрастные особенности стратегий

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: