Непроизвольное воображение Непроизвольные жесты

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Найдено 4 определения термина НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, что различные процессы памяти обслуживают актуально осуществляющуюся деятельность, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

запоминание без намерения запомнить материал, без использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате запоминание носит относительно непосредственный характер и происходит без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения мнемонических приемов (-> мнемоника).

Вместе с тем зависимость запоминания от целей и мотивов деятельности сохраняется: в силу того, что актуально выполняемую деятельность обслуживают различные процессы памяти, полнота, точность и прочность непроизвольного запоминания зависят от ее целей и мотивов. Как показали отечественные исследования, оно значительно успешнее, когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи. Ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному запоминанию непроизвольному.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

англ. involuntary memorizing) - процесс запоминания, протекающий на фоне (в контексте) деятельности, направленной на решение немнемических задач. Н. з. - продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности субъекта. Продуктивность Н. з. зависит от цели объекта деятельности человека, от того, какими средствами достигается эта цель и какими мотивами она побуждается. Как показали исследования П. И. Зинченко (1961), для продуктивности Н. з. важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если он входит в содержание основной цели деятельности, то запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем. Наконец, непроизвольно запоминается материал, значимый для субъекта, вызывающий интерес и эмоции. При высокой степени интеллектуальной активности в процессе выполнения деятельности, в итоге которой осуществляется Н. з., последнее может обеспечить более широкое запечатление материала и более прочное сохранение его в памяти по сравнению с произвольным запоминанием. Н. з. - ранняя генетическая форма памяти, на которой избирательность памяти определяется самим ходом деятельности, а не активным использованием включенных в нее средств и способов, оно предшествует формированию произвольной памяти.

Операциональный состав Н. з. изучен недостаточно. Исследования Г. К. Середы, выполненные на материале учебной деятельности уч-ся начальных классов, позволили установить систему операций, реализация которых приводит к образованию непроизвольного мнемического эффекта. Автор показал, что необходимо формировать не отдельные, изолированные действия, а создавать специальную систему этих действий. Обязательное условие такой системы - включение результата предшествующего действия в последующее в качестве способа достижения цели последнего. (См. также Теория поэтапного формирования умственных действий.)

Основной методический прием для изучения Н. з. состоит в том, что субъекту предлагается выполнить к.-л. деятельность, а затем, после известной паузы, он опрашивается о том, что сохранилось у него в памяти из проделанной работы или полученных впечатлений. (Т. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

запоминание без постановки человеком перед собой задачи запомнить тот или иной материал, носящее относительно непосредственный характер и осуществляющееся без специальных волевых усилий, без применения мнемонических приемов и обусловленное исключительно особенностями самого материала (новизной, необычностью и т.д.) или интересами и потребностями человека

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Непроизвольное запоминание слов, обладающих разным уровнем доминирования в категории

Марченко О.П.
Цель исследования узнать, связано ли непроизвольное запоминание слов с эффектами преднастройки и уровнем доминирования этих слов в категории. Двадцать человек должны были воспроизвести слова, которые предъявлялись прежде в задаче категоризации с предваряющей преднастройкой. Было показано, что успешность запоминания слов определяется как контекстом, задаваемым предваряющей преднастройкой слова, так и уровнем доминирования слова в категории.
Скачать PDF

Роль логических связей в запоминании текста

Пантелеев Александр Фёдорович
Работа посвящена обсуждению роли логических связей в запоминании учебного текста, проводится анализ понятия логической связи. Выявлена взаимосвязь между уровнем интеллектуальной активности и характером запоминания учебного текста.
Скачать PDF

Микроструктурный анализ запоминания незнакомых слов на иностранном языке:роль параметров предъявлени

Майорникова А. И., Блинникова И. В.
Два эксперимента были посвящены анализу характеристик движений глаз при запоминании слов иностранного языка. Предполагалось, что способ и порядок предъявления визуальных стимулов могут изменить характеристики перцептивной деятельности и в дальнейшем повлиять на эффективность запоминания. В результате было показано, что характер движения глаз меняется не только в зависимости от физических характеристик материала, но и от стратегий установления связей между внешней формой слова иностранного языка и его значением. При этом были выявлены более эффективные стратегии перцептивной обработки, позволяющие лучше запоминать незнакомые слова иностранного языка.
Скачать PDF

Философские и психологические аспекты изучения восприятия и запоминания музыки

Рыбак Анна Александровна
Дан анализ известных теоретических и экспериментальных исследований истории происхождения музыки, музыкального восприятия, а также музыкальной памяти. Произведена классификация различных направлений изучения данной проблемы.
Скачать PDF

Изучение особенностей запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии

Шелонцев В.А., Синяева Н.Ю.
В работе изучены особенности различных видов запоминания учебного химического материала в процессе решения классификационных задач. Показано, что продуктивность запоминания учебного материала при решении классификационных задач по химии в 1,5 раза выше, чем при механическом заучивании.
Скачать PDF

Макро- и микрогенез опосредствования запоминания

Мамкина Татьяна Михайловна
Статья представляет фрагмент экспериментального исследования макрои микрогенеза опосредствования запоминания, проведенного с целью подтверждения гипотезы о нетождественности этих процессов. Теоретикоэмпирической базой для планирования и осуществления эксперимента стала клас сическая работа А.Н. Леонтьева, проведенная под руководством Л.С. Выготского, посвященная сравнительному анализу непосредственной и опосредствованной памяти. Применение методики двойной стимуляции в рамках экспериментальногенетического метода для исследования возрастной динамики использования внешних вспомогательных средств в процессе запоминания позволило сформулировать предположение о том, что индивидуальное освоение деятельности внутри возрастной группы может иметь значительные отклонения от макрогенетических показателей. Прослеживание микрогенеза опосредствования было обращено на открытие разных степеней владения вспомогательными средствами испытуемыми, относящимися к одной возрастной группе в зависимости от уровня развития опосредствования.
Скачать PDF

Принцип деятельностной специфичности кодирования в эпизодической памяти (на материале запоминания ша

Васюкова Екатерина Евгеньевна, Митина Ольга Валентиновна
В работе показана плодотворность идеи А.Н. Леонтьева о структуре деятельности для развития представлений о принципах, действующих в эпизодической памяти. Изучалось влияние шахматного мастерства, возраста и условий запоминания на эффективность воспроизведения последовательностей дебютных ходов. 39 шахматистов разной квалификации (от 2-го разряда до гроссмейстера) и возраста (от 17 до 81 года), разделенных на 4 группы (Эло [7]>2000 до и после 40 лет; Эло
Скачать PDF

Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных выска

Гершкович Валерия Александровна, Морозов Максим Игоревич
В статье рассматривается вопрос о влиянии эффекта генерации на способность испытуемых отличать при припоминании реально воспринятую информацию от сгенерированной на ее основе. В проведенном экспериментальном исследовании испытуемые достраивали фрагменты пословиц до целого или просто переписывали целые пословицы. В дальнейшем им требовалось вспомнить, какие фрагменты были реально предъявлены, а какие достроены ими на этапе восприятия. Обнаружены в целом позитивное влияние достраивания на точность идентификации источника воспоминания и негативное влияние на способность отличать воспринятые фрагменты от сгенерированных на их основе. Библиогр. 23 назв. Рис. 1. Табл. 3.
Скачать PDF

Экспериментальный подход к изучению влияния понимания ситуаций на процесс их запоминания

Линкевич Ксения Владимировна
Статья посвящена разработке экспериментального подхода к исследованию понимания ситуаций. Обосновывается необходимость поиска объективного метода изучения феномена понимания наравне с описательными методами. Представлены результаты исследования, цель которого выявление «эффекта понимания», т. е. изменения результатов работы психических процессов, протекающих одновременно с процессом понимания. В качестве стимульного материала были выбраны пиктограммы с изображением людей, находящихся в различных ситуациях. В исследовании приняли участие 32 человека в возрасте от 17 до 43 лет. Основным результатом было выявление процесса понимания ситуаций как решения задачи на обнаружение действий, совершаемых участниками ситуации. Библиогр. 19 назв. Табл. 1.
Скачать PDF

Различия в запоминании бессмысленного материала студентами при расщеплении полюсов когнитивного стил

Дюпина Светлана Александровна
В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности, и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала. Целью исследования стало изучение качественного своеобразия запоминания невербального бессмысленного материала студентами. Представители быстрого/точного и рефлексивного когнитивных стилей быстро обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают высокую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания. Представители импульсивного и медленного/неточного когнитивных стилей медленно обрабатывают материал, соответственно, показывают более низкую скорость.
Скачать PDF

Скорость запоминания невербального бессмысленного материала испытуемыми в рамках расщепления полюсов

Дюпина Светлана Александровна
В статье показана связь когнитивных стилей, выделенных при расщеплении полюсов импульсивности/рефлексивности и скорости запоминания простого и усложненного бессмысленного материала. Представители быстрого/точного и рефлексивного когнитивных стилей быстро обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают высокую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания. Представители импульсивного и медленного/неточного когнитивных стилей медленно обрабатывают простой и усложненный материал, обнаруживают более низкую скорость включения операционных механизмов в процесс запоминания.
Скачать PDF

Взаимодействие эксплицитного и имплицитного знания в процессе запоминания последовательностей

Шилов Юрий Егорович, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
Статья посвящена проблеме взаимодействия имплицитного и эксплицитного знания. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы экспериментально выявить влияние имплицитного знания на эффективность решения задач в различных условиях. Для проведения эксперимента использовалась техника «выучивание последовательностей». Процедура включала в себя обучающий и тестовый этапы. Испытуемым экспериментальных групп на обучающем этапе предъявляли матрицу размером 2×2, в секторах которой последовательно появлялись восемь кружков разных цветов. Последовательность как цветовых стимулов, так и секторов была задана экспериментатором и повторялась несколько раз. Испытуемым необходимо было запомнить последовательность чередования цветов. На тестовом этапе условия в разных экспериментальных группах отличались. Эти условия предусматривали варьирование заданий, связанных с усвоением как эксплицитно, так и имплицитно заданных правил. Таким образом, состояния независимой переменной в экспериментальном плане определялись изменением сочетания осознанно и неосознанно усвоенных правил построения последовательностей. Результаты показали, что количество циклов предъявления последовательности на обучающем этапе является значимым фактором, влияющим на продуктивность имплицитного запоминания. Другим существенным фактором, определившим полученный результат, явилось изменение характера задачи. Задание на обучающем этапе было связано с запоминанием последовательностей, тогда как решение тестового задания предполагало сенсомоторную реакцию. В свою очередь, испытуемые контрольной группы обучающий этап не проходили, поэтому для них не происходило смены задания. Возможно, именно это определило отличие результатов, показанных в контрольной группе, от всех экспериментальных групп, где время реакции вопреки априорным ожиданиям было значимо больше, чем в контрольной. Результаты исследования внесли важный вклад в понимание условий формирования имплицитного знания. Полученные результаты также могут быть полезны в дальнейшем при разработке экспериментов с применением техники «выучивание последовательностей».
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!