НЕОФРЕЙДИЗМ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

неофрейдизм

 учение последователей З.Фрейда (К.Хорни, Э.Фромм, Г.Салливан и др.), которые стремились преодолеть биологизм классического фрейдизма и социологизировать его основные постулаты.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Неофрейдизм
направление современной психологии, распространенное в основном в США. В отличие от З.Фрейда представители Н. рассматривают личность как общественно-социальный феномен. Возникновение неврозов Н. объясняет невозможностью личности достичь гармонии с социальным окружением, что формирует у человека чувство одиночества. Окружающая среда рассматривается как враждебная человеку, вызывающая у него страх. Поэтому человек вынужден либо заглушать страх с помощью алкоголя, наркотиков, либо бежать от ситуации.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

НЕОФРЕЙДИЗМ
новое учение, продолжающее психоанализ З. Фрейда и исторически возникшее после классического фрейдизма в середине XX в. Его появление в основном было связано с именами следующих учеников и последователей З. Фрейда: К. Юнга, А. Адлера, Г. Салливана, К. Хорни, Э. Фромма. Главное отличие Н. от классического психоаналитического учения Фрейда состояло в отказе от рассмотрения органических потребностей как единственной основы бессознательного, в признании существенной, в том числе и положительной, роли общества в психологическом развитии человека как личности, в наполнении бессознательного теми психологическими новообразованиями, которые человек приобретает под влиянием неблагоприятных условий его социального существования. См. Адлер Альфред, психоанализ, Салливан Гарри, фрейдизм, Фромм Эрих, Хорни Карен, Юнг Карл.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Неофрейдизм
любое психоаналитическое направление, отклоняющееся от догматов ортодоксального фрейдизма. Например, отрицание абсолютной роли биологических факторов и подчеркивание роли социальных, культурных и межличностных факторов в становлении, функционировании и расстройствах личности и поведения (Г.Салливан, К.Хорни, Э.Фромм и др.). Лидером неофрейдизма традиционно считается К.Хорни (1885-1953). Оказавшись под влияниемем марксистской идеологии, К. Хорни выдвинула тезис, согласно которому исключительно все конфликты личности порождаются травматичными отношениями детей и родителей. Отсюда проистекают тревога, неврозы, враждебность и агрессивность. Теории, которые полнотью порвали с учением З.Фрейда и представляют самостоятельную научную школу (например, К.Юнг, А. Адлер), данным термином не обозначаются, им обычно присваивают самостоятельные названия. Например, индивидуальная психология К.Юнга.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Неофрейдизм
от греч. neos - новый + фрейдизм), направление в современной психологии, развившееся из ортодоксального фрейдизма в процессе его культурологической и социологической реформации. Лидеры Н. - К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм и др. - подвергли критике некоторые фундаментальные биологические и психологические подходы и утверждения 3. Фрейда и намеренно акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные теории и концепции неофрейдистов содействовали распространению психоаналитических ориентаций и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы общественной жизни. Как направление Н. сформировался в 30-х г. XX в. в США и с тех пор пользуется всевозрастающей популярностью и влиянием. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

НЕОФРЕЙДИЗМ
Одно из направлений современного психоанализа. Подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе, сторонники Н. по-прежнему рассматривают бессознательное как основу психической деятельности человека. Первые попытки отойти от ортодоксального психоанализа были предприняты A. Adler (См. Адлера индивидуальная психология), и C. Jung (см. Юнга аналитическая психология). Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Развиваются теории внутренней конфликтности личности, связанной с чувством "базальной тревожности" перед лицом природных и социальных сил [K. Horney], доминирования межличностных отношений и ситуаций в образовании отдельных типов личности, являющейся лишь совокупностью социальных масок, ролей [H. Sullivan], детерминации всей психики человека бессознательными влечениями, побуждениями [E. Fromm].
Н., будучи теорией бессознательного, противопоставляет его обществу, всегда рассматриваемому как нечто враждебное человеческой личности.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Неофрейдизм
(Neofreudismus) (от греч. neos и freudimus - фрейдизм). Общее название современных психоаналитических школ (см. Психоанализ), пытающихся дополнить и корригировать концепцию Фрейда, опираясь на достижения социологии, этнографии или лингвистики. См. Фрейдизм. Использование психоаналитической теории и фрейдизма в различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике, художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультуральных факторов в этиологии невроза. В культурной антропологии психоанализ лег в основу концепции социализации личности, как процесс взаимодействия потребностей, импульсов, аффектов индивида с влиянием внешнего социального нормирования. Основоположник символического интеракционизма Мид полагал, что общество и индивид утверждаются в процессе межиндивидуальных взаимодействий и сосредоточил свое внимание на анализе их символических аспектов. Леворадикальная социология, являющаяся преемницей франкфуртской школы (Маркузе и Фромма), рассматривает социальный мир с точки зрения возможности, желательности его радикального изменения. К Н. обычно относят различные концепции фрейдомарксизма, одним из видных представителей которого является Райх, считавший, что капиталистическое общество подавляет человеческую сексуальность и это становится причиной невротизации общества. Оздоровление цивилизации возможно в ходе сексуальной революции, элиминирующей сексуальное угнетение, что приведет к искоренению неврозов. По аналогии с политической экономией К. Маркса Райх назвал свою концепцию сексуально-экономической.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НЕОФРЕЙДИЗМ

(К.Хорни)
В теории Хорни биол. ориентированность, характерная для классич. психоанализа , заменяется социокультурной, присущей Н. С т. з. Хорни, решающим фактором развития личн. явл. социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства - стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей явл. последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личн.; и наоборот - поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги - ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.
По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротич. потребностей, или невротич. тенденций. Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в обществ, признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.
Позднее эти потребности были объединены в три осн. категории, каждая из которых представляет собой стратегию межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с др. людьми: 1) ориентация на людей; 2) ориентация от людей; 3) ориентация против людей. Соответственно этим типам ориентации было выделено три типа невротич. личности: уступчивый, обособленный и агрессивный. Все эти стратегии использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Источник: Горностай П.П., Титаренко Т.М., Грабская И.А. Психология личности: Словарь-справочник. 2001

НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в современной философии, социологии, психологии и психоанализе, развившееся из фрейдизма, сторонники коего пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в социальный контекст. Возник как направление в психологии в 20-30-е гг., где ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны на базе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.
Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдовских представлений по целому ряду положений, и прежде всего - в отношении сексуальной детерминации поведения (из крупных последователей центральное место ей отводил только В. Райх). Другие крупные представители неофрейдизма не придавали ей первостепенного значения, а в большей мере обсуждали проблемы личностного роста и появления невротических наклонностей с позиции взаимоотношений личности и окружения социального, формирования восприятия мира и самовосприятия, и пр.
Лидеры неофрейдизма подвергли критике ряд фундаментальных подходов и утверждений Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Разнообразные концепции неофрейдизма способствовали распространению ориентации психоаналитических и внедрению комплекса психоаналитических представлений в различные сферы социальных теорий и общественной жизни. Неофрейдизм как направление пользуется возрастающей популярностью и влиянием преимущественно в США.
Среди наиболее крупных представителей неофрейдизма можно назвать: К. Хорни, автора психопатологии культурно-философской; Г. Салливана, создателя психиатрии межличностной; Э. Фромма, автора психоанализа гуманистического; Э. Эриксона, создателя эго-психологии; В. Райха, автора терапии телесно-ориентированной.
При видимом внимании к факторам общественной жизни, неофрейдизм считает индивида с его бессознательными влечениями изначально независимым от общества и противостоящим ему; при этом общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным для коренным тенденций развития личности.
Согласно Хорни, причиной неврозов является тревога, возникающая у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливаемая при недостатке любви и внимания от родителей и окружающих людей.
Фромм связывает неврозы с невозможностью индивида достичь гармонии с социальной структурой общества, кое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, вызывая невротические способы избавления от этого чувства.
Салливан усматривает истоки неврозов в тревожности, возникающей в отношениях межличностных.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

НЕОФРЕЙДИЗМ
НЕАФРЭЙДЫЗМ / NEO-FREUDIANISM– направление в психологии, основанное в 20–30-е гг. XX в. последователями З. Фрейда, принявшими основы его теории о решающей роли бессознательного в поведении людей, о его роли в возникновении неврозов, но в котором ключевые понятия фрейдизма были переработаны, и в первую очередь пересмотру подвергся пансексуализм 3. Фрейда. Известнейшими представителями Н. являются К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм, М. Мид, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Кардинер, Ф. Александер и др. К. Хорни (1885–1952), создательница теории культурно-философской психопатологии, причины неврозов усматривала в тревоге, возникавшей у ребенка при столкновении с окружающим его миром при недостатке любви и внимания со стороны взрослых. Хорни в своих ранних работах выдвинула положение о том, что динамическим центром невроза является противоречие между взаимоисключающими невротическими тенденциями личности. Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество. В поздних работах невротик, по Хорни, отказывается от своего «Я» в пользу иррационального идеального «Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности. Г. С. Салливан (1892–1949), создатель теории межличностной психиатрии, в центр внимания поставил отношения человека с социумом и их влияние на развитие личности. Межличностные отношения, считал он, всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношение с матерью. Уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые она вступала на протяжении своей жизни. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливан считал потребности в нежности и в избегании тревоги. Говоря о системе «Я», Салливан выделяет три структуры: хорошее «Я», плохое «Я» и «не-Я». Стремление к персонификации себя как хорошего «Я» и избегание мнений о себе как о плохом «Я» являются наиболее важными для личности, т. к. мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Э. Фромм (1900–1980) главную проблему видел в обретении личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы», становясь конформистом или авторитаристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (книга Фромма– «Иметь или быть»). В концепции Э. Фромма «гуманистический психоанализ» сохраняется положение о детерминации поведения человека бессознательными побуждениями. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

НЕОФРЕЙДИЗМ
направление в психологии, представители которого, сохраняя положения психоанализа (см. Психоанализ) о решающей роли бессознательного в поведении людей, подвергли пересмотру пансексуализм 3. Фрейда, его представления об организации психической жизни человека. В. Райх (1897–1957) центральное место в детерминации человеческого поведения отводил «оргонной энергии» (своего рода вселенская энергия любви). Если эта энергия блокируется запретами и сдерживанием, то это вызывает агрессию. Содержание энергии проявляется и телесно – в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости. Воздействуя на тело (мышечные упражнения, дыхание, массаж), можно высвободить энергию и облегчить душевное страдание. В. Райх выступал за естественную реализацию оргонной энергии, что должно исключить проституцию, половые извращения и т. п. Другие крупные представители неофрейдизма не придавали первостепенного значения сексуальности, обсуждали ценностные аспекты становления личности, влияние на становление взаимоотношений и социального окружения. Карен Хорни (1885–1952), создательница теории «культурнофилософской психопатологии», причины неврозов усматривала в тревоге, возникающей у ребенка при столкновении с окружающим его миром, при недостатке любви и внимания со стороны взрослых. Невротик, по Хорни, отказывается от своего Я в пользу иррационального идеального Я, позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности. Эрик Эриксон (1902–1994), крупнейший специалист в области возрастного развития, главную роль в деформировании личности отвел человеческому Я, которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное – психическое здоровье личности, ее «идентичность», чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности. Г. Салливен (1892–1949) – создатель теории межличностной психиатрии, в центр внимания поставил отношения человека с социумом и их влияние на развитие личности. Межличностные отношения, считал он, всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношение с матерью. Уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые она вступала на протяжении своей жизни. Эрих Фромм (1900–1980) главную проблему видел в обретении личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (одна из книг Фромма называется «Бегство от свободы»), становясь конформистом или авторитаристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая книга Фромма – «Иметь или быть»). Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ», в ней сохраняется положение о детерминации поведения человека бессознательными побуждениями. Н. строится в основном на идеях 3. Фрейда, но все же это учение, далеко уйдя от фрейдизма, сумело добиться авторитетного самостоятельного развития.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НЕОФРЕЙДИЗМ
англ. neo-Freudianism) -направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда (см. Психоанализ, Фрейдизм). Н. возник в 1920-30-е гг. На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно Л. Адлера (1-е поколение неофрейдистов), подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Н. признает важное значение открытий антропологов и этнопсихологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей (см. Бессознательное), которые они находят для своего выражения, теоретики Н. пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значении социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивацион-ных сил и конфликтов личности. Крупнейшие представители 2-го поколения неофрейдистов - амер. психологи К. Хорни, Г. С. Салливен (1892-1949), Э. Фромм.
Хорни подвергает критике многие положения Фрейда: пансексуализм; отрицание роли факторов культуры в возникновении неврозов, предопределяющую роль детства в формировании характера и образовании неврозов, структурное деление психики на Оно, Я и Сверх-Я. Хорни развивает теорию внутренней конфликтности личности, связанной с чувством "базальной тревожности" перед лицом природных и социальных сил. По Хорни, стремление человека удовлетворить многообразные потребности, порождаемые обществом в условиях множества экономических, юридических и этических преград, усиливает у него чувство тревоги, вызывает стремление к безопасности. Конфликт между этими 2 мотивами и поиск путей его разрешения порождает 3 типа личности, характеризующиеся различным отношением к др. людям: агрессивный, уступчивый и отчужденный от общества. Признавая влияние культуры на развитие личности, Хорни сохраняет основной тезис о решающей роли бессознательного в детерминации поведения человека. Она использует фрейдовские методы проникновения во внутренние конфликты и приемы доведения их до сознания.
Салливен развивает идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств. Число типов личности у человека соответствует, по Салливену, количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир. человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям. Задача психотерапии - перестройка межличностных взаимоотношений. (См. Значимый другой.)
Фромм сохраняет положение Фрейда о том, что человеческое поведение определяют бессознательные побуждения, однако обусловленные не биологическими, а г. о. социальными факторами. В отличие от животных человек утрачивает инстинктивные - естественные - связи с природой. Свобода от инстинктивной детерминации приводит к возникновению характерных для человека экзистенциальных и исторических социальных дихотомий (противоречий). Они являются источником потребностей и стремлений, возникающих из новых - общественных - условий его существования. Фромм анализирует экономические, социальные, политические стороны жизни общества на разных этапах исторического развития и рассматривает их последствия для личности. Основное внимание он уделяет тоталитарному и капиталистическому обществам. Социальные условия общества препятствуют удовлетворению потребностей прогрессивным путем, поэтому возникают различные психологические механизмы (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм), которые представляют непродуктивные, извращенные, иррациональные способы решения проблем человеческого существования. С ними связано образование различных типов характера и неврозов. Фромм дает развернутую критику западного общества, которое зиждется на принципе неограниченного потребления как цели жизни. Оно основано на философии обладания, ориентация на которую приводит к образованию особой формы социального характера - рыночного. Люди с таким характером отчуждены от своего труда, от самих себя, от др. людей и от природы.
Н. во всех своих вариантах остается теорией бессознательного. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу. (А. Н. Ждан.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НЕОФРЕЙДИЗМ (ПОСТФРЕЙДИЗМ)
Использование психоаналитической теории и фрейдизма в различных областях знаний: медицине, психологии, социологии, философии, лингвистике, художественном творчестве на основе концепции о решающей роли социокультурных факторов в этиологии невроза.
Психоанализ Фрейда (Freud S.) оказал большое влияние на развитие современной философии. Психоаналитический подход к исследованию внутреннего мира человека использован в экзистенциальной философии. Свой метод феноменологического анализа человеческой деятельности, выявления смысла, мотивов поведения индивида Сартр (Sartre J.-P.) назвал экзистенциальным психоанализом. По мнению другого экзистенциалиста - Тиллиха (Tillich P.), "Фрейд является подлинным экзистенциалистом в смысле всех экзистенциальных описании человека, находящегося в критической ситуации".
Существенно влияние Фрейда на структуралистское движение, которое использовало психоаналитическую теорию для раскрытия процессов структурализации мышления, языка, исторических, экономических и этнологических аспектов цивилизации. Основатель французской школы структурализма Лакан (Lacan J.) (см. Структурализм Лакана) рассматривал бессознательное как феномен языка, тесно связанный с культурной жизнью человечества. Он использовал идеи Фрейда для лингвистического анализа художественных произведений и психоаналитической интерпретации их содержания.
В персоналистской философии, акцентирующей внимание на духовном мире личности, внутрипсихических конфликтах, творческой субъективности, нашли отражение представления Фрейда о конфликте между цивилизацией и существованием человека, концепция Адлера (Adler А.) о творческой субъективности личности, идея Юнга (Jung С. G.) о "персоне" как особой духовной инстанции личности. Идеи Н. стали активно проникать в социологию с конца 1940-х гг. Структурно-функциональный анализ, изучающий механизмы и структуры, обеспечивающие устойчивость общественной системы, и признающий обусловленность поведения человека и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, позаимствовал из психоанализа идеи для интерпретации социальных норм и запретов в детском возрасте.
В культурной антропологии психоанализ лег в основу концепции личности, понимающей процесс ее социализации как взаимодействие потребностей, импульсов, аффектов индивида с влиянием внешнего социального нормирования. Культурная антропология, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики его поведения, использует психоанализ для понимания групповой психологии и национального характера. Культура рассматривается как инструмент адаптации к среде и воздействия на нее, условие познания и самоактуализации. В культурной антропологии широко применяется понятие социального символа как выражение рационально неосознаваемого, но чрезвычайно важного события.
Основоположник символического интеракционизма Мид (Mead G. H.) полагал, что общество и индивид утверждаются в процессе межиндивидуальных взаимодействий, и сосредоточил свое внимание на анализе их символических аспектов. В изучении структуры и динамики развития личности, микроструктуры социальных взаимодействий, проблем социализации и социального контроля символический интеракционизм опирается на психоаналитическую теорию.
Леворадикальная социология, являющаяся преемницей франкфуртской школы (Marcuse G., Fromm E., и др.), рассматривает социальный мир с точки зрения возможности, желательности его радикального изменения. Основной темой исследований являются анализ доминирования авторитарной личности с ее антидемократическими методами руководства и попытки с помощью социологических исследований постичь соответствующую человеческую реальность. Отрицание традиционной науки связано с тем, что она рассматривается как инструмент эксплуатации и угнетения, воплощение буржуазной идеологии. По мнению Маркузе, культура носит репрессивный характер, устранение которого ведет к высвобождению эротических влечений человека и уничтожению социальных норм и запретов. В качестве средства революционного преобразования общества он предлагал насильственные методы борьбы. Эти идеи оказали влияние на формирование философии "новых левых". Концепция Маркузе легла в основу антипсихиатрии, рассматривающей государственную систему здравоохранения, в частности психиатрию, как механизм насилия, подавления личности, а болезнь - как вид протеста против семейных и социальных норм.
К Н. обычно относят различные концепции фрейдомарксизма, одним из видных представителей которого является Райх (Reich W.), считавший, что капиталистическое общество подавляет человеческую сексуальность и это становится причиной невротизации общества. Оздоровление цивилизации возможно в ходе сексуальной революции, элиминирующей сексуальное угнетение, что приведет к искоренению неврозов. По аналогии с политической экономией К. Маркса Райх назвал свою концепцию сексуально-экономической (см. Характерологический анализ Райха).
Психоаналитическая теория Фрейда продолжает оказывать влияние на мировую литературу, кинематографию, искусство. Заметно влияние концепции Юнга об архетипах - характерных национально-культурных символах, используемых для психоаналитической интерпретации произведений изобразительного искусства.
См. также Психоанализ и литература, Психоанализ и политика.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

НЕОФРЕЙДИЗМ
одно из базальных направлений в совр. псих. представители кот. опираются, в основном, на идеи Фрейда, Юнга, Адлера; стор, этого направления акцентируют внимание на социокультурно-исторических феноменах, кот. влияют на возникновение у субъекта неврозов, дифференциально-бессознательных процессов; ученые Н, пытаются герменевтизировать эти феномены с помощью конфликтов личности и интерпретацией мотивационных аспектов (см. соч. К. Хорни (1997, в 3-х т.), Г. Салливен (сб. «Теория личности», 1997), Э. Фромм («Этика и психоанализ»(1994), «Человек для себя»(1997)); например, К. Хорни подвергла резкой критике многие постулаты Фрейда, его пансексуализм, его негативное отношение к феноменам культурно-исторического содержания, к его модельно-структурному делению психики субъекта на «Я», «Оно», «Сверх-Я»; сама Хорни эволюционизирует-интерпретирует концепцию базальной тревоги индивида перед лицом социально-природных сил, а человек, по ее мнению, стремится удовлетворить свои потребности в постоянном преодолении экономических, социальных, этических преград, что и способствует усилению в его психике тревожности и вызывает стремление в структуре его Эго повысить самобезопасность, а контраст-конфликт между этими мотивами и интенции-поиски путей их разрешения и порождают, по К.Хорни, три типа личности, кот. в свою очередь, характеризуются-модальноизируются дифференциальным отношением к другим субъектам: агрессивный тип, уступчивый тип и тип дистанциированный от общества; в своих интерпретациях по поводу психоповеденческих актов индивида в социуме, в различных онтологических обстоятельствах Хорни отдает приматную роль бессознательному, в детерминационных интерпретациях поведения субъекта; Г. Салливен эволюционизирует концепции о базальной роли межличностных отношений уже для осмысления специфико-психических детерминантов личности, но трактует-интерпретирует их, как социально-пассивные интенции-проекции и психофизиологические расстройства-аберрации; по Салливену, число типов личности у субъекта должно соответствовать экстенсивно-количественным феноменам, связанными с межличностными обстоятельствами; он считает, что интеллигибельно-духовный мир субъекта в базальном порядке наполнен фантомно-иллюзорными ориентациями, ценностями и поэтому отрицает социо-индивидуальный генезис личности и рассматривает-исследует субъекта, как суммацию его социальных мультимасок, а сами социокорреляции между индивидами и сводятся, по Салливену, только к межличностным корреляциям и фундаментальная задача психотерапии трансформировать межличностные корреляции, взаимосвязи, взаимоотношения между субъектами; фобии, неврозы, со-гласно его концепции, происходят-эволюционизируются ввиду тревожности, симптомы кот. возникают, в межличностных отношениях-когеренциях между индивидами, а сами индивиды генетическо-изначально независимы от влияний социума-среды-общества и, в большинстве случаев, оппозиционируют-противостоят самому обществу, т.о. Салливен считает, что человек дистанциирован-отчужден от феноменов общественной жизни, враждебен различным группам-альянсам и, для само-совершенствования, а также во избежание неврозов, психоаберраций он должен проявлять, в основном, личностную активацию, личностную инициативу; Э.Фромм, модифицируя учение Фрейда, полагает, что факторы индивидуально-человеческого поведения зависят от бессознательных влечений, побуждений, но обусловлены не биологическими феноменами, а социальными; сам субъект не подвержен инстинктивно-модифицированным факторам поведения и именно его автономность-свободность от инстинктивных факторов воздействия приводит его х социально-онтологическим дихотомиям, что в научных интерпретациях Фромма рассматривается как феномены противоречия субъекта, являющиеся базисным источником потребностей-стремлений-побуждений, кот. возникают в новационно-социальных условиях его существования-экзистенции; оригинальные, можно заметить-указать, научно-специфические концепции Фромма имеют непреходящее значение, поскольку сама личность анализируется-интерпретируется им в контексте социальных, экономических, политических аспектов бытия, с учетом разных историческо-эволюционных этапов, влияющих на психотрансформацию Эго субъекта; Фромм считает, что при тоталитарном режиме социоусловия общества обструктируют-препятствуют удовлетворению потребностей индивида, поэтому и развиваются дифференциальные психомеханизмы, такие как мазохизм, садизм, конформизм, деструктивизм и их негативно-дифференциальные модификации (см. соч. «Анатомия и философия человеческой деструктивности», 1993), кот. представляют собой превратно-трансцендентно-иррациональные модусы решения проблем человеческой экзистенции, а уже благодаря этим негативно-деструктивным феноменам и развиваются различные типы характера, или же возникают аберрации-неврозы; цель жизни почти всех индивидов на Западе и в США, по Фромму, а мы можем добавить, что уже и в России, и в других странах СНГ фундируется-зиждется на принципах-эго-постулатах, связанных с потребительскими настроениями, прагматизмом, как базальной цели жизни самих индивидов, а рыночный субъект, по Фромму, это и есть особая специфико-интерпретационная форма социального характера, а люди с таким характером дистанциированы от других индивидов, часто от самих себя, от социума и генезисно-природных явлений; т.о. постулаты Фромма, моделируются-выстраиваются на социодетерминантах психики, на импликации когеренций-отношений личности и самого социума в различных модификациях конфликтных форм, а сами конфликты не дают возможности субъекту гармонично эволюционизироваться-развиваться-активизироваться в макроструктуре современного общества. 

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

НЕОФРЕЙДИЗМ
одно из направлений в психоанализе, представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний. Основоположниками неофрейдизма считаются такие психоаналитики, как К. Хор ни (1885–1952), Г.С. Салливан (1892–1949), Э. Фромм (1900–1980).
   В противоположность психоаналитикам традиционной ориентации, соотносившим причины возникновения неврозов с переживаниями раннего детства, К. Хорни исходила из того, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но и теми культурными условиями, в которых он живет. Жизненные условия в каждой кульутре вызывают у человека некоторые страхи, порождаемые внешними опасностями (природа, враги), формами социальных отношений (враждебность, несправедливость, зависимость), культурными традициями (запреты, табу, обычаи). Эти страхи навязываются каждому индивиду. Однако, как считала К. Хорни, невротик не только разделяет общие всем людям в данной культуре страхи, но и испытывает также (вследствие условий своей индивидуальной жизни) страхи, качественно и количественно отличающиеся от страхов определенного культурного образца. Для отражения существующих в данной культуре страхов имеются соответствующие способы защиты, включая табу, ритуалы, обычаи. Подверженный страхам и прибегающий к защитам культуры нормальный человек страдает не сильнее, чем это неизбежно в данной культуре. Невротик же платит за свои защиты чрезмерную плату, заключающуюся в ослаблении его жизненной энергии, дееспособности, возможности получать удовольствие. Таким образом, невроз, в представлении К. Хорни, является «психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них», а также попытками найти «компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций». Это расстройство называется невротическим лишь в том случае, когда оно «отклоняется от общепринятого в данной культуре образца». В этом отношении невротика можно назвать, по словам К. Хорни, «пасынком нашей культуры». Следовательно, цель терапии – проработать последствия тревожности пациента в культуре с тем, чтобы путем изменения и улучшения его отношения к себе и другим людям он мог обходиться без своих невротических наклонностей, проявляющихся в невротической потребности в любви, отстранении, подчинении, стремлении к власти, престижу и обладанию или в невротическом движении к людям, от людей и против людей. Невротику необходимо помочь «восстановить себя, осознать свои настоящие чувства и желания, выработать свою собственную систему ценностей и построить свои отношения с другими людьми на основе своих чувств и убеждений».
   Как и К. Хорни, Г.С. Салливан считал, что важную роль в человеческой жизни играют не только события, происходящие в физико-химической среде обитания, но и вопросы культурного плана – ценности, предрассудки, убеждения. Подобно К. Хорни, он уделял значительное внимание проблеме страха, тревожности человека, предопределяющих возникновение неврозов. При этом он высказывал убеждение, что для понимания невротических заболеваний и успешного их лечения необходимо изучение не только культурно обусловленных процессов, но и межличностных отношений, складывающихся в интерперсональных ситуациях, в которых действует аналитик, играющий роль активного наблюдателя. Г.С. Салливан уделял важное внимание исследованию «динамизмов», то есть относительно устойчивых паттернов трансформации энергии, характеризующих межличностные взаимоотношения, взаимодействие людей и персонификаций, определяющих человеческое существование. Значительное место среди изучаемых им динамизмов отводилось «динамизму самости» как результату переживания воспитательного процесса, одна часть которого включает элементы, носящие характер поощрения, а другая – элементы, составляющие в разной степени выраженную тревогу. Что касается психических расстройств, то они рассматривались Г.С. Салливаном в плане паттернов неадекватных и необоснованных действий в ходе межличностных взаимоотношений. Отсюда – конструктивная стратегия аналитика, предполагающая, по мнению Г.С. Салливана, во-первых, наметить область действия сил, блокирующих эффективное сотрудничество пациента с другими людьми, и, во-вторых, расширить сферу сознания пациента таким образом, чтобы «по возможности минимизировать эту блокаду».
   В понимании Э. Фромма, поведение человека во многом определяется ценностными суждениями и поэтому при исследовании личности и ее невротических заболеваний нельзя недооценивать или игнорировать этические вопросы, являющиеся существенными и важными как в теоретическом, так и в терапевтическом отношении. Ошибка классического психоанализа заключалась в том, что З. Фрейд предпринял попытку утверждения психологии в качестве естественной науки, тем самым оторвав ее от проблем философии и этики. В классическом психоанализе не учитывался тот факт, что человека нельзя адекватно понять, если не рассматривать его в целостности и не признавать присущую ему потребность искать ответ на вопрос о смысле жизни и определять те нормы, в соответствии с которыми он должен жить. Фактически, подчеркивал Э. Фромм, невозможно понять невротические расстройства человека без понимания его ценностных и моральных конфликтов. Поэтому прогресс психологии и психоанализа лежит не на пути отрыва естественного (физического) от духовного, а в возвращении к «великой традиции гуманистической этики», рассматривавшей человека в целостности физического и духовного, а также предполагающей, что цель человека – не иметь что-то или кого-то в качестве объекта владения, потребления, а быть самим собой.
   Исходя из подобного понимания, Э. Фромм сосредоточил свое внимание на рассмотрении этических и философских проблем человеческого существования. Он считал, что во многих случаях неврозы представляют собой «специфическое выражение морального конфликта» и что успех терапии зависит от осознания личностью «своей моральной проблемы и ее разрешения». Моральная проблема современного человека состоит в том, что он отчужден от мира, других людей и самого себя: «он невротичен, потому что отчужден». Человек стал вещью, а его отчуждение – болезнью личности, сердцевиной психопатологии. Но человек, замечал Э. Фромм, не вещь, и, следовательно, психоаналитик не должен подходить к его рассмотрению и лечению как к безличному объекту, машине, которая нуждается в починке. Поскольку психоаналитик живет и работает в обществе, способствующем отчуждению человека, то прежде всего ему необходимо преодолеть отчуждение от самого себя и от своего ближнего, то есть ему не следует воспринимать пациента как вещь, части которой сломаны и требуют замены. Чтобы психоанализ смог выполнить свое реальное предназначение, аналитик должен, по мнению Э. Фромма, «преодолеть свое собственное отчуждение и стать способным на сердечные связи со своим пациентом, благодаря чему он обнаружит путь для проявления спонтанного опыта пациента и, таким образом, найдет способ «понимания» его и себя». Психоаналитик должен стать с пациентом единым целым и в то же время сохранить чувство отстраненности и объективности. Если психоанализ будет развиваться в этом направлении, он предоставит человеку неисчерпаемые возможности для духовной трансформации. Отстаивая данную позиции, Э. Фромм как раз и выступил с идеей необходимости развития гуманистического психоанализа.
   В целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность «работать «в направлении своей самореализации» (К. Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Э. Фромм).
   Идеи неофрейдистов получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа. Так, в работе Г. Маркузе (1898–1979) «Эрос и цивилизация» (1956) обращалось внимание на то, что ревизия неофрейдистами ряда концепций З. Фрейда является односторонней: в отличие от них основоположник психоанализа не впадал в соблазн легковерного согласия с тем, что «главное направление организма – вперед»; уход от теории инстинктов привел к недооценке сферы материальных потребностей в пользу духовных, а упование на этику стало уходом психоанализа от решения реальных проблем, связанных с бессознательными влечениями человека.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
233.52 кб

Развитие концепции смысла в работах представителей неофрейдизма

Савельев Александр Евгеньевич
Автор рассматривает взгляды на определение концепции смысла таких представителей неофрейдизма, как Альфред Адлер и Карл Юнг.
Читать PDF
171.85 кб

ВЛИЯНИЕ ФРЕЙДИЗМА И НЕОФРЕЙДИЗМА НА МАССОВУЮ КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Гарькина Софья Германовна
В статье рассмотрены ключевые моменты образования и трансформации учения З. Фрейда. Проанализированы характерные особенности способов реализации социальных элементов неофрейдизма на практике.
Читать PDF
581.25 кб

Концептуализация одиночества как типа личности в религиозной антропологии и неофрейдизме

Лященко Максим Николаевич

Похожие термины:

  • НЕОФРЕЙДИСТСКИЙ

    Термин, используемый для описания любого психоаналитического подхода, теории или отдельного аналитика, который отклоняется от ортодоксальной фрейдистской позиции или значительно изменяет ее. К
  • НЕОФРЕЙДИСТЫ

    Группа психологов, испытавших определенное влияние взглядов Зигмунда Фрейда, но не согласных с некоторыми аспектами его теории (например, с решающей ролью сексуальных импульсов в формировании по