НЕНАСИЛИЕ
ненасилие
система ценностей, идей и практических подходов, отвергающая насилие, демонстрирующая симпатию по отношению к объекту насилия, отказ от использования насилия для достижения целей, его определяющий принцип действий - не принимать участия в насильственных действиях ни при каких обстоятельствах.
Источник: Глоссарий конфликтологических терминов
Ненасилие
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.
Ненасилие как общий этический принцип выступает в качестве безусловного запрета.
Ненасилие как особая программа практической деятельности является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Ненасилие есть борьба за справедливость более эффективными и последовательными способами, чем насилие.
Ненасилие как общий этический принцип выступает в качестве безусловного запрета.
Ненасилие как особая программа практической деятельности является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Ненасилие есть борьба за справедливость более эффективными и последовательными способами, чем насилие.
Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011
НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия, пост насильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью. Идея H. является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. Анализ теории и практики H. позволяет и требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как программу конкретной деятельности. В первом случае оно выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором случае Н. является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. На несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость H. приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами – одно, между социальными группами – другое, межличностные конфликты – третье и т. д. Требование Н. не задает конкретного содержания многообразия в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее и безусловное ее ограничение. В полном отрицании насилия заинтересованы господствующие классы, сами осуществляющие скрытое или узаконенное насилие в отношении эксплуатируемых ими социальных групп. Абсолютизация Н. повышает их шансы сохранять свою власть сколь угодно долго, поскольку история знает мало примеров, когда господствующий класс лишался власти без насилия. Принципа Н. должны придерживаться угнетатели и преступники, которые реально осуществляют наиболее жестокое насилие по отношению к окружающим. Абсолютизация Н. – элемент идеологии господствующего класса, который сам насильственным образом захватил власть, путем узаконенного насилия перераспределяет национальные доходы и готов использовать насилие без ограничений при малейшей угрозе его господству. Речь идет, естественно, о ряде западных государств, а не о России. Принцип Н. имеет абсолютную ценность в семейных, межличностных и некоторых др. видах социальных отношений.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009