НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Неменский Борис Михайлович
(р.1922) — российский педагог, художник, общественный деятель. Специалист в области педагогики и психологии художественного образования и воспитания.
Инициатор создания Московского центра художественной культуры и образования. Создатель программы художественного воспитания на различных ступенях образования (от дошкольников до методической подготовки педагогов. В методологическое основание программы закладывалась ориентация на эмоционально–воспитательное воздействие художественных образов и на гуманитаризацию образования. Формирование художественной культуры обучаемых связывалось не только с освоением знаний по искусству, но и с овладением «художественной грамотностью» (художественно–творческих умений и навыков). Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» реализуется во многих общеобразовательных школах Российской Федерации.
(Культура, искусство, образование», М.,1993)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

(р. 1922)— российский педагог, художник, общественный деятель. Специалист в области педагогики и психологии художественного образования и воспитания. Профессор (1990), чл.-кор. АПН СССР (1991), д. чл. РАО (1992). Окончив в 1951 г. Московский художественный ин-т, работал а Студии военных художников им. М.Б. Грекова (1942—1962). Преподавал в Московском городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина (1957—1960), МГПИ им. В.И. Ленина (1960-1962), а с 1962 г. во ВГИКе. Был избран секретарем Союза художников СССР и председателем его комиссии по эстетическому воспитанию (1963—1988). Инициатор создания Московского центра художественной культуры и образования (1991). Анализ опыта преподавания художественных дисциплин привел Н. к идее о необходимости создания целостной программы художественного воспитания применительно к различным ступеням образования (от дошкольников до методической подготовки педагогов). В конце 1970-х гг. он предложил ее первый вариант, поддержанный Союзом художников. Главной целью программы было содействие формированию многогранных духовных интересов личности средствами искусства. В методологическое основание программы закладывалась ориентация на эмоционально-воспитательное воздействие художественных образов и на гуманитаризацию образования. Н. обратил внимание и на то, что приобщение к ценностям искусства может происходить и при решении учебных задач в курсах естественных и точных наук. Для этого должны быть соответствующим образом подготовлены преподаватели, способные выявить и показать обучаемым красоту мысли, гармонию познавательных , этических и эстетических ценностей. Формирование художественной культуры обучаемых связывалось не только с освоением знаний по искусству ( в том числе знаний различных художественных стилей), но и с овладением художественной грамотностью, предполагавшей практические художественные умения и навыки. Решающая роль здесь отводилась общеобразовательной школе, призванной научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными художественными знаниями и навыками, в том числе для дальнейшего саморазвития. В 1980-х гг. под руководством Н. был разработан новый вариант программы: Изобразительное искусство и художественный труд, который был принят во многих школах Российской Федерации. Н. автор ряда книг, в том числе для педагогов и учащихся: Тревоги большого пути. Слово художника к интеллигенции, М., 1967; Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе, М., 1992; Культура, искусство, образование, М., 1993 и др. Л.А. Карпенко

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. 2005