Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска это что такое Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска: определение — Психология.НЭС
НЕЙРОПСИХИЗМ Нейропсихологическая оценка

Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска

Найдено 1 определение:

Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска

Luria-Nebraska neuropsychological battery) Н. б. Л-Н. яв-ся стандартизованной версией комплекса психол. методик, разработанных российским нейропсихологом А. Р. Лурия и впоследствии реорганизованных Ч. Голденом и его коллегами в стандартизованную батарею, предназначенную для клинической нейродиагностики. Лурия рассматривал поведение как результат взаимодействия всех областей головного мозга и предпочитал использование простых тестовых методик, к-рые отражают сравнительно несложные паттерны мозговых взаимодействий, чтобы можно было более точно исследовать функциональные системы мозга. Разработанные Лурией методы тестирования не были поначалу восприняты американскими клиническими нейропсихологами из-за отсутствия стандартизованной системы количественных показателей и эксперим. данных, подтверждающих валидность этих тестовых методик. С целью устранения психометрич. недостатков методик Лурии, Голден и его коллеги преобразовали задания теста Лурии в стандартизованные тестовые процедуры и ввели объективную систему показателей, к-рая позволяла осуществлять клиническую оценку как на количественном, так и на качественном уровне. Эта стандартизованная версия охватывает основные области нейропсихологического функционирования, включая моторные, осязательные и визуальные навыки; слуховые способности; экспрессивную речь и понимание речи; чтение, письмо и арифметические навыки; ориентировку в пространстве, а также память и интеллект. Описание батареи. Н. б. Л-Н. состоит из следующих шкал: 1. Моторные функции 2. Ритмические (акустико-моторные) функции 3. Осязательные (высшие тактильные и кинестетические) функции 4. Зрительные (пространственные) функции 5. Понимание речи 6. Экспрессивная речь 7. Функции письма 8. Навыки чтения 9. Арифметические навыки 10. Память 11. Интеллектуальные процессы. Есть еще три дополнительные шкалы, основанные на некоторых заданиях из основных шкал: 12. Патогномоничная шкала: состоит из простых заданий, с к-рыми редко не справляются нормальные (без мозговой патологии) люди, и высокочувствительных к мозговой дисфункции. 13. Правое полушарие: шкала измеряет моторное и тактильное функционирование левой стороны тела. 14. Левое полушарие: шкала измеряет моторное и тактильное функционирование правой стороны тела. Исследования валидности. Было установлено, что Н. б. Л-Н. оказывается полезной в определении латерализации и локализации мозговых нарушений. Эффективность этой батареи оценивалась в сравнении с нейропсихологической батареей Халстеда-Рейтана. С помощью обеих тестовых батарей было обследовано 48 чел. с мозговыми нарушениями и 60 чел. без мозговой патологии. Результаты показали высокую степень связи. Дискриминантный анализ выявил, что обе батареи равно эффективны в идентификации пациентов с мозговыми нарушениями и дают коэффициенты попадания более 85%. Исслед. Н. б. Л-Н. свидетельствуют о том, что она может быть эффективным инструментом для диагностики и определения латерализации и локализации мозговых нарушений. Данные теста Лурия оказываются также чрезвычайно полезными при планировании реабилитации пациентов с мозговыми травмами. См. также Головной мозг, Клиническая оценка, Батарея халстеда-рейтана, Минимальная мозговая дисфункция (диагностика), Методы тестирования У. Т. Зушима
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Понятие «Фактор» в работах А. Р. Лурии

Микадзе Ю. В., Скворцов А. А.
Анализируются значения понятия «фактор» в работах А. Р. Лурии. Определяются связи этого понятия и основных теоретических задач нейропсихологии. На основе этих связей реконструируется наиболее органичная для текстов А.Р. Лурии трактовка понятия «фактор».
Скачать PDF

Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактол

Осипов Ярослав Владимирович
В статье рассматривается ассоциативный эксперимент К. Юнга в разработке А.Р. Лурии: раскрываются основы его реактологической теории аффективного поведения, сопряженного ассоциативно-моторного метода. Показывается методологическое значение разработки А.Р. Лурии, использования специальных знаний по психофизиологии, в частности метода сопряженных моторных реакций, в тактике расследования преступлений.
Скачать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Скачать PDF

Научное наследие А. Р. Лурии и современная отечественная клиническая психология развития

Рощина Ирина Федоровна, Зверева Наталья Владимировна
А.Р. Лурия (1902-1977) выдающийся советский психолог с мировым именем, один из основателей нового направления в психологической науке, а именно нейропсихологии. Наряду с краткой биографической справкой, описанием научных и педагогических достижений, в статье рассматриваются основные этапы научной деятельности А.Р. Лурии и современные проблемы отечественной клинической психологии развития в контексте его научного наследия. Авторы опираются на базовые идеи А.Р. Лурии, разработанные им в течение жизни: качественный системный подход в анализе психики, синдромный анализ нарушений психической деятельности, нейропсихологический синдром и нейропсихологический фактор. Выстраиваются связи идей А.Р. Лурии с различными проблемами нарушения психического развития человека на разных этапах онтогенеза (детство и подростничество, зрелый, пожилой и старческий возраст). Представлена преемственность идей А.Р. Лурии в современных разделах клинической психологии развития. Анализируется связь научного наследия А.Р. Лурии с различными направлениями клинической психологии патопсихологией (традиции школы Зейгарник Полякова), нейрогеронтопсихологией (направление Н.К. Корсаковой и учеников), психологией дизонтогенеза и клинической психологией развития. Реферативно изложены соответствующие исследования и теоретические построения ученых отечественной клинико-психологической школы Выготского Лурии Зейгарник. Проанализировано влияние идей А.Р. Лурии на исследования Ю.Ф. Полякова и его коллег В.П. Критской и Т.К. Мелешко, в чьих работах описаны варианты патопсихологического синдрома при шизофрении с выделением факторов, характеризующих структуру дефекта. Психология дизонтогенеза имеет тесную связь с клинической и возрастной психологией и в этом смысле опирается на научное наследие А.Р. Лурии. Изложены представления авторов статьи, позволяющие по-новому взглянуть на типологию и виды психического, прежде всего, когнитивного дизонтогенеза, динамику развития познавательной деятельности при эндогенной патологии у детей. Возрастной аспект обсуждается в двух крайних границах: детство и подростничество, с одной стороны, а с другой стороны, пожилой и старческий возраст. Идеи А.Р. Лурии лежат в основе современной нейрогеронтопсихологии и служат для описания вариантов нормального и патологического старения.
Скачать PDF

Современные нейропсихологические представления о феномене левшества

Постоева В. А., Пахомов В. П.
В статье, носящей обзорный характер, рассматриваются современные концепции о феномене левшества в контексте нейропсихологического подхода, развиваемого в когнитивной психологии, анализируются научные представления на природу данного феномена, обсуждаются вопросы, связанные с психолого-педагогическими особенностями детей с генетическим левым профилем латеральности.
Скачать PDF

Психолого-педагогический и нейропсихологический подход к решению проблемы неуспеваемости младших шко

Осипова В.В.
В статье анализируются причины неуспеваемости младших школьников с точки зрения психологии, педагогики и нейропсихических процессов детского организма, подчеркивается важная роль базовых факторов в психическом развитии ребенка. Итоги анализа психолого-педагогических и нейропсихологических причин неуспеваемости представлены в таблице, в которой конкретно анализируются проблемы трудностей младших школьников в обучении письму, чтению, математике.
Скачать PDF

Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников

Сугробова Г.А.
Многочисленные исследования показали, что воздействие любых развивающих упражнений на организм ребенка (и на соответствующие психические функции) может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты. Это будет зависеть и от характеристик самого воздействия, и от степени зрелости мозговых структур, от их готовности реагировать на развивающий фактор и реализовывать соответствующую функцию. Например, чтобы сформировалась речь, необходима морфологическая и функциональная зрелость артикуляционного аппарата, мозговых структур, обеспечивающих фонетикофонематическое восприятие. В противном случае мы наблюдаем нарушения произношения и, на фоне трудностей звукового анализа речи, нарушение мышления.
Скачать PDF

Нейропсихологическое обоснование анализа нарушений письменной речи у младших школьников (гендерный а

Литвинова Галина Владимировна
Представлены результаты исследования особенностей нарушений письменной речи у младших школьников с учетом гендерных особенностей. Дается обоснование нейропсихологического анализа ошибок в письменных работах мальчиков и девочек. Указывается на закономерные связи нарушений письма с дефектами других психических функций и незрелостью мозговых структур, участвующих в организации письменной речи.
Скачать PDF

Сравнительный анализ концепций развития в работах Выготского и Пиаже: нейропсихологический подход к

Шерешевский Г.
Изложены основы теории нейропсихологического развития посредством решительной интеграции теорий когнитивного развития Л.С. Выготского и Пиаже. Анализируются их различия и объединяющие моменты с позиции современных исследований в психологии развития, клинической и когнитивной нейропсихологии. Клинический анализ выполнен на основе трех моментов: 1) развитие как биологическое и культурно-историческое, 2) развитие как изолированное и продолжающееся, 3) развитие как нормальное и патологическое.
Скачать PDF

Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте

Астаева Алена Васильевна
Рассматривается проблема необходимости интеграции психометрического подхода и качественного анализа в детской нейропсихологии. Проблема современной нейропсихологии заключается в выборе конкретного метода оценки результатов, позволяющего дифференцировать показатели нормы и патологии ВПФ с учетом индивидуальных возрастных особенностей развития психических функций.
Скачать PDF

Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций в контексте успешности обуче

Сметанникова Ирина Николаевна
Представлены результаты нейропсихологического обследования детей младшего школьного возраста с разной успеваемостью. Рассмотрены основные факторы трудностей обучения и их взаимодействие.
Скачать PDF

Российско-португальский опыт нейропсихологического обследования дошкольников

Дэвид Жулиана, Глозман Жанна Марковна
В статье анализируются теоретические и методологические принципы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. Оцениваются наиболее известные психометрические методы обследования дошкольников. Описывается опыт применения в Португалии разработанной в России шкалы для нейропсихологического обследования дошкольников, качественной и количественной оценки данных тестирования. При создании португальской версии учитываются луриевские принципы диалогового взаимодействия с обследуемым ребенком для выявления зоны его ближайшего развития.
Скачать PDF

Похожие термины: