НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

Предыдущий термин:
Нейрофизиологический подход

Следующий термин:
НЕЙРОФОНИЯ

Содержание:

Найдено 10 определений термина НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

раздел физиологии, посвященный изучению нервной системы на основе электрофизиологических методик.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

раздел физиологии, посвященный изучению системы нервной посредством электрофизиологических методик.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

нейро + греч. physis - природа, природные свойства, logos - учение, наука). Раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы и ее основных структурных единиц - нейронов.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

англ. neuropkysiology) - раздел физиологии, объектом изучения которого является н. с. При использовании современных электрофизиологических методик исследуются нейроны, нейронные ассамблеи, нервные центры и их взаимодействие. Общая Н. изучает закономерности функционирования н. с. на разных уровнях. Возрастная Н. - это раздел, посвященный изучению созреванию мозга, возрастных и индивидуальных особенностей мозгового обеспечения высших нервных и психических процессов. Клиническая Н. изучает особенности функционирования мозга при патологических процессах. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

neurophysiology) - раздел физиологии, изучающий функции нервной системы человека и животных.

Источник: Оксфордский толковый словарь общей медицины, 2002 г

Нейрофизиология

Словообразование. Происходит от греч. neuron - жила, нерв + physis - природа + logos - учение.

Категория. Раздел физиологии.

Специфика. Посвящена изучению нервной системы на основе электрофизиологических методик.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Нейрофизиология

Раздел физиологии, изучающий механизмы деятельности нервной системы.

Источник: Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

см. нейро- и физиология] - раздел физиологии, изучающий функции нервной системы, процессы обработки информации в нервной ткани, а также механизмы, лежащие в основе поведения животных и человека

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Нейрофизиология

нейро + греч. physis – природа, природные свойства; logos – слово, понятие, учение) – раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Нейрофизиология

ветвь нейронауки, которая изучает нормальное функционирование нейронов и нервных систем.

Источник: Антти Ревонсуо. Психология сознания. Питер. 2013 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Нейрофизиологические механизмы компенсации расстройств поведения у подростков с шизофренией, осложне

Яковлев Н.М., Косицкая З.В., Панфилов Р.В., Шабанов Петр Дмитриевич
У 33 подростков, больных шизофренией, осложненной алкогольной и наркотической зависимостью, проводили анализ механизмов компенсации эмотивного поведения на основе альфа-стимулирующего тренинга с обратной связью. Показано, что психостимуляторы, оказывая токсическое воздействие на ЦНС, провоцируют дебют шизофрении, ускоряют прогредиентность и клиническую тяжесть заболевания. Наиболее значимым было биоуправление у пациентов с дебютом психического заболевания.
Скачать PDF

Нейрофизиологические корреляты творческой деятельности при сочинении музыки у подростков

Дикая Л.А.
Приведены результаты экспериментального исследования специфичных паттернов ЭЭГ активности у учащихся старших классов музыкальных школ в процессе мысленного сочинения мелодий с различной эмоциональной окраской. Сопоставлены ЭЭГ-корреляты сочинения музыки и других видов музыкальной деятельности восприятия, мысленного воспроизведения мелодий. Обсуждается связь нейрофизиологических механизмов музыкального творчества и других видов невербального творчества.
Скачать PDF

Нейропсихологический и нейрофизиологический анализ возрастных преобразований познавательных функций

Семенова О.А., Мачинская Р.И.
Цель исследования состояла в выявления возрастных преобразований познавательных функций у детей предшкольного возраста и определении факторов риска учебной дезадаптации, обусловленных индивидуальными особенностями познавательного развития и функционального состояния мозга. Было проведено комплексное нейропсихологическое и электроэнцефалографическое (ЭЭГ) обследование 153 детей 5-6 (М=5,71 и SD=0,43) и 6-7 (М=6,45 и SD=0,30) лет. На основании экспертных оценок педагогов дети в каждой возрастной группе были разделены на подгруппы в зависимости от наличия трудностей в усвоении знаний (когнитивные трудности) и/или отклонений в поведении (поведенческие трудности). Нейропсихологический анализ с применением адаптированной для детей методики А.Р. Лурия включал качественную и количественную оценку процессов регуляции деятельности (регуляторные компоненты) и процессов обработки вербальной и невербальной информации (информационные компоненты). Нейрофизиологический анализ строился на основе качественной оценки паттернов ЭЭГ, отражающих функциональное состояние и степень функциональной зрелости коры и регуляторных структур головного мозга. Показано, что у детей контрольной группы без когнитивных и/или поведенческих трудностей при переходе от 5-6 к 6-7 годам статистически значимо улучшаются показатели произвольной регуляции деятельности (в первую очередь, усвоения инструкций и алгоритмов действий), а также показатели целостности восприятия и точности словоупотребления, причем прогрессивные изменения этих компонентов познавательной деятельности взаимосвязаны. Именно по этим компонентам когнитивной деятельности дети 6-7 лет с трудностями учебной адаптации демонстрируют значимо более низкие показатели, чем дети контрольной группы того же возраста, тогда в 5-6 лет подобные различия не обнаружены. Последнее свидетельствует в пользу различных траекторий познавательного развития у детей контрольной группы и детей с трудностями учебной адаптации. В 6-7 лет для разных типов трудностей характерны как общие, так и специфические особенности познавательной деятельности. К общим чертам относятся низкие показатели усвоения алгоритмов деятельности и снижение работоспособности. Помимо этих дефицитов у детей с поведенческими трудностями обнаружены проблемы регуляции эмоциональных реакций и низкие показатели целостности зрительного восприятия, а у детей с когнитивными трудностями – снижение точности словоупотребления и узкий словарный запас. Комплексный нейропсихологический и нейрофизиологический анализ позволил обнаружить, что ключевые факторы учебной дезадаптации у детей 6-7 лет – несформированность произвольной регуляции деятельности и низкая работоспособность могут быть обусловлены незрелостью или дисфункцией фронто-таламической системы, а также изменения функционального состояния структур правого полушария. Зрительно-пространственные и вербальные дефициты в большей степени зависят от «локализации» отклонений в состоянии мозга и связаны с изменениями функционального состояния коры правого или левого полушарий соответственно. Сопоставление результатов настоящего исследования с данными, полученными ранее на детях 7-10 лет, говорит о меньшей специфичности мозговой организации регуляторных компонентов когнитивной деятельности у детей предшкольного возраста.
Скачать PDF

Системные взаимоотношения информационного и нейрофизиологического уровней саморегуляции учащихся вуз

Ивашев С.П.
Скачать PDF

Нейрофизиологические и психологические аспекты гестации

Петросян Е.Ю., Савченков Ю.И.
В обзоре представлен анализ современных данных по роли центральной нервной системы и психического состояния женщины в реализации гестационного процесса. Изменения функций нервной системы при беременности, с одной стороны, обусловлены самой гестацией, и направлены на организацию оптимальных условий для развития плода, а с другой опосредованы воздействием внешних средовых и социальных факторов, действующих на женщину во время беременности. Выдвигается представление о двух различных аспектах изменения психических функций при беременности психология беременности и психология беременных.
Скачать PDF

Психофизиологические характеристики и нейрофизиологические показатели (величина межполушарной асимме

Зверева Зоя Фёдоровна, Ванчакова Нина Павловна, Осипов Кирилл Владимирович
Изучались механизмы адаптации у двух групп мужчин с разной профессиональной ответственностью и выраженностью стеничных личностных характеристик при разной степени активации ЦНС. Всего обследовано 109 руководителей и 159 не руководителей (инженеры, научные сотрудники). Группы были рандомизированы, возраст составил 51,9  8,3 лет. Проводилось медицинское, психофизиологическое обследование (простая зрительно-моторная реакция, сложная зрительно-моторная реакция, реакция на движущийся объект; MMPI, Кеттела, Равена, Спилбергера), регистрация ЭЭГ и показателя величины межполушарной асимметрии мощности биопотенциалов ВМПА (усреднённая абсолютная величина межполушарной асимметрии мощности биопотенциалов, вычисленная для всех диапазонов частот , ƒ, ƒ, ƒ в симметричных отведениях; косвенно этот показатель характеризует уровень энергетических процессов в тканях мозга). Результаты исследования показали: а) при десинхронизированных ЭЭГ более высокий уровень функционального состояния ЦНС у всех обследуемых был обусловлен высоким уровнем энергетических затрат в тканях мозга; б) у руководителей и не руководителей условиями для проявления стеничных личностных характеристик и высокого уровня функционального состояния ЦНС были высокий уровень активации ЦНС и высокий уровень энергетических затрат; в) при синхронизированных ЭЭГ условиями для проявления стеничных личностных характеристик у руководителей были механизмы, связанные с использованием высокой степени согласованности психофизиологических и нейрофизиологических показателей.
Скачать PDF

Нейрофизиологические механизмы успешности нейробиоуправления и его психофизиологические эффекты

Таламова И.Г.
Статья представляет собой анализ результатов использования нейробиоуправления у студентов вуза. В ходе исследования выявлены изменения в структуре ЭЭГ и психофизиологическом статусе в зависимости от способности произвольно повышать амплитуду альфа-ритма.
Скачать PDF

Экстраверсия, психотизм и чувствительность к награде: нейрофизиологические основы двух личностных ко

Князев Геннадий Георгиевич
Теория Грея является наиболее влиятельным в настоящее время нейрофизиологическим объяснением личности. Одним из наиболее спорных в этой теории является вопрос о соотношении чувствительности к награде, зависящей преимущественно от активности дофаминергических структур мозга, с личностными конструктами экстраверсии и психотизма. Часть исследователей, включая самого Грея, связывают повышенную активность дофаминергических структур с психотизмом, другие же считают, что она связана с экстраверсией. В настоящей работе высказано предположение, что повышенная активность дофаминергических структур, опосредующая активацию поведения, присуща как экстравертам, так и людям с высоким психотизмом, однако свойственные экстравертам положительная эмоциональность и общительность зависят от других мозговых механизмов, вероятно, от активности опиатной системы мозга. Это положение иллюстрируется в приведенных эмпирических исследованиях, которые показывают, что психометрические шкалы, разработанные для измерения активации поведения, коррелируют либо с экстраверсией, либо с психотизмом в зависимости от того, считали ли создатели этих шкал положительную эмоциональность атрибутом активации поведения или нет. Во втором исследовании продемонстрировано, что в условиях психофизиологического эксперимента шкала активации поведения, связанная с экстраверсией, позволяет выделить испытуемых, у которых в ситуации награды электрофизиологические проявления эмоционального возбуждения выражены в большей степени. В третьем же исследовании показано, что шкала активации, поведения связанная с психотизмом, является одним из наиболее сильных предикторов употребления психоактивных веществ. Экстраверсия также может быть фактором риска, но она предрасполагает и к повышенному чувству субъективного благополучия, стремлению получить образование и установить хорошие отношения с родителями, которые являются факторами защиты от проблемного поведения.
Скачать PDF

Нейрофизиологические аспекты биоповеденческой терапии при расстройствах личности

Загоруйко Е.Н., Шубина О.С.
Предложенная в данной работе технология биоуправления позволяет не только учесть характерологические особенности, но и способствует осознанию проблемы самим человеком, что при личностных расстройствах всегда проблематично. Результатом биоповеденческой терапии является смена не только физиологических параметров, но и изменение когнитивных стереотипов и поведенческих паттернов, что позволяет оптимизировать социальное, профессиональное и межличностное функционирование человека.
Скачать PDF

Возрастные особенности нейрофизиологического обеспечения процессов произвольной регуляции функционал

Горев А.С.
Проведено исследование способности школьников в возрасте 10-11 лет к произвольной регуляции функционального состояния (релаксация). Показано, что даже неглубокая релаксация оказывает позитивное влияние на функциональное состояние ЦНС, что проявляется в улучшении в пострелаксационном состоянии произвольного внимания и кратковременной памяти. Организация биоэлектрической активности коры головного мозга при произвольном внимании на пострелаксационном фоне (по сравнению с дорелаксацион-ным) характеризуется изменениями в высокочастотном диапазоне альфа-полосы ЭЭГ: повышением уровня когерентности по связям лобных отделов коры мозга с каудальными областями и усилением кортико-кортикальных связей с фокусом в нижневисочной области левого полушария.
Скачать PDF

Изоморфизм и эмерджентность как феномены нейрофизиологии и организационной психологии

Карнышев Александр Дмитриевич
Интерес к изоморфизму как явлению, устанавливающему «аналогии между науками о жизни и науками о неживой природе» возрос в связи с Нобелевской премией по физиологии и медицине 2014 года. Сделанные учеными открытия, созвучные с давними работами отечественных нейропсихологов, показывают структурное сходство «картографических систем» мозга человека и животного с отражаемыми явлениями и ( или) пространственными ландшафтами. Карта и местность, ноты и звучащая музыка — известные для изоморфизма аналогии. Подход на основе изоморфизма позволяет изыскивать сходства и параллели в функционировании нейрофизиологических, социобиологических и экономических структур. В свою очередь, это становится значимым для выявления творческих ресурсов мозга во многих сферах и, прежде всего, в организации деятельности. Сложная человеческая деятельность с наличием не одного, а нескольких субъектов требует усложнения конфигурации регулирующих систем. Применение категорий «изоморфизм» и «эмерджентность» в организационной психологии помогает лучше понять формирующиеся и действующие связи между феноменами «деятельность», «личность», «коллектив» (группа), «управление» и их параметрами. Цель — средства и способы — результат и его оценка — новая, модифицированная цель — вот общий диалектический алгоритм реализации и регулирования эффективной деятельности, в которую со своими изоморфными параметрами вовлечены личность и коллектив. В личности с данной структурой изоморфно связаны мотивы (направленность), способности, навыки и действия, самооценка и самоконтроль. Для коллектива соответственно значимы: ценности и нормы; формальная и неформальная структуры, оценочный характер общественного мнения. Процесс управления по своему содержанию опять-таки включает изоморфные функции: предвидения и целеполагания, организации и координирования, контроля и оценки. В статье показано, что близкий по структуре анализ можно распространить на такие явления, как разделение функций властей в обществе (законодательная, исполнительная, судебная). По близкой схеме можно рассмотреть взаимосвязь между такими феноменами, как «прошлое», «настоящее» и «будущее».
Скачать PDF

Нейрофизиологические особенности женщин пожилого возраста с постуральной нестабильностью

Дерябина Ирина Николаевна, Кэрэуш Яна Владимировна, Мороз Таисия Петровна, Демин Александр Викторович
Для поддержания вертикальной позы системе постурального контроля необходимо стабилизировать тело человека в условиях гравитации и обеспечивать сбалансированность центра тяжести в вертикальной проекции. Однако, несмотря на общепринятые принципы контроля поддержания вертикальной позы, до сих пор не изучены нейрофизиологические особенности системы постурального контроля при постуральной нестабильности. В данной работе представлены результаты исследования поведенческого реагирования и биоэлектрической активности головного мозга у 65 женщин пожилого возраста (55-74 лет) с различным уровнем постуральной устойчивости. Для комплексного анализа поведенческого реагирования в разной среде использовали тестовую компьютерную систему «Бинатест». Биоэлектрическую активность головного мозга регистрировали, используя 128-канальную систему «GES-300» со шлемом GSN. Для анализа использовали 16 стандартных отведений. По данным фоновой электроэнцефалограммы (ЭЭГ) были выявлены достоверно более низкие значения спектральной мощности по альфаи бета-диапазонам в лобной области правого полушария у женщин с постуральной нестабильностью, а также более низкие показатели амплитуды колебаний бета-диапазона в переднелобных, лобных и центральных областях правого полушария. Анализ поведенческого реагирования у пожилых женщин с постуральной нестабильностью показал снижение скорости обработки информации, что привело к увеличению времени выбора ответа и времени поисковой активности, также были выявлены трудности в вероятностном прогнозировании и изменении когнитивной стратегии реагирования. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о наличии нарушений в системе постурального контроля у женщин основной группы, что, вероятно, является причиной их постуральной нестабильности.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!