Негативные эмоции НЕГАТИВНЫЙ

НЕГАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Найдено 1 определение:

НЕГАТИВНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Несмотря на широкое распространение психотерапии, большинство авторов считает, что основные ее методы не имеют противопоказаний и безопасны. Как правило, речь может идти лишь об относительных противопоказаниях и негативных последствиях неквалифицированного применения некоторых методов, в частности гипноза (см. Отрицательные последствия (осложнения) гипнотерапии).

Вместе с тем с учетом весьма широкого использования психотерапии в настоящее время следует иметь в виду возможность появления некоторых негативных эффектов, вызванных ее применением. Н. э. п. определяются как длительное ухудшение состояния пациента, вызванное непосредственно лечением. В случаях симптоматического ухудшения Н. э. п. проявляются в виде: а) усиления прежних симптомов, в частности усиление тревоги, страха, депрессии, снижение самооценки, увеличение зависимости; б) появления новых симптомов - демонстративного поведения, злоупотребления лекарственными препаратами или алкоголем, психосоматических реакций, регрессии, разрыва прежних межличностных отношений, суицидных попыток. Н. э. п. могут также проявляться в виде неогоспитализма, бегства в болезнь, злоупотребления лечением и поиска выгоды от лечения. Это различные формы зависимости пациента от врача, обострение заболевания на начальных этапах психотерапии, негативные социальные последствия для пациента, обусловленные применением психотерапевтических методов.

Зависимость является наиболее частым осложнением участия в психотерапии и выражается в формировании у пациента особого отношения к врачу как к человеку, способному помочь в трудных жизненных ситуациях и уменьшить проявления болезни. При этом собственная активность пациента снижается, и он начинает рассматривать психотерапевтическое общение с врачом в качестве единственного способа борьбы с трудностями жизни и с болезнью. В литературе широко описаны подобные эффекты зависимости, возникающие чаще всего при применении гипнотерапии, аналитической терапии, в связи с чем во многих руководствах выделяется специальный этап окончания аналитической терапии с целью преодоления зависимости от врача.

В последнее время наблюдаются варианты такой зависимости, когда пациент стремится к участию в группе динамической ориентации, которая становится для него своеобразной "экологической нишей", где он способен выражать свои эмоции и получать поддержку от других участников группы. Особую трудность представляют случаи зависимости пациентов противоположного с врачом пола, переживающих влюбленность в своего врача и постепенно перестраивающих свое поведение с учетом вновь сформированного сексуального идеала. В настоящее время в практике психотерапии накоплен значительный опыт в преодолении состояний зависимости, однако такие случаи все еще встречаются. Они могут быть обусловлены недостаточной подготовкой психотерапевта, не осознающего своей ответственности за формирование зависимого поведения и даже осознанно или неосознанно формирующего у пациента подобное поведение с целью повышения своей профессиональной и личностной самооценки и оценки в глазах коллег. Эффективным путем преодоления зависимости является, во-первых, осознание врачом своей ответственности за формирование зависимого поведения пациента, во-вторых, обсуждение причин зависимого поведения с пациентом, в-третьих, привлечение к участию в психотерапии супервизора или, в крайнем случае, смена врача-психотерапевта.

Клиническое обострение симптоматики - достаточно частое явление в процессе психотерапии, и возникает этот феномен при различных психотерапевтических подходах. Разные школы психотерапии по-разному объясняют подобные явления. Обычно полагают, что здесь имеет значение изменение отношения к своему заболеванию и своим проблемам, которые становятся объектом чрезмерного внимания пациента и психотерапевта, что в конечном счете способствует снижению эффективности функционирования защитных психологических механизмов и переживанию кризиса в отношении к болезни. Современные подходы конвенциальной (договорной) психотерапии способствуют снижению страха перед ухудшением состояния, поскольку создают условия для осознанного стремления пациента к разрешению психологических трудностей и интраперсональной проблематики и к принятию личной ответственности за процесс психотерапии и ее последствия.

Негативные эффекты социального плана могут возникать в результате того, что пациент не готов к проведению психотерапии, недостаточно ответственно оценивает значение собственного поведения в процессе психотерапии из-за не вполне адекватно сформулированных целей психотерапии или недоучета возможных последствий применения данной методики.

Среди частых причин Н. э. п. следует отметить недостаточную или ошибочную диагностику психологических проблем больного, экспектаций и мотивации к лечению, возможностей и ресурсов личности пациента, а также такие особенности личности психотерапевта, как эмоциональная холодность, бессознательная враждебность, отсутствие искренности. В качестве примеров негативных эффектов социального плана можно назвать случаи разводов после психотерапии, нарастание конфликтности пациента, резкую необдуманную смену места работы и жительства и т. д.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных выска

Гершкович Валерия Александровна, Морозов Максим Игоревич
В статье рассматривается вопрос о влиянии эффекта генерации на способность испытуемых отличать при припоминании реально воспринятую информацию от сгенерированной на ее основе. В проведенном экспериментальном исследовании испытуемые достраивали фрагменты пословиц до целого или просто переписывали целые пословицы. В дальнейшем им требовалось вспомнить, какие фрагменты были реально предъявлены, а какие достроены ими на этапе восприятия. Обнаружены в целом позитивное влияние достраивания на точность идентификации источника воспоминания и негативное влияние на способность отличать воспринятые фрагменты от сгенерированных на их основе. Библиогр. 23 назв. Рис. 1. Табл. 3.
Скачать PDF

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕГАТИВНОГО ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТА

Костина Дарья Игоревна
Как показано в ряде исследований, негативный прайминг-эффект (НП), проявляющийся в замедлении реакции на целевой стимул, может наблюдаться после предъявления совпадающего или связанного с ним прайма. Однако эти же условия характерны и для проявления позитивного прайминга. Возникновение НП зависит от целого ряда факторов, причем многие из них, будучи необходимым для возникновения НП в одних условиях, теряют свое значение в других. Мы предполагаем, что ряд возникающих противоречий можно объяснить, если предположить, что в основе негативного и позитивного прайминга лежат независимые процессы, совместно влияющие на время реакции. Библиогр. 43 назв.
Скачать PDF

Эмпирический вклад в проверку эффективности психодраматической групповой психотерапии для пациентов,

Гессманн Ханс-Вернер
В статье излагается эмпирическое доказательство эффекта от лечения в результате участия в группе психодрама-терапии.
Скачать PDF

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б. Хайкиным проективная методика «Исследование рисунков больных шизофренией» и результаты исследования эффективности методики для оценки динамики воображения, цветового восприятия, образного и символического мышления, пространственной ориентации больных шизофренией на полученных в процессе курса танцевальной психотерапии материалах исследования 730 пациентов с диагнозами параноидной шизофрении галлюцинаторно-параноидный, аффективно-бредовый синдромы и простая шизофрения.
Скачать PDF

Взаимосвязь эффективности психотерапии с параметрами когнитивного стиля «Полезависимость / поленезав

Бекетов Ю.А., Божко С.А., Кошелев В.В.
Скачать PDF

Личная терапия в процессе профессиональной подготовки как способ повышения эффективности психотерапе

Павлов Игорь Степанович, Зенцова Наталья Игоревна, Фёдорова Софья Сергеевна
В статье рассматривается один из перспективных, по мнению авторов, подходов к улучшению качества психотерапевтического процесса. Авторы придерживаются точки зрения, что решение поставленной задачи возможно при условии внедрения в практику обучения и повышения квалификации психотерапевтов профессиональной личностной терапии, основанной на методе трансактного анализа. Обосновывается актуальность обращения к понятию «идентичность».
Скачать PDF

Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подрост

Серых Анна Борисовна, Лифинцева Алла Александровна
Статья представляет собой аналитический обзор результатов зарубежных исследований влияния факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность процесса психотерапии детей и подростков. Всего выделено пять групп факторов эффективности этого процесса: процессуальные факторы; факторы, связанные с ребенком/подростком; факторы, связанные с родителями; факторы, связанные с семьей и факторы, связанные с характеристиками специалиста. К «родительским» факторам, оказывающим позитивное влияние на процесс детской и подростковой психотерапии, относятся: родительская самоэффективность, обусловленная убеждениями отца и матери относительно собственной родительской компетентности; вовлечение родителей в процесс психотерапии, обеспечивающее, в том числе, сотрудничество с детским психотерапевтом/психологом; приверженность родителей к психотерапии, позволяющая адаптивным образом изменять их воспитательные тактики и стратегии; адекватные родительские ожидания, коррелирующие с продолжительностью психотерапии ребенка/подростка. Показано, что прогностически неблагоприятными для процесса психотерапии детей и подростков являются такие особенности родителей, как наличие у них психопатологических состояний, ограничивающих возможность позитивных изменений ребенка/подростка; высокий уровень стресса, не позволяющий изменять специфику детско-родительских отношений; неадекватный уровень враждебности и критичности по отношению к ребенку, затрудняющий получение последним нового социального и эмоционального опыта. В статье отмечается, что недооценка или игнорирование детскими психотерапевтами/психологами факторов эффективности психотерапии детей и подростков, связанных с особенностями их родителей, может привести к преждевременному прекращению самого процесса психотерапии и редукции уже достигнутых позитивных результатов.
Скачать PDF

Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями

Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард
Представлен обзор современных исследований по проблеме нарушений аутистического спектра отклонений в США. Дается определение феномена аутизма, обсуждается его природа и источники возникновения; охарактеризованы диагностические критерии, положенные в основу международных классификаций аутизма, и методы его диагностики; представлены методы обучения и терапии детей с аутистическими нарушениями. Особое внимание уделяется прикладному анализу поведения (ABA), успешно применяемому в США и Западной Европе для работы с детьмиаутистами.The article reviews contemporary researches done in the field of autism in the United States of America. The definition of autism spectrum disorder is given, its nature and causes are discussed; the diagnostic criteria for International Classifications for autism are described; methods of diagnostics, teaching and therapies for children with autism spectrum disorders are considered. Special attention is paid to Applied Behavior Analysis (ABA) as scientifically validated and empirically proven behavioral approach that is effectively used in USA and Western Europe in working with children with autism.
Скачать PDF

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРАЗАКТНОГО АНАЛИЗА У ПОДРОСТКО

Боев Игорь Викторович, Боев Олег Игоревич, Бабич Алла Ивановна
Построена линейная дискриминантная функция, позволяющая выделять из общего числа лиц, подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуации с признаками компенсаторного напряжения личностных и психологических переживаний, адаптационного напряжения поведенческих реакций и отличать их от наступившей позитивной изменчивости, обусловленной влиянием личностно-ориентированной психотерапии или транзактным анализом.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование эффективности личностно-ориентированной психотерапии при соматогениях

Бондаренко Александр Фёдорович, Максименко Ксения Сергеевна
В настоящем исследовании рассматриваются возможности применения современной личностно-ориентированной психотерапии при лечении специфических психоэмоциональных проблем, обусловленных хроническим соматическим заболеванием. В качестве испытуемых были отобраны пациенты в стадии обострения ряда хронических заболеваний гастроэнтерологического спектра. Общее количество выборки составило 144 человека. Из них 85 (59,09%) женщин и 59 (40,01%) мужчины в возрастном диапазоне от 24 до 59 лет. Средняя продолжительность психотерапии для испытуемых составила от 15 до 20 часов. В отдельную группу испытуемых (15 чел. из числа общей выборки) вошли пациенты, принимавшие специальные препараты (противотревожные, седативные, ноотропные, антидепрессанты). Методы. На этапе формирования выборки испытуемых и по завершению эксперимента: MMPI в сочетании с МЦВ М. Люшера; Метод портретных выборов Л. Сонди (вариант Л.М. Собчик). Перед началом каждого сеанса психотерапии и после его завершения: экспресс-диагностика по принципу методики САН (самооценка, активность, настроение) в варианте личностного семантического дифференциала. Результаты и выводы. Наиболее значимые в клиническом смысле результаты (улучшение самочувствия, снижение общего стресса, снижение пика шкал, свидетельствующих о степени выраженности реактивного состояния; улучшение динамики лабораторных анализов и т.д.) наблюдались у пациентов, проходивших сочетанную (психологическую, фармакологическую и нозологически ориентированную) терапию. Можно предположить, что различные психотерапевтические подходы целесообразно рассматривать в качестве несущих вспомогательные функции, относящиеся к процессам эмоционального отреагирования, переключения внимания с доминанты соматического страдания на личностные ресурсы пациента, а также влияющие на образ «Я» и процессы самопрезентации.
Скачать PDF

Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции

Давлетова А.И., Серая А.А.
Исследована эффективность психокоррекционной работы со страхами у детей младшего школьного возраста. Проведен анализ используемого инструментария. Дана сравнительная характеристика результатов исследования. Проведен анализ источников, на основе которого даны характеристики страхов, присущие данному возрастному периоду. Проведен анализ источников, на основе которых дано понятие об изотерапевтическом методе.
Скачать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний. Один из способов - формирование у ребенка способности произвольно вызывать в сложной ситуации различные музыкальные. Музыка, которая на занятии вызывала у ребенка положительные эмоции, помогает ему справиться с собой в моменты негативных аффектов. В результате у подростков формируется способность к дифференциации и адекватной интерпретации собственных эмоциональных состояний, способность к эмпатии, умение отражать двигательно-экспрессивными средствами свое эмоциональное состояние, интерес к эстетической деятельности.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16