НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Двигательный навык
Категория. Форма навыка.
Специфика. Способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении, за счет автоматизации движения.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ
автоматизированные двигательные действия, выполняемые без направленной концентрации внимания на их деталях; освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, жизненной практики, упражнения и тренировки (см. Динамический стереотип)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

Двигательный навык
Законченное сложно-координированное действие, включающее выполнение закрепленных в определенной последовательности простых двигательных актов с некоторым уровнем автоматизма. Физиологической основой Д. н. является двигательный динамический стереотип. Формирование Д. н. проходит по фазам генерализации (иррадиации возбуждения), концентрации и стабилизации. Автоматизм выполнения Д. н. начинает складываться уже в конце второй фазы.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ
навыки, представляющие собой полностью автоматизированные, быстро и точно, без участия воли человека выполняемые движения. Н.д., по Н.А. Бернштейну, формируются тогда, когда соответствующее движение, представляющее собой освоенное человеком умение, полностью автоматизируется, и процесс управления им переходит от высшего, ведущего уровня, к низшим уровням его регуляции. Чем полнее освоены человеком Н.д., тем они надежнее при решении широкого круга двигательных задач. См. двигательный навык (построение по Н.А. Бернштейну), навык, умения и навыки двигательные.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
целенаправленное действие, компоненты которого в результате упражнения стали автоматизированными (см. Автоматизм). Д. н. представляет собой основное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В структуре навыка выделяют ведущий и фоновый уровни, ведущие и вспомогательные звенья, автоматные и перешифровки разных рангов и т. д. Большинство незнакомых движений организуется вначале как одноуровневые акты под преимущественным контролем и корректировкой ведущего смыслового уровня. Постепенно при образовании или нахождении разноуровневых адекватных фоновых коррекций им передаются соответствующие функции, выполняемые ведущим уровнем. Переданные функции фазовым уровням выполняются преимущественно автоматически, а деятельность ведущего уровня сосредотачивается на осуществлении контроля и коррекции смысловой, программной стороны движения. При определенных условиях автоматизированные функции фоновых уровней могут вновь попадать в сферу смыслового контроля и коррекции. Выработка Д. н. понимается как активная психомоторная деятельность.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
(построение по Н. А. Бернштейну) рассматривая процесс построения Д.н., один из известных исследователей двигательных навыков и основателей биомеханики, Н.А. Бернштейн выделяет в данном процессе два периода. Во время первого периода устанавливается ведущий уровень регуляции навыка, определяется состав входящих в него движений, выявляются способы коррекции всех, составляющих структуру навыка движений, требуемая степень точности их выполнения и связанные с выполнением навыка фоновые уровни его коррекции. В течение второго периода происходит освоение фоновыми уровнями входящих в его состав движений, вплоть до полной их автоматизации. Далее налаживаются координация и взаимодействие ведущего уровня выполнения Д.н. с фоновыми уровнями, а также фоновых уровней между собой. Происходит стандартизация Д.н., обеспечиваются его устойчивость и эффективность выполнения в любых условиях, в том числе при наличии помех. Имеет место перенос Д.н. в другие ситуации, и обеспечивается его включение в разнообразные виды деятельности. В результате автоматизации Д.н. ведущий уровень его регуляции освобождается от рутинной работы; контроль и управление движениями, входящими в состав Д.н., переходят из сферы сознания в сферу подсознания; оптимизируется управление Д.н. на разных уровнях его выполнения. В начале формирования Д.н. связанные с ним движения строятся как одноуровневые – только на ведущем уровне его регуляции. Затем часть связанных с ним движений переходит на фоновые уровни, которые обладают адекватными средствами их выполнения и коррекции (по принципу минимальных затрат сил и энергии при максимально эффективном выполнении соответствующего Д.н.). См. биомеханика, навык, навык двигательныей.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ
автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к осуществлению некоего движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.
Включают в себя навыки перцептивные и интеллектуальные и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов воздействия на реальные объекты.
В ходе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в коей интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего возрастает чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды.
При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентаций, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в коих остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым.
На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования навыка двигательного завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при коей движение обретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
приобретенное-усвоенное в социопорядке индивидом и доведенное до автоматизма умение-свойство решать те или иные двигательные задачи, кот. основаны на мультииндексированной координационной модели, формирующейся в процессе обучения, различных упражнений, тренингов; при феноменах обучения у индивида и создается системно-концептуальная схема-модель, кот. содержит его эпистемо-индивидуальное знание о самой двигательной задаче, а также о средствах и модусах ее реализации, разрешения; сама задача-цель и может быть весьма значимой для сферы той или иной деятельности-активности субъекта; на этих же фазах-этапах конституируется ситуативно-эйдетический образ, интерпретирующий-репродуцирующий знание индивида о том, как реализовывать-интерпретировать те или иные движения в конкретной ситуации; на базисе ситуативно-эйдетического образа-модели в суммации с концептуально-ориентировочной моделью у самого индивида и репродуцируется в механизмах памяти потенции имманентной моторики-кинетики, кои были усвоены в предшествующей эмпирической деятельности и имеющей в конкретных ситуациях продуктивное отношение к двигательно-кинетической задаче-цели; отметим также, что происходит интродуктивная индикаторная настройка анализаторных систем перцепции-восприятия, кот. сублимирует сензитивность индивида к тем или иным значимым индексам-знакам-сигналам-раздражителям внешней среды и имманентным состояниям функциональных систем-субсистем, кот. обеспечивают сам процесс, связанный с результирующими факторами; доказано, что формируется также комплексная модель ожидаемых афферентаций, кот. лежит в основе последующих функций сличения и целепрограммных корректировок; на базисе предварительной эйдетики движения и актуализировано-модельных потенций имманентной моторики и устанавливается базальный уровень координационной структуро-модели, а также дефиницируются-корригируются кинетический аспект самого действия, коррекция компонентов движения, сообразность движения обстановке; начинается же усвоение моторного локуса-центра в конкретно-достоверных условиях результируемости двигательной задачи сообразно-конгруэнтно самой ситуации и модификациям движения; в данном случае эйдетические модели-конститутивы трансформируются-ретектонизируются-метатектонизируются и дополняются различными новыми компонентами, кот. относятся к фабулодинамике самой обстановки-ситуации, кот. вызвана кинетическими актами поведения субъекта; сами же эйдетические конструкции наряду с двигательно-поведенческими актами, включаются в контекст мультимодальной афферентации (экстероцептивной и интероцептивной), кот. репродуцируется в результирующих феноменах самого движения; такая форма-функция приводит к модификациям содержания двигательных проектов-программ, кот. формируются в моделеструктурах долговременной и кратковременной памяти, импритингоизирующих-запечатляющих тот или иной опыт функционирования эйдетическо-концептуальных моделей; для этой фазы характерна сублимативная сензитивность движения ко всем деталям ориентации, связанной с экстеросредой-экстероконтинуумом и имманентным аппаратом-моделью моторики, а постепенное имманентное наполнение моторной памяти, выработанными элементами двигательных программ-проектов и создает предпосылку для автоматизации-роботизации навыка; сам процесс автоматизации может сопровождаться редукцией образов-моделей самой ситуации и движения, в контексте которых остаются базальные индексы-ориентиры, интегрированные, в свою очередь, квантами-модальностями предметно-сигнально-модельного действия в самой целостной структуре - модели; восприятие, например, механизмы перцепции, обслуживающее динамику-моторику на фазе-стадии полной автоматизации.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
англ. motor skill) - освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.
При обучении у субъекта создается концептуальная модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения и определяющая ее смысл в сфере его деятельности. На этом же этапе формируется оперативный образ, представляющий знания субъекта о конкретной ситуации реализации движения. На основе оперативного образа и концептуальной модели у субъекта актуализируются (воспроизводятся из памяти) ресурсы внутренней моторики, созданные в предшествующей деятельности и имеющие отношение к данной задаче; происходит также предварительная настройка систем восприятия, повышающая его чувствительность к существенным элементам внешней среды и внутренним состояниям функциональных систем, обеспечивающих процесс реализации; формируется комплекс ожидаемых афферентаций, лежащих в основе последующей работы устройств сличения и программных коррекций (см. Сервомеханизм моторики).
В процессе упражнения на основе предварительного образа движения и актуализированных ресурсов внутренней моторики устанавливается ведущий уровень координационной структуры; определяется и уточняется двигательный состав действия; выявляются адекватные коррекции для всех деталей и компонент движения, для чего к реализации подключаются соответствующие фоновые уровни (см. Построение движения). Начинается освоение моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи, привязка его к координатам образов ситуации и движения; при этом сами эти образы постепенно модифицируются, наполняясь все большим количеством деталей, относящихся к динамике ситуации, вызванной двигательным поведением субъекта, и к полимодальной афферентации (экстеро- и проприоцеп-тивной), возникающей в ходе реализации движения. Это, в свою очередь, приводит к модификации содержания двигательных программ, формирующихся в структурах кратковременной и долговременной памяти, и запечатляющих положительный индивидуальный опыт функционирования как образно-концептуальных структур, так и сервомеханизма моторики. Для этого этапа характерна повышенная чувствительность движения ко всем нюансам афферентации, связанной с внешней средой и внутренним аппаратом моторики. Постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создает предпосылку для автоматизации движений. Автоматизация есть переключение регуляции ряда компонент осваиваемого движения на нижележащие уровни построения, т. е. переключение координационных коррекций двигательного акта на афферентации уровней, являющиеся наиболее адекватными для данных коррекций (Бернштейн Н. А.). Процесс автоматизации сопровождается сокращением содержания образов ситуации и движения, в которых остаются только наиболее существенные ориентиры, интегрированные квантами предметного действия в целостную структуру. Восприятие, обслуживающее моторику на стадии автоматизации, становится более обобщенным, мимолетным, выполняющим в основном функцию контроля за отдельными, наиболее критическими или трудными участками движения. Значительно снижается потребность в экстероцептивной обратной связи, которая становится более дискретной, а иногда и вовсе излишней (работа не глядя). Мнемизация (откладывание в памяти сукцессивной динамики движения) и автоматизация регуляторных процессов делают ориентировочную и оперативную компоненты Д. н. неосознаваемыми, оставляя в поле сознания лишь часть экстероцептивных ориентиров и двигательный состав ведущего уровня.
Вслед за автоматизацией Д. н. идет процесс тренировки. Здесь происходит срабатывание координационных элементов Д. н. между собой, внутреннее увязывание движений, обеспечение согласованных коррекций между различными уровнями. После этого наступает стандартизация навыка, когда в ряде его последующих реализаций последние ничем не отличаются друг от друга, т. е. принимают постоянную форму. Наконец, на заключительном этапе тренировки достигается стабилизация.
Д. н., вырабатывается его устойчивость к внешним и внутренним сбивающим факторам; она обеспечивается широким (но в меру) варьированием ситуативных условий и функциональных состояний субъекта. (А. И. Назаров.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
235.92 кб

Феномен воспроизведения двигательных навыков

Гончаров Виктор Иванович
В работе представлена схема воспроизведения двигательного навыка, его высший, вегетативный и периферический уровни.
Читать PDF
643.19 кб

Методика поэтапного восстановления двигательных навыков

Г.Ш. Мамбетова, К.Б. Нургалиев, Ж.Е. Сагатбекова, А.Т. Имангожаева, Е.В. Кисаев
Предоставляется обзору картина эффективности применения методики поэтапного восстановления двигательных навыков в комплексе ЛФК как наиболее важный этап в процессе восстановления чувствительности и двигательных функций у спинальны
Читать PDF
327.97 кб

Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»

Гончаров Виктор Иванович
До сих пор не утихают споры о соотношениях понятий «двигательное умение», «двигательный навык», об уместности их использования по отношению к тому или иному уровню овладения движениями.
Читать PDF
1.87 мб

Влияние методики обучения письму на формирование двигательного навыка

Бондаренко Роза Ватановна, Захарова Любовь Юрьевна
Статья посвящена важной проблеме влиянию методики обучения письму на формирование двигательного навыка, представляющей интерес не только для педагогов, физиологов и психологов, но и для экспертов-криминалистов, так как закономерно
Читать PDF
464.84 кб

Становление субъектности дошкольника при овладении двигательными навыками

Панов Виктор Иванович, Позднякова Галина Павловна, Хисамбеев Шамиль Раисович, Лидская Элеонора Викторовна
Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста является не только целью их физического развития, но также условием и средством их общего психического развития.
Читать PDF
196.01 кб

Объединение двигательных навыков военнослужащих при действиях в водной среде

Понимасов Олег Евгеньевич
В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе координации технических элементов. Сформулировано понятие двигательных объединений.
Читать PDF
3.22 мб

Основы формирования двигательных навыков на занятиях по физической подготовке

А.И.Воронов
Читать PDF
350.98 кб

Экспресс-методика для исследования процесса формирования двигательных навыков

Гончаров Виктор Иванович, Мухачев Евгений Александрович
Проблема двигательных навыков всегда привлекала внимание немалого числа исследователей из области физиологии, психологии, педагогики. Пик его пришелся на 50-80 годы прошлого века.
Читать PDF
270.60 кб

Участие психофизиологических функций в процессе формирования двигательных навыков

Гончаров Виктор Иванович, Мухачев Евгений Александрович
Исследование выполнено в рамках изучения проблемы двигательных навыков, которая была очень популярной у исследований в 50-70 годах прошлого века.
Читать PDF
138.05 кб

Ракурс психического образа и его роль в мысленной проработке двигательных навыков

Каминский Игорь Владиславович, Веракса Александр Николаевич
В настоящей статье выводится концептуальная основа, объясняющая эффективность«внешних» и «внутренних» образов при выполнении конкретных спортивных задач.
Читать PDF
358.29 кб

Двигательные навыки как предиктор когнитивных способностей у детей четырехлетнего возраста

Эрнандес Аманда Мартинес, Кацола Присцила
Исследования, проведенные среди детей школьного возраста, показали наличие связи между развитием у них двигательных навыков и когнитивных способностей, однако подобного рода исследований с привлечением детей четырехлетнего возраст
Читать PDF
274.27 кб

Формирование графических навыков у дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие ДЦП

Симонова Татьяна Николаевна, Андреева Нелли Рафаэльевна
В статье представлены материалы сравнительного комплексного изучения графических навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми проявлениями ДЦП, показаны сложность и разнообразие их нарушений, обоснована необходимость разработки
Читать PDF
111.05 кб

Технология восстановления двигательных и бытовых навыков у детей больных на церебральный паралич пос

Климцов Андрей
Статья посвящена проблеме восстановления двигательных функций детей с церебральным параличом после хирургического лечения с применением средств физической реабилитации.
Читать PDF
437.01 кб

Применение электромиографической обратной связи для формирования нового двигательного навыка после р

Александров Н. М., Яковлев Н. М.
Авторы разработали новый методологический подход к восстановлению двигательного навыка владения реконструированной кистью с использованием адаптивной тренировки с ЭМГ.
Читать PDF
1.04 мб

Методика коррекции двигательного навыка человека на основе применения комплексной электростимуляции

Давыдова Н. С., Лабунь Е. И., Киселев М. Г., Осипов А. Н., Меженная М. М., Давыдов М. В.
Статья посвящена разработке алгоритма коррекции двигательного навыка человека путем изменения распределения усилий задействованных мышц по фазам движения с помощью комплексной электро- и механотерапии и контролем результатов на ос

Похожие термины:

  • УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

    приобретенные человеком в процессе научения комплексы взаимосвязанных движений, выполняемые умело, точно и быстро. Двигательные умения обычно представляют собой сложные системы движений, связа