НАВЫК НАВЫК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

Найдено 6 определений термина НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НАВЫК ДВИГАТЕЛЬНЫЙ

автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно выполнявшееся ранее. Иначе, способность к осуществлению некоего движения без сознательного контроля за ним, сформированная обучением.

Включают в себя навыки перцептивные и интеллектуальные и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов воздействия на реальные объекты.

В ходе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в коей интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего возрастает чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды.

При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации. Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентаций, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в коих остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым.

На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования навыка двигательного завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при коей движение обретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

англ. motor skill) - освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки.

При обучении у субъекта создается концептуальная модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах ее решения и определяющая ее смысл в сфере его деятельности. На этом же этапе формируется оперативный образ, представляющий знания субъекта о конкретной ситуации реализации движения. На основе оперативного образа и концептуальной модели у субъекта актуализируются (воспроизводятся из памяти) ресурсы внутренней моторики, созданные в предшествующей деятельности и имеющие отношение к данной задаче; происходит также предварительная настройка систем восприятия, повышающая его чувствительность к существенным элементам внешней среды и внутренним состояниям функциональных систем, обеспечивающих процесс реализации; формируется комплекс ожидаемых афферентаций, лежащих в основе последующей работы устройств сличения и программных коррекций (см. Сервомеханизм моторики).

В процессе упражнения на основе предварительного образа движения и актуализированных ресурсов внутренней моторики устанавливается ведущий уровень координационной структуры; определяется и уточняется двигательный состав действия; выявляются адекватные коррекции для всех деталей и компонент движения, для чего к реализации подключаются соответствующие фоновые уровни (см. Построение движения). Начинается освоение моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи, привязка его к координатам образов ситуации и движения; при этом сами эти образы постепенно модифицируются, наполняясь все большим количеством деталей, относящихся к динамике ситуации, вызванной двигательным поведением субъекта, и к полимодальной афферентации (экстеро- и проприоцеп-тивной), возникающей в ходе реализации движения. Это, в свою очередь, приводит к модификации содержания двигательных программ, формирующихся в структурах кратковременной и долговременной памяти, и запечатляющих положительный индивидуальный опыт функционирования как образно-концептуальных структур, так и сервомеханизма моторики. Для этого этапа характерна повышенная чувствительность движения ко всем нюансам афферентации, связанной с внешней средой и внутренним аппаратом моторики. Постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создает предпосылку для автоматизации движений. Автоматизация есть переключение регуляции ряда компонент осваиваемого движения на нижележащие уровни построения, т. е. переключение координационных коррекций двигательного акта на афферентации уровней, являющиеся наиболее адекватными для данных коррекций (Бернштейн Н. А.). Процесс автоматизации сопровождается сокращением содержания образов ситуации и движения, в которых остаются только наиболее существенные ориентиры, интегрированные квантами предметного действия в целостную структуру. Восприятие, обслуживающее моторику на стадии автоматизации, становится более обобщенным, мимолетным, выполняющим в основном функцию контроля за отдельными, наиболее критическими или трудными участками движения. Значительно снижается потребность в экстероцептивной обратной связи, которая становится более дискретной, а иногда и вовсе излишней (работа не глядя). Мнемизация (откладывание в памяти сукцессивной динамики движения) и автоматизация регуляторных процессов делают ориентировочную и оперативную компоненты Д. н. неосознаваемыми, оставляя в поле сознания лишь часть экстероцептивных ориентиров и двигательный состав ведущего уровня.

Вслед за автоматизацией Д. н. идет процесс тренировки. Здесь происходит срабатывание координационных элементов Д. н. между собой, внутреннее увязывание движений, обеспечение согласованных коррекций между различными уровнями. После этого наступает стандартизация навыка, когда в ряде его последующих реализаций последние ничем не отличаются друг от друга, т. е. принимают постоянную форму. Наконец, на заключительном этапе тренировки достигается стабилизация.

Д. н., вырабатывается его устойчивость к внешним и внутренним сбивающим факторам; она обеспечивается широким (но в меру) варьированием ситуативных условий и функциональных состояний субъекта. (А. И. Назаров.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Двигательный навык

Категория. Форма навыка.

Специфика. Способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении, за счет автоматизации движения.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

НАВЫКИ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

автоматизированные двигательные действия, выполняемые без направленной концентрации внимания на их деталях; освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, жизненной практики, упражнения и тренировки (см. Динамический стереотип)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

целенаправленное действие, компоненты которого в результате упражнения стали автоматизированными (см. Автоматизм). Д. н. представляет собой основное умение решать тот или иной вид двигательной задачи. В структуре навыка выделяют ведущий и фоновый уровни, ведущие и вспомогательные звенья, автоматные и перешифровки разных рангов и т. д. Большинство незнакомых движений организуется вначале как одноуровневые акты под преимущественным контролем и корректировкой ведущего смыслового уровня. Постепенно при образовании или нахождении разноуровневых адекватных фоновых коррекций им передаются соответствующие функции, выполняемые ведущим уровнем. Переданные функции фазовым уровням выполняются преимущественно автоматически, а деятельность ведущего уровня сосредотачивается на осуществлении контроля и коррекции смысловой, программной стороны движения. При определенных условиях автоматизированные функции фоновых уровней могут вновь попадать в сферу смыслового контроля и коррекции. Выработка Д. н. понимается как активная психомоторная деятельность.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Двигательный навык

Законченное сложно-координированное действие, включающее выполнение закрепленных в определенной последовательности простых двигательных актов с некоторым уровнем автоматизма. Физиологической основой Д. н. является двигательный динамический стереотип. Формирование Д. н. проходит по фазам генерализации (иррадиации возбуждения), концентрации и стабилизации. Автоматизм выполнения Д. н. начинает складываться уже в конце второй фазы.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Еще раз о понятиях «двигательное умение» и «двигательный навык»

Гончаров Виктор Иванович
До сих пор не утихают споры о соотношениях понятий «двигательное умение», «двигательный навык», об уместности их использования по отношению к тому или иному уровню овладения движениями. Автор проанализировал сформировавшиеся позиции по этим понятиям и на основании этимологии и семантического содержания терминов, предложил соответствующую их трактовку. Она объединяет два исследуемых понятия, подчеркивает две характеристики состоявшегося процесса овладения двигательным действием его уровень и его возможности.
Скачать PDF

Формирование понятий «навык» и «умение» у будущих учителей иностранного языка (психологический аспек

Северинова Елена Юрьевна
Статья посвящена формированию у будущих учителей понятий, выражаемых терминами методики обучения иностранного языка. Поскольку одни и те же термины используются в методике и в психологии для обозначения различных понятий, у студентов возникает смешение (интерференция) понятий. При различении методического и психологического содержания терминов, обозначающих действия, следует опираться на время формирования действий, обозначаемых этими терминами, на способы и этапы формирования, а также на возможность или невозможность их автоматизации. Автор предлагает систему упражнений по формированию соответствующих понятий у студентов педагогических вузов.
Скачать PDF

Диагностический навык и его перенос в новые условия

Чмель Виктор Иванович
Статья аргументирует важность изучения основ диагностической деятельности, в частности неспецифических компонентов диагностического поиска, их влияния на данную деятельность и способность переноса диагностического навыка. В ней описано экспериментальное исследование переноса ранее сформированного при решении упрощенных диагностических задач-головоловок навыка на овладение новым психодиагностическим навыком. Полученные результаты показали возможность такого переноса и обнаружили фундаментальные закономерности диагностической деятельности психолога. Это позволяет наметить пути формирования его диагностического мышления и повысить эффективность диагностической деятельности.
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Исследование влияния ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры на психологическое здоро

Малкина-Пых Ирина Германовна
Исследование посвящено влиянию занятий ритмо-двигательной оздоровительной физической культурой (ОФК) на психологическое здоровье личности. Представлены экспериментальные данные об изменении психологических характеристик занимающихся в группах ритмо-двигательной ОФК.
Скачать PDF

Возможности формирования позитивного самоотношения личности методами ритмо-двигательной оздоровитель

Малкина-Пых И. Г.
Исследованы взаимосвязи уровня нарушения удовлетворенности образом тела с характеристиками самоотношения личности, а также возможности психологической коррекции самоотношения методами ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры.
Скачать PDF

Защитные механизмы личности и особенности родительского отношения к детям с двигательными нарушениям

Хитёва А.А.
В статье проводится анализ стереотипов семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, а также в семьях детей, перенесших компрессионный перелом позвоночника или страдающих сколиозом. Приводятся данные экспериментально-психологического исследования, посвященного изучению психологической защиты личности у детей и их родителей, а также влиянию семьи на развитие защитных механизмов.
Скачать PDF

Специфика нарушений сенсорно-перцептивных функций у детей дошкольного возраста с тяжелой двигательно

Белякова Ю.Ю.
В статье отражены актуальные проблемы диагностики нарушений сенсорно-перцептивных функций у дошкольников с тяжелой двигательной патологией, раскрыты основные принципы организации работы по их коррекции средствами полифункционалыюй интерактивной среды.
Скачать PDF

О некоторых аспектах межполушарного взаимодействия в двигательной сфере при нормальном и отклоняющем

Ковязива Мария Станиславовна, Балашова Елена Юрьевна
В контексте нейропсихологического подхода анализируются особенности развития межполушарного взаимодействия в сфере произвольных движений (кинестетического, динамического, пространственного праксиса) у психически здоровых детей, при задержках психического развития и при синдроме Дауна. Делается попытка соотнесения полученных данных с гипотезой о становлении уровней межполушарного взаимодействия в онтогенезе
Скачать PDF

Особенности самооценки как основного компонента самосознания личности с двигательными ограничениями

Медведева Елена Валерьевна
Статья посвящена проблеме развития самосознания личности с двигательными ограничениями, а также особенностям самооценки, обусловленной оценкой со стороны окружающих. В статье отмечается, что в процессе формирования самооценки личности ребенка с церебральным параличом огромное влияние оказывает социальное окружение ребенка (родители, воспитатели). Целью исследования является выявление особенностей самооценки личности с двигательными ограничениями (на материале детей с церебральным параличом). В статье отмечается, что правильное отношение к больному ребенку родителей имеет огромное значение в формировании у детей с церебральным параличом адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту.
Скачать PDF

Психогимнастика игровая модель формирования двигательно-познавательной деятельности дошкольников

Немеровский Виктор Михайлович
Скачать PDF

Мотивационный уровень регуляции двигательной активности у пациентов с ревматоидным артритом

Баранская Л.Т., Павлова Е.В.
Представлено исследование двигательной активности у пациентов с ревматоидным артритом с позиций синдромного анализа. Подчеркивается ведущая роль смысловой саморегуляции в процессе возникновения данного заболевания психосоматической специфичности и совладания с ним, что подтверждается результатами собственного экспериментального исследования. Показаны возможности использования системного подхода в процессе психологической реабилитации больных ревматоидным артритом.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16