НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Найдено 1 определение
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
НАВУКОВАЯ АРГАНІЗАЦЫЯ ПРАЦЫ ВЫКЛАДЧЫКА / SCIENTIFIC ORGANIZATION OF TEACHING ACTIVITY– предполагает создание физических, санитарно-гигиенических, эстетических, психологических и нравственно-этических условий для наиболее продуктивной его деятельности, роста квалификации и удовлетворенности своим трудом. Рациональная организация умственного труда способствует раскрытию интеллектуальных резервных возможностей человека, целенаправленности его деятельности, критичности и гибкости мышления. Неправильная организация труда преподавателя вызывает у него состояние эмоциональной напряженности, приводящее к снижению результативности деятельности. Наблюдаются снижение критичности, аморфность мышления, снижение активности внимания и продуктивности деятельности, возникают ощущение своей профессиональной несостоятельности, недовольство собой, неудовлетворенность трудом, что в итоге приводит к профессиональному выгоранию и т. п. Личная Н. о. т. п. включает рациональное планирование работы на основе четкого уяснения ближайших и более отдаленных целей своей деятельности; установку на интенсификацию труда, постепенное вхождение в работу; оптимальный ритм работы, освещение, благоприятную звуковую среду и температуру; систематичность труда; рациональное соотношение труда и отдыха (с учетом индивидуальных биоритмов); достаточный пассивный и активный отдых; преодоление отрицательных эмоций и психических состояний с помощью приемов саморегуляции, отвлечения и переключения на другие занятия. Помимо личной организации труда на современном этапе большое значение приобретает корпоративная Н. о. т. п. В последние годы в вузах получило широкое распространение явление менеджерализма, выражающееся во внешнем формальном, бюрократическом контроле и оценке качества преподавателя, утрате доверия к нему как к профессионалу, что существенно увеличивает нагрузки преподавателя, в разы повышает нервно-психическое напряжение и приводит к деструктивным последствиям: снижению мотивации, формализму в работе, профессиональному выгорнаию и стрессам. В подобных условиях говорить о научной организации труда уже невозможно. Неблагоприятные условия рабочей среды вуза, такие как социальные, материальные, профессиональные и в особенности организационные, приводят к тому, что преподаватели систематически подвергаются интеллектуальным и психическим нагрузкам, что влечет заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и нервной систем, переходящие со временем в хроническую форму. Соответственно, на данном этапе именно от руководства научных организаций зависит, насколько условия труда преподавателя будут соответствовать всем санитарно-ги гиеническим и психологическим требованиям. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.