Научная деятельность
Научная деятельность
Навуковая дзейнасць / Scientific activity– в узком смысле профессиональная трудовая деятельность ученого, предполагающая реализацию целей и задач Н. Психологическое содержание научной деятельности за рубежом трактуют в первую очередь как один из видов творческой деятельности (наряду с тех ни кой, искусством), которая определяется как усилия, которые приводят к обнаружению или изобретению творческих продуктов. Творческие продукты, согласно М. В. Мартину, обладают четырьмя необходимыми характеристиками– они новые, ценные, целенаправленно созданные, продукты материального или идеального характера. Соответственно, ученые определяются как творческие лица, которые изобретают или обнаруживают творческие продукты. В подходе японских коллег основная цель научной деятельности– получение принципиально новых знаний, но акцент сделан на том, что объективные знания продуцирует именно организация, а не личность, несмотря на то, что проблеме лидерства также уделено достаточно места. Таким образом, научная деятельность– это в первую очередь коллективная деятельность. Порождение знания на индивидуальном уровне авторы трактуют как самотрансценденцию в процессе, в акте которой человек выходит за границы своего существования, бытия. В отечественной психологии творческий характер научной деятельности не отрицается, но и не абсолютизируется. Н. изначально была несколько отличным от всех прочих видом деятельности, поскольку ее предмет– информация, т. е. идеальный продукт, который не теряет свойства объективности, рациональности, истинности. Согласно информационному подходу, научная деятельность– это деятельность информационного характера. В отечественной психологии информационный подход разрабатывался в работах В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, Ю. М. Забродина, А. А. Крылова, Г. М. Зараковского, О. К. Тихомирова и др. А. В. Карповым и С. Л. Леньковым разрабатывается субъектно-информационный подход. Научная деятельность согласно положениям данного подхода может рассматриваться как деятельность информационного характера. Основной предмет труда ученого– научная информация, данные о своей (а также смежных) отрасли знания, Н. Труд ученого– это работа с информацией, предполагающей ее усвоение, систематизацию, уточнение, производство, обновление. Результатом труда ученого будет являться принципиально новая информация о предмете или о методе, новые способы структурирования информации, новые способы объяснения, т. е. новые способы работы с информацией. Это принципиальное отличие научной деятельности от других видов деятельностей информационного характера. Конечным результатом труда ученого является изменение и расширение информационной среды. И это расширение происходит не за счет компиляции или систематизации старого знания (хотя подобные пути также имеют место), а за счет открытия новой информации. Основной целью труда ученого является достижение истинности всей совокупности информации и не просто создание новой истинной информации, а включение ее в существующую систему знаний и общечеловеческих ценностей, т. е. ее трансформация в знания. Основным содержанием труда ученого будет всесторонняя работа с информацией: сбор, накопление, обработка, генерация, элиминация, систематизация информации. Во внешнем плане деятельность ученого, безусловно, предполагает разные формы: мыслительную (постановка проблем, выдвижение гипотез, интерпретации); предметную (планирование и проведение экспериментов с материальными или идеальными объектами); коммуникативную (непосредственное взаимодействие с коллегами или опосредованное взаимодействие с научным сообществом через статьи, монографии); рефлексивную (осознание процессов своей мыслительной деятельности, самоконтроль, поиск ошибок, неточностей в собственных рассуждениях, целеполагание). Средства труда ученого также довольно часто имеют именно информационный характер, хотя и не исчерпываются ими. Особо стоит отметить задачу ученого не только пользоваться информацией, но и создавать новую, чем его деятельность принципиально отличается от других деятельностей информационного типа. Таким образом, деятельность ученого может рассматриваться как информационная по своим целям, предмету, продукту, содержанию и в значительной степени по средствам. Спецификой труда ученого будет являться требование создания новой информации и отграничение истинной информации от ложной. Причем эта информация может носить как абстрактный характер (гипотеза, теория, концепция, принцип, закон), так и вполне конкретный (новый вид животных или минералов, новый прибор или метод исследования, новое устройство, изобретение и многое другое). Не каждый научный работник в своей жизни сможет получить, добыть принципиально новую информацию, но вся научная деятельность подчинена этой цели, которая не всегда может быть вполне осознанной.