Научная деятельность студента
Научная деятельность студента
Навуковая дзейнасць студэнта / Student’s scientific activity– одна из форм самовыражения личности студента, его стремления к жизненному самоутверждению; развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужную. На начальных этапах осуществления научная деятельность, как правило, воспринимается студентами как элемент учебной деятельности, ее специфика довольно редко осознается. Научная деятельность студента еще не является профессиональной научной деятельностью, однако в ее рамках формируются необходимые когнитивные и эмоциональные предпосылки для формирования мотивации научной деятельности. Важнейшие особенности научной деятельности студента: 1) подчиненность ее це лей учебным целям; классическая университетская программа предполагает ряд форм обучения и заданий, которые, по сути, являются этапами научно-исследовательской деятельности (лабораторные, курсовые и дипломные работы, отчеты по практике и т. д.); 2) основными ее мотивами являются либо внешние (включенность в научную деятельность ради академических оценок), либо познавательные; в ряде случаев такими мотивами могут быть понимание ее личной значимости, стремление внести посильный вклад в решение практических и научных проблем; 3) она осуществляется под руководством преподавателей; 4) в процессе научной работы у студента формируются профессиональная самостоятельность, способность к творческому решению практических задач с началом работы после окончания вуза; 5) она способствует расширению сведений для успешного разрешения организаторских, воспитательных и других проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в будущем. Участие студентов в научной работе способствует формированию у них когнитивных предпосылок научной работы– они получают целостное предтставление о работе ученого, исследовательских циклах, определенных этапах и тонкостях, проблемах и могут в результате оценить, насколько им это интересно и насколько они способны в будущем осуществлять научную деятельность как профессиональную. Также формируются эмоциональные предпосылки– это опыт переживания положительных эмоций, связанных с научной работой, от решения сложных задач (в том счиле переживание инсайтов), публичных выступлений, возможного внедрения результатов работы, их опубликования и т. д. На основе когнитивных и мотивационных предпосылок в последующем формируется система мотивации научной деятельности. Одним из факторов формирования мотивов научного творчества является воздействие на обучаемых со стороны преподавателей, ученых вуза, администрации, товарищей по учебе. Большую роль играет личность ученого, учителя, который своим примером может вовлечь молодых ученых в научную деятельность, сделать ее привлекательной. Для диагностики мотивации научной деятельности студентов, заканчивающих вуз и собирающихся продолжить научно-исследовательскую работу, можно использовать разработанную Т. В. Разиной методику диагностики мотивации научной деятельности (МНД). Т. В. Разина