НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАУЧЕНИЕ ВИКАРНОЕ
научение через наблюдение и подражание другим людям. См. научение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
научение, осуществляемое через прямое наблюдение за сенсорно-представленными образцами и подражание им.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
приобретение человеком знаний, умений и навыков через прямое наблюдение и подражание наблюдаемому объекту.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Викарное научение
разновидность научения через наблюдение. Суть викарного научения состоит в том, что наблюдатель перенимает или не перенимает поведение модели в зависимости от того, поощряется оно (т. е. позитивно подкрепляется) или, наоборот, наказывается (т. е. негативно подкрепляется), либо оно вообще лишено всякого подкрепления.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.2. 2003

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
англ. vicarious learning) - введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения {observationallearning). Иногда vicarious learning переводится как "косвенное научение"; более меткое, но семантически зауженное, название - "обучение на чужих ошибках". В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием. См. Модификация поведения. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ
ВІКАРНАЕ НАВУЧАННЕ / VICARIOUS TRAINING (LEARNING)– научение, которое происходит на основе наблюдения за поведением других людей и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Это понятие ввел в науку А. Бандура. Он считал, что между «подражанием» и «научением посредством наблюдения» есть существенная разница. Научение через наблюдение может включать, а может и не включать подражание. В этом случае научение именуется викарным. Примером научения посредством наблюдения без подражания может служить ситуация «обучения на чужих ошибках». Человек научился через наблюдение, но при этом увиденное он не имитировал. Предметом научения, по мнению А. Бандуры, стала информация, прошедшая когнитивную обработку, в результате этого было принято более выгодное решение. Научение посредством наблюдения представляет собой более сложный процесс, чем простое подражание, которое обычно заключается в имитации действий другого человека и не требует ни внешней реакции, ни подкрепления. Утверждение А. Бандуры о том, что научение через наблюдение происходит независимо от подкрепления, не означает, что на него не действуют другие переменные. Он выделил четыре процесса, оказывающих воздействие на научение через наблюдение. 1. Внимание. Прежде чем научиться чему-либо у модели, на нее надо обратить внимание. 2. Память. Для того чтобы информация, полученная в ходе наблюдений, была полезной, ее требуется сохранить. 3. Невербальные знания, формирующиеся на неосознанном уровне. При таком «интуитивном обучении» индивид ориентируется сразу на многие переменные и фиксирует на подсознательном уровне связи между ними. Эти связи фиксируются в конкретной форме и не обобщаются. Рождающееся в итоге такого обучения знание носит невербальный характер и может быть использовано для построения реального, практического действия, но оно непригодно для словесных ответов. 4. Внутренняя мотивация. Чтобы научение состоялось, не требуется ни подкрепления, ни непосредственного опыта, но для того, чтобы наблюдающий смог научиться через отслеживание послед ствий поведения других, он должен представлять себя на месте объекта наблюдения и переживать с ним ситуацию деятельности. В. н. происходит в результате моделирующих влияний трех типов: семейного, субкультурного, символического. Символическое моделирование в процессе просмотра телевизионных передач, чтения газет и комиксов также служит важным источником выученной агрессии. Вероятность научения возрастает, если, во-первых, демонстрируемое поведение несложно воспроизвести, оно ясно, оно повторяется, его демонстрируют разные люди; во-вторых, тот, кто демонстрирует поведение, кажется компетентным, статусным и одного с наблюдателем возраста, пола и расы. Но при этом данный путь научения оказывается тем результативнее, чем выше уровень психической организации живого существа. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
126.99 кб

Викарное научение и подражание как факторы развития креативной личности

Савенков Александр

Похожие термины:

  • Викарное научение агрессии

    удовлетворение потребности в агрессии путём наблюдения враждебного поведения других людей в жизни или в виртуальном пространстве. Привлекательные субъективные переживания, возникающие при это