НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ это что такое НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ: определение — Психология.НЭС
НАУЧЕНИЕ, S-S НАУЧЕНИЕ, МОТОРНОЕ

НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ

Найдено 2 определения термина НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ

Термин, предложенный А. Ребером для обозначения научения, которое происходит в значительной степени независимо от осознания как процесса приобретения, так и содержания знания, приобщаемого таким образом. Материал, изученный таким образом, может ис-юльзоваться для руководства поведением, принятия решений, решения проблем, хотя индивид обычно не осознает тот комплекс знаний, который у него веется и который дает ему возможность действовать таким образом. Классические примеры – овладение языком и процесс социализации, когда индивиды начинают говорить на своем родном языке и воспринимают нормы и нравы своего обществ без осознания основных принципов, которыми они руководствуются в своем поведении. Конечно, когда имплицитное научение ис-ледуется в лабораториях, используются значительно менее сложные искусственные системы. См. имплицитная память.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Научение имплицитное

англ implicit – невыраженный, подразумеваемый) – термин А.Ребера, обозначает научение без осознания как процесса приобретения знания, так и содержания знания, приобретаемого таким путем. Классические примеры имплицитного научения: овладение языком и социализация.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме НАУЧЕНИЕ, ИМПЛИЦИТНОЕ — 0

Найдено книг по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Имплицитное научение в зоне осознанного неразличения

Ворожейкин Илья Валерьевич, Агафонов Андрей Юрьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях выполнения сенсорных задач в околопороговой зоне. Результаты свидетельствуют о наличии эффекта научения, заключающегося в повышении точности, уменьшении количества ошибок при отсутствии осознания повышения продуктивности выполняемой деятельности.
Скачать PDF

Имплицитное научение в условиях многовариантного выбора

Ворожейкин Илья Валерьевич
В данной статье представлено исследование, посвященное феномену имплицитного научения в условиях многовариантного выбора. Результаты свидетельствуют о наличии эффекта научения, заключающегося в повышении точности, уменьшении количества ошибок при отсутствии осознания повышения продуктивности выполняемой деятельности. Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ №12-06-00457.
Скачать PDF

Имплицитное научение искусственным грамматикам: установка vs обратная связь

Агафонов Андрей Юрьевич, Крюкова Алена Павловна, Бурмистров Сергей Николаевич
В статье описан ход и результаты исследования эффектов имплицитного научения в условиях действия установки и обратной связи. Эксперимент проводился с использованием искусственных грамматик. Было обнаружено, что выраженный эффект имплицитного научения имеет место только в условиях действия релевантной установки, когда испытуемый заранее информируется о наличии правила грамматики. Также можно предположить существование скрытого эффекта научения в условиях релевантной обратной связи, который выражается в отличии времени реакции при верных и ошибочных ответах.
Скачать PDF

Конференция «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» (Санкт-Петербург,

Гершкович Валерия Александровна, Морошкина Надежда Владимировна
Статья посвящена прошедшей на факультете психологии СПбГУ конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого». Дается краткий обзор предыстории и событий конференции, обсуждается ее специфика в сравнении с аналогичными отечественными и европейскими симпозиумами. Освещается основное содержание пленарных лекций А. Клирманса, В. М. Аллахвердова, Р. Скотта, Э. Норман, анализируются ключевые устные и постерные доклады, сделанные на конференции. Отмечается, какие из теоретических вопросов, поднятых в ходе пленарных лекций, нашли свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях. Библиогр. 11 назв.
Скачать PDF

Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения

Морошкина Надежда Владимировна, Гершкович Валерия Александровна
В работе представлен обзор современных тенденций в исследовании имплицитного научения одного из наиболее интересных и дискутируемых феноменов неосознаваемой переработки информации. Материалом для анализа, помимо современных статей, послужили устные и постерные доклады, представленные на недавно прошедшей в Санкт-Петербурге Международной конференции «Имплицитное научение: соотношение осознаваемого и неосознаваемого» (12-14 мая 2014 г.). В качестве основных тенденций отмечаются: совершенствование методических приемов и процедур, позволяющих более точно оценить вклад неосознаваемых процессов в научение; сосредоточение большинства исследователей на вопросе о взаимодействии сознательно контролируемых и неосознаваемых процессов переработки информации; поиск взаимосвязей между имплицитным научением и изменением субъективных предпочтений. Библиогр. 29 назв.
Скачать PDF

Регуляция имплицитного научения посредством направленной обратной связи (экспериментальное исследова

Агафонов Андрей Юрьевич, Бурмистров Сергей Николаевич, Козлов Дмитрий Дмитриевич, Шилов Юрий Егорович
В статье описаны процедура и результаты экспериментального исследования, посвященного влиянию направленной обратной связи на результативность имплицитного научения. Использовалась произвольно сгенерированная искусственная грамматика. Были созданы две экспериментальные ситуации. В одной, обратная связь информировала только о правильных ответах. В другой, только об ошибочных. Таким образом, испытуемые в разных ситуациях получали обратную связь с разными акцентами. Результаты показали, что обратная связь способствует имплицитному научению, независимо от того, на чем она сфокусирована: на успехе или на неудаче.
Скачать PDF

Знание без осознания: опыт исследований имплицитного научения

Крюкова А.П.
В статье представлен обзор исследований по проблеме имплицитного научения. Данный феномен определяют как знание, которое во многом не осознается и довольно сложно вербализуется, но существенно влияет на познавательную деятельность. Целью настоящего анализа научно-психологической литературы, посвященной имплицитному научению, является описание эффектов, поиск подходящего метода изучения. В результате исследования обнаружено противоречие в имеющемся экспериментальном материале, отсутствие общепризнанного научного объяснения феномена. Можно сделать вывод, что необходима более подходящая теория, чтобы разработать методы и объяснить данные. Намечен путь проведения дальнейших исследований: понимать имплицитное научение как единый процесс взаимодействия осознаваемого и неосознаваемого.
Скачать PDF

Имплицитное научение в условиях диадного взаимодействия

Тихонов Роман Вадимович, Морошкина Надежда Владимировна
Изучалось влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний в задаче перцептивной категоризации. На первом этапе участники выполняли задачу по запоминанию изображений из целевой категории, а на втором и третьем этапах классифицировали новые стимулы. В диадном условии второй этап выполнялся в паре с другим участником, а третий индивидуально. В индивидуальном условии участники самостоятельно проходили все три этапа. Имплицитные знания проявились в обоих условиях, но их устойчивость во времени была выше после работы в парах. Уровень осведомленности о неявной закономерности в обоих условиях оказался крайне низким, однако участники диад упоминали меньше нерелевантных характеристик стимулов в качестве значимых в постэкспериментальном опросе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что диадное взаимодействие способствует применению имплицитных знаний. Библиогр. 23 назв. Ил. 1. Табл. 3.
Скачать PDF

Континуальность типов научения: динамическое моделирование на основе теории катастроф

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
Статья посвящена формулировке теоретических подходов для моделирования и сравнительного изучения феноменов научения у человека и животных. С математической точки зрения моделирование основывается на концепциях теории катастроф и динамического моделирования. Описываемый подход к моделированию позволяет получить все известные формы кривых научения с помощью вариации единственного параметра λ, определяющего тип научения
Скачать PDF

Две динамические модели научения типа «Кошка Торндайка»

Гавриков Владимир Леонидович, Хлебопрос Рем Григорьевич
В данной работе показана применимость методов качественной теории динамических систем для анализа экспериментальных данных по научению, полученных Э. Торндайком в экспериментах с кошками. Исследованы две динамические модели модель Ферхюльста и линейная модель. Выдвинуты гипотезы о структуре моделей в отношении содержательного описания ими процесса научения, демонстрируемого кошкой в проблемном ящике Торндайка. Посредством численной аппроксимации данных показано, что модель Ферхюльста дает лучшие результаты по сравнению с линейной моделью.
Скачать PDF

Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения

Морошкина Н. В., Гершкович В. А.
В статье рассматриваются возможности сознательного контроля поведения при выполнении мнемических задач и задач научения. Дан обзор современных исследований имплицитного научения и запоминания. Подчеркивается, что приобретение и сохранение информации является автоматическим процессом, а процесс повторения при заучивании связан с механизмами сознательного контроля. Предполагается, что в ходе выполнения задачи сознание может спонтанно менять свой фокус, переключаясь с целей на средства ее выполнения и обратно.
Скачать PDF

Роль сознания в процессе научения: взаимосвязь устойчивых ошибок с динамикой процесса научения

Иванова Надежда Александровна
Задача данного исследования-экспериментально доказать проявление деятельности сознания в процессе научения в виде устойчивых ошибок, возникающих при решении конкретной перцептивно-моторной задачи. Описанный эксперимент посвящен исследованию взаимосвязи процесса научения, его динамики с динамикой появления устойчивых ошибок. Результаты показали, что большинство испытуемых чаще чем случайно повторяют свои ответы, причем с точностью до пикселя. Это свидетельствует о том, что сознание принимает активное участие в процессе научения, влияет на его динамику. Возрастание числа подрбных ошибок одновременно с повышением эффективности решения задачи показывает, что стратегия сохранения сознанием неверных гипотез в итоге приводит к успешному научению.
Скачать PDF