НАСЫЩЕННОСТЬ НАТАЛЬНЫЙ

НАТАДЗЕ Реваз Григорьевич

Найдено 1 определение:

НАТАДЗЕ Реваз Григорьевич

(1903— 1984) — грузинский психолог, специалист в области общей психологии, психологии обучения и генетической психологии. Д-р психологических наук (1939), профессор (1940), д. чл. АН Грузинской ССР, чл.-кор. АПН СССР. Работал дека-П История психологии 321 ном философского фак-та Тбилисского государственного ун-та (ТГУ). Был председателем Координационного Совета по психологии при АН ГССР, чл. редкол. журнала Вопросы психологии. Засл. деятель науки ГССР. Окончил философский фак-т ТГУ (1927). Работал под руководством Д.Н. Узнадзе. С 1941 по 1961 гг. заведовал отделом генетической психологии Института психологии АН ГССР и отделением детской психологии Института педагогики. В 1950 г., после смерти Узнадзе, становится зав. кафедрой общей психологии в ТГУ. Исследовал проблемы психологии мышления, восприятия, установки. Изучая процесс формирования понятий у учащихся 7—17 летнего возраста, выявил общепсихологические закономерности понятийного мышления, установил различные генетические ступени в его развитии на протяжении всего школьного периода. Для решения этой задачи Н. разработал метод формирования реальных понятий. Исследования показали, что процесс формирования понятий состоит в объединении отдельных признаков в обобщенном родовом понятии. Обосновал принципиальное различие психологических процессов постижения общих и существенных признаков явлений, показал, что овладение существенными свойствами не означает овладения общими признаками (К онтогенезу формирования понятий, 1976). В работах Н. была экспериментально обоснована возможность выработки фиксированной установки без восприятия объектов или при восприятии противоположного содержания, опираясь исключительно на воображение; выделены факторы, определяющие способность осуществлять установочное воображение (в их числе — вчувствование в представляемое). С этих позиций Н. дает оригинальную трактовку процессов сценического перевоплощения, как представляющих собой способность вырабатывать установку на основе воображаемой сценической ситуации (Воображение как фактор поведения. 1972). Изучая факторы восприятия пространственного направления (правого и левого), Н. экспериментально доказал ведущую роль в этом процессе не стороны тела (как было принято считать ранее), а руки. Рассмотрение психологических основ константности восприятия привело его к выводу о том, что константность и аконстантность восприятия зависят от особенностей установки в восприятии одной и той же ситуации: фиксированная на нерасчлененную ситуацию установка на первых этапах до ее угасания обусловливает восприятие объектов аконстантно, несмотря на то, что обьективно они представлены в расчлененной ситуации. Д.Ш. Пардечинидзе

Оцените определение:

Источник: История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Под. ред. Л.А. Карпенко

Найдено научных статей по теме — 3

К 60-летию Александра Григорьевича асмолова

Скачать PDF

Михаил Григорьевич ярошевский: Историческая психология исторической личности

Марцинковская Татьяна Давидовна
Скачать PDF

Персонология Михаила Григорьевича ярошевского как историка, теоретика, методолога психологии развити

Семенов Игорь Никитович
Дается историко-персонологический и психолого-нау-коведческий анализ развития личности и деятельности крупного российского психолога, науковеда и методолога М.Г. Ярошевского (1915-2001), что актуально в связи с его фундаментальным вкладом в челове-кознание и со 100-летием со днярождения. Новизна работы определяется тем, что в ней впервые с рефлексивно-персонологических позиций выстраивается целостный образ развития его личности в процессе творческой жизнедеятельности, которая осуществлялась в сложных социокультурных условиях бурной и трагичной эволюции российского общества в XX веке. Характеризуются драматичные перипетии жизненного пути М.Г. Ярошевского и его многогранная исследовательская деятельность в изучении истории, теории, методологии психологической науки и науковедения, а также в построении таких инновационных областей человекознания, как общее науковедение, категориальная логика и социальная методология научного мышления, теоретическая психология, историческая психология науки, психология развития личности и творчества в науке, социальная психология руководства научными коллективами. Показано творческое взаимодействие М.Г. Ярошевского с рядом крупных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Н.Г. Алексеев) и философов (Б.М. Кедров, СР. Микулинский, А.Г. Спиркин, Э.Г. Юдин) в разработке историко-теоретических и философско-методологических проблем человекознания. Специально проанализировано сотрудничество почетного академика РАО М.Г. Ярошевского с президентом РАО А.В. Петровским в социально-психологическом изучении развития личности в научных коллективах, в построении теоретических основ психологии и в разработке психологической энциклопедии в виде уникального издания «Психологический лексикон». В итоге характеризуется вклад творческой личности и подвижнической деятельности М.Г. Ярошевского в развитие культуры российского общества, в том числе в условиях (репрессированной науки» и социоэкономической перестройки.
Скачать PDF