НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ Нарушения чувствительности

Нарушения социального интеллекта

Найдено 1 определение:

Нарушения социального интеллекта

одна из форм патологии социального познания. В самом общем виде социальный интеллект (С. и.) можно определить как специальную когнитивную способность отражать и регулировать социальные связи и объекты в целях и задачах деятельности О. и социальной адаптации. Понятие «С. и.» в 1920 г. предложил Э. Торндайк, определив его как «общую способность понимать других и действовать или поступать мудро в отношении других». По Г. Оллпорту, С. и. есть некий социальный дар, обеспечивающий легкость (но не глубину) в межличностном О., а также успешную социальную адаптацию субъекта. По мнению Дж. Гилфорда, создателя первого надежного метода оценки рассматриваемой способности, С. и. представляет собой систему познавательных способностей, к-рая является относительно независимой от фактора общего интеллекта и связана с восприятием и переработкой информации о поведении человека. Понятие С. и. пересекается такими понятиями как социальные навыки, социальная компетентность, межличностный эмоциональный интеллект, «модель психического». В настоящее время наблюдается тенденция отхода от оперирования отдельными конструктами (С. и., социальные навыки) в пользу более общего понятия - «социальное познание», или «социальные когнитивные функции». Последние определяются как «способность выстраивать представления об отношениях между собой и другими и гибко использовать эти представления для управления социальным поведением». По R. Adolphs (2001) термин «социальные когнитивные функции» определяет ряд аспектов сферы познания, к-рые невозможно оценить с помощью традиционных психометрических и нейропсихол. тестов, но к-рые потенциально имеют независимую связь с социальным поведением и социальным функционированием. Осн. функции социальных когнитивных функций сводятся к получению информации, ее интерпретации и формированию ответа на намерения, мнения, поведение др. людей (Fiske, 1991), что, безусловно, лежит в основе О. и социальных отношений. Эффективность социальной когниции, однако, может быть связана с эффективностью «не-социального» когнитивного функционирования (внимания, памяти, рабочей памяти, регуляторных функций) (Russel & Green, 2009). Недоразвитие отдельных компонентов или аспектов социальных когнитивных функций (и С. и., в частности), их повреждение, или искаженное функционирование может быть связано с разл. заболеваниями. На сегодняшний день существуют многочисл. исследования, показывающие дефицитарность отдельных аспектов социального познания при шизофрении (Критская, Мелешко, Поляков, 1991; Corrigan & Penn, 2001, цит. по: Russel & Green, 2009; Левикова, 2009), расстройствах аффективного спектра (Kerr et al., 2003; Montag et al., 2009; Suslow et al., 2001 по Russel & Green, 2009; Плужников, 2010) и нек-рых расстройствах личности (Skodol et al., 2005). Эти и мн. др. данные являются крайне противоречивыми, даже при обсуждении какой-либо изолированной субструктуры или функции социального познания в условиях конкретной формы патологии. В нейропсихологии, при описании нарушений функционирования социальных когнитивных функций, возникающих при очаговых поражениях головного мозга, используются понятия «социальная агнозия» (трудности отражения социальных связей при сохранности отражения предметов физич. мира), «социальная апраксия» (нарушения действий, необходимых для социального взаимодействия), «эмоциональная агнозия» (нарушения распознавания эмоций, при относительной сохранности предметного восприятия) (Тонконогий, Пуанте, 2007). Возникают указанные нарушения, преим., при поражении лобных долей (чаще правой гемисферы и медио-базальных отделов) и амигдалярных структур. Лит.: Критская В. П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991; Лоскутова В. А. Социальные когнитивные функции при шизофрении и способы терапевтического воздействия // Социальная и клиническая психиатрия, 2009, № 4; Тонконогий И. М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. СПб., 2007; Russell T. A., Green M. J. Neuropsychology of social cognition: implications for psychiatric disorders // The Neuropsychology of Mental Illness / Eds S. J. Wood, N. B. Allen and C. Pantelis. N. Y., 2009. И. В. Плужников
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Нарушения социального интеллекта у пациентов с рекуррентной депрессией

Пуговкина Ольга Дмитриевна
В работе представлены результаты эмпирического исследования нарушений социального интеллекта у пациентов с рекуррентной депрессией. Зафиксировано существенное снижение всех параметров социального интеллекта у больных рекуррентной депрессией в сравнении с группой здоровых испытуемых и с контрольной группой пациентов, впервые обратившихся за лечением депрессии. Показана относительная независимость успешности выполнения тестовых заданий от тяжести и давности заболевания в группе пациентов с депрессией.
Скачать PDF

Роль социального интеллекта в формировании нарушения поведения умственно отсталых подростков с девиа

Березина О.Н.
Статья посвящена апробации методики социального интеллекта Дж. Гилфорда в выявлении нарушения поведения у умственно отсталых подростков. Эксперимент показал, что несформированность социального интеллекта усложняет взаимоотношения, снижает возможности социальной адаптации п приводит к девиантному поведению.
Скачать PDF

Социальное обслуживание и реабилитация людей с нарушениями интеллекта в США

Шадский О.Г., Фурс М.Ю.
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения социального обслуживания и реабилитации людей с нарушениями интеллекта в США; исследуются роли социального работника и других специалистов в диагностировании и разработке плана реабилитации; выявляется специфика социального обслуживания данной категории клиентов в «групповых домах», анализируются наиболее распространенные реабилитационные программы.
Скачать PDF

Нарушения эмоционального интеллекта при расстройствах аффективного спектра и шизофрении

Плужников Илья Валерьевич
Показано, что при различных пограничных психических расстройствах (депрессиях, патологически выраженной тревоге, соматоформных дисфункциях) такие функции эмоционального интеллекта, как восприятие эмоций, их понимание и регуляция нарушаются неравномерно, что позволяет выделить специфические для указанных форм психических расстройств патопсихологические синдромы нарушений эмоционального интеллекта.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии струкурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков. Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии структурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Особенности проявления учащимися с нарушением интеллекта интереса к противоположному полу

Высоцкая Екатерина Сергеевна
В статье представлены результаты экспериментального исследования направленного на выявление особенностей проявления интереса к противоположному полу учащихся подросткового возраста с нарушением интеллекта.
Скачать PDF

Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Aйзман Роман Иделевич
Автор показывает, что адаптивные возможности включают в себя морфофункциональные, физиологические и психофизиологические защитные реакции, обеспечивающие приспособление организма к условиям существования, в частности детей 8-9 лет в условиях психоэмоционального воздействия на них при традиционном обучении.
Скачать PDF

Содержание образа «я» учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего

Дьякова Е.В.
В статье представлен анализ экспериментального изучения одного из аспектов вербальной самопрезентации школьников с интеллектуальным недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выявлены отличительные черты образа «Я» учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Скачать PDF

Личностные особенности матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта

Шипицына Л. М., Сорокин В. М.
Статья посвящена роли матери в психическом, а также личностном развитии детей с нарушениями интеллекта. Рассматриваются изменения в семье, связанные с рождением умственно отсталого ребенка. Внимание обращается в первую очередь на усиление эмоциональной напряженности и нарастание тревоги у матерей. Удалось установить, что 95 % обследованных матерей демонстрируют высокий уровень личностной тревожности. Обнаружена выраженная связь между тревожными переживаниями матерей и их вынужденной изоляцией. Матери боятся непонимания окружающих, источником негативных переживаний служит также неопределенность будущего их ребенка. В исследовании авторы использовали большой набор психодиагностических средств: наблюдение, беседу, биографический метод, анкетирование и т. п., что позволило увидеть разнообразные аспекты проблемы личностных особенностей матерей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта.
Скачать PDF

Особенности адаптивных реакций младших школьников в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич
В статье представлены результаты изучения функциональных параметров реактивности психофизиологических реакций, выраженности межполушарной ассиметрии головного мозга и способности к саморегуляции функциональных состояний у детей 8-9 лет в норме и при нарушении интеллектуального развития.
Скачать PDF

Эффективность программы коррекции эмоционально-волевой сферы пловцов с нарушениями интеллекта по тес

Бабич Наталия Леонидовна
Приведен сравнительный анализ результатов выполнения теста 4х50 м пловцами с нарушениями умственного развития до и после внедрения экспериментальной программы коррекции эмоционально волевой сферы таких спортсменов. Обоснованно целесообразность использования теста 4х50 м как одного из критериев оценки способности пловцов к мобилизации и проявлению волевых усилий на фоне усталости. Доказано, что экспериментальная программа положительно повлияла на динамику стабилизации результатов проплывания 4-х тестовых отрезков в условиях жесткого отдыха на фоне усталости.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: