Нарушения слуха это что такое Нарушения слуха: определение — Психология.НЭС
Нарушения самосознания Нарушения сна

Нарушения слуха

Найдено 1 определение:

Нарушения слуха

auditory disorders) К Н. с. можно отнести потерю слуха, оторрею, боли и шум в ушах. Кондуктивные нарушения слуха Такого типа нарушения возникают вследствие болезни или закупорки звукопроводящего аппарата, напр., закупорки наружного слухового прохода серной пробкой, разрушения барабанной перепонки или повреждений полости и структур среднего уха. К. н. с. очевидно в тех случаях, когда в усредненных по частотам речевого диапазона аудиограммах, снятых в условиях воздушной и костной проводимости чистого тона, обнаружена превышающая 10 дБ разница; при этом различение речи остается нормальным. Сенсорно-невральная глухота Термин "сенсорно-невральный" указывает на две различные локализации поражений слуховой системы. Сенсорная глухота вызывается повреждением, дегенерацией или нарушением развития волосяных клеток кортиева органа или иной структуры кохлеарного тракта. Невральная глухота вызывается аналогичного рода патологией, локализующейся ближе к центру кохлеарного канала, включая спиральный ганглий, кохлеарное ядро и слуховую часть VIII черепного нерва. Пока в отношении конкретного случая потери слуха не будет окончательно установлена локализация нарушения с помощью специальных диагностических тестов, термин "сенсорно-невральный" используется как перекрывающий оба эти уровня поражения. Прогрессирующая потеря слуха наблюдается, гл. обр., в процессе старения и обозначается как пресбиокузис. Как показал Дж. Ф. Корсо в своей работе "Стареющие сенсорные системы и восприятие" (Aging sensory systems and perception), пресбиокузис может начаться после 30 лет и повлиять на оба уха примерно одинаково. Мужчины хуже, чем женщины такого же возраста, слышат чистые тона в диапазоне звукового спектра выше 1000 Гц, тогда как женщины хуже слышат частоты ниже 500 Гц. Гацек и Шукнехт (1969) выделили 4 подтипа пресбиокузиса, включающие дегенерацию или нарушения сенсорных или невральных структур раковины либо связанные с этим механические и обменные процессы. Второй этиологический фактор прогрессирующего снижения слуха - подверженность чрезмерному шуму в течение длительного периода времени, напр., в производственной обстановке. Вызванная шумом потеря слуха затрагивает частоты в области 4000 Гц. Но длительное воздействие шума постепенно углубляет и расширяет "зазубрину" на аудиограмме: снижение слуховой чувствительности прогрессирует и распространяется на частоты речевого диапазона - ниже 4000 Гц. Ухудшается разборчивость речи, что затрудняет ее понимание, особенно в шумной обстановке. Прогрессирующую сенсорно-невральную одно- или двустороннюю потерю слуха могут вызывать синдром Меньера, сифилис, опухоли VIII черепного нерва и наследственные факторы. Степень ухудшения разборчивости речи зависит от остроты осн. заболевания. Непрогрессирующая сенсорно-невральная потеря слуха может быть связана с врожденными факторами: краснухой у матери, случаями ранней глухоты в роду, несовместимостью родительской крови, преждевременными родами и ушными инфекциями. Аудиологические тесты обычно обнаруживают двустороннюю потерю слуха и снижение разборчивости речи. Смешанная глухота имеет кондуктивный и сенсорно-невральный компоненты. Т. обр., повышаются пороги как воздушного, так и костного проведения звука. Обычно этот тип глухоты связан с хроническим средним отитом или отосклерозом. В обоих случаях разборчивость речи может ухудшаться, а снижение слуха прогрессировать. Оторрея - это истечение жидкости из наружного слухового прохода, что может быть симптомом заболевания уха. Оно может локализоваться в наружном слуховом проходе или в среднем ухе и быть острым или хроническим. Потеря слуха, вызванная острым средним отитом, обычно колеблется от слабой до умеренной по степени, а по типу относится к поражениям звукопроводящего аппарата. При переходе воспаления среднего уха в хроническую стадию, снижение слуха прогрессирует и может достигать значительной выраженности. Если осложнения затрагивают лабиринт, может развиться сочетанное сенсорно-невральное нарушение слуха. Тиннит Тиннит - это слышание звуков в голове. При объективном тинните возникающий внутри индивидуума звук может быть услышан сторонним наблюдателем (напр., врачом), при субъективном тинните звук слышен лишь самому пациенту. Тиннит может возникать внезапно или развиваться постепенно, в течение неск. часов или дней, он м. б. постоянным или перемежающимся, односторонним, двусторонним или центральным по локализации. Звук может казаться громким или тихим, высоким или низким по тону. Примеры временных слуховых ощущений: пульсирующее, как удары сердца; постоянное; щелкающее или похожее на ритмичное дыхание. Тиннит - типичный "спутник" сенсорно-невральной потери слуха, но он м. б. связан со мн. др. этиологическими факторами, напр., наружным отитом, воспалением среднего уха, дисфункцией евстахиевой трубы, сосудистыми аномалиями, гипертонией и мышечными спазмами. См. также Слуховая различительная способность, Локализация звука, Слуховое восприятие, Ухо Дж. Ф. Корсо
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Нарушения слуха — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии струкурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Курамин С.А.
Обследовано 36 младших школьников 1-3 класса с нарушениями слуха. По методике Гудинаф-Харриса проводилась исследование интеллекта при помощи анализа детских рисунков. Показано, что интеллект детей с нарушением слуха, обучающихся в специализированной школе, в основном соответствует возрастной норме, однако психологические характеристики детей свидетельствуют о замедленном развитии структурно-функциональной организации мозга.
Скачать PDF

Психологические риски компьютерной зависимости подростков с нарушением слуха

Шипицына Людмила Михайловна
В статье представлены результаты исследования слабослышащих подростков в возрасте 14-17 лет, имеющих игровую компьютерную зависимость и склонных к ее формированию, в сравнении с подростками, не имеющими такой зависимости. Значительная доля выборки среди слабослышащих подростков с компьютерной зависимостью (40%) и склонных к ней (35%) свидетельствует об актуальности разработки психолого-педагогических мер профилактики и реабилитации компьютерных аддикций. Их формирование отрицательно влияет на эмоциональную сферу и межличностные стили общения подростков с нарушением слуха при обучении в школе, поведение в семье и окружающем социуме. Выявлены также корреляции между игровой компьютерной зависимостью и степенью расхождения «Я-реального» и «Я-идеального» у подростков, что отрицательно влияет на развитие их личности.
Скачать PDF

Динамика функциональных уровней переработки информации у младших школьников с нарушением слуха

Москалик Ирина Александровна
В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, посвященного изучению перехода с низших на высшие уровни переработки информации у неслышащих младших школьников. Автором были выделены два переходных уровня, позволяющих проследить возрастную динамику изучаемого явления. Сравнительный анализ полученных результатов у испытуемых с нарушением слуха и у их нормально развивающихся сверстников позволил выделить особенности, присущие формированию системы переработки информации в условиях слуховой депривации.
Скачать PDF

Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха

Домчук Виктория Михайловна.
Описывается психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха на основе оценки детерминант и механизмов данного эмоционального феномена. Характеризуются основные факторы, определяющие возникновение и содержание тревожных переживаний в зависимости от слуховых, речевых и интеллектуальных возможностей.
Скачать PDF

Компоненты психологической готовности детей с нарушениями слуха к школьному обучению

Бубарева Виктория Евгеньевна, Корытова Галина Степановна
Рассматривается проблема психологической готовности к школьному обучению детей с нарушениями слуха. Опираясь на компоненты психологической готовности к школьному обучению и возможности их диагностики у детей с нарушениями слуха, авторы статьи представляют результаты эмпирического исследования в сопоставлении детей с нарушениями слуха и детей без нарушений в развитии.
Скачать PDF

Компаративный анализ подходов к изучению интеллекта лиц с нарушениями слуха в зарубежной и отечестве

Богданова Тамара Геннадиевна
В статье проводится сравнение взглядов отечественных и зарубежных психологов на диагностику интеллекта глухих людей, на проблему соотношения интеллекта и речи.The paper presents comparative analysis points of views to studies of intellect in foreign and native psychology, to the problem of correlation between intellect and language
Скачать PDF

Представления об эмоциях у детей с нарушением слуха

Подпругина В.В.
Предпринята попытка выявить и сравнить представления о базовых эмоциях (страх, гнев, радость, печаль) у слышащих детей и детей с нарушениями слуха дошкольного возраста с учетом особенностей микросреды (слышащие, глухие родители), проанализировать содержание представлений об эмоциях в зависимости от предъявленных стимулов при распознавании.
Скачать PDF

Роль семьи в формировании самооценки у детей с нарушением слуха

Мушастая Наталья Викторовна, Данченко Ирина Владимировна
Актуальность написания данной статьи обусловлена определенными значимыми факторами для включения детей с нарушениями слуха в общеобразовательную среду. В процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, в том числе и адекватную самооценку. Изменения, происходящие в нашем обществе, приводят к обострению социально-стрессовой ситуации и росту эмоциональной напряженности, на почве которой у детей возникают различные проблемы неуверенность в себе, застенчивость, агрессия, жестокость, заниженная самооценка. На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. Она становится фундаментом формирования личности. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды, тем более у детей с нарушенным слухом, которые сталкиваются с огромными трудностями в общении даже в своей семье (имеются в виду дети с нарушенной слуховой функцией из семей слышащих родителей). Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Самооценка является критерием осознания личностью своей собственной индивидуальности и социальной ценности. Она определяет жизненную позицию человека и его взаимоотношения с окружающей действительностью. Направление деятельности специалистов в рамках учебно-воспитательного процесса на детей с ограниченными физическими возможностями от всего социального пространства приводит к репродуктивным преобразованиям, закрепляет в сознании подростков мысль о собственной «неполноценности», развивает негативную самооценку, вследствие чего страдает формирование личности. Возможность гармоничного развития ребенка с ограниченными физическими возможностями, способного не только адаптироваться к существующим условиям, но и изменять их, изменяясь и развиваясь при этом, может быть достигнута в том случае, если будут предложены механизмы и технологии формирования, в частности, адекватной самооценки.
Скачать PDF

Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения

Ершова Валерия Валерьевна
В статье рассмотрены особенности проведения психодиагностического исследования сенсорного развития детей с комплексным нарушением слуха и зрения; основные задачи и направления формирования у них сенсорных эталонов; а так же методы и средства для этого необходимые. Проанализированы условия, реализация которых необходима для успешного решения задач формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения.
Скачать PDF

Латерализация слуха и переработка мозгом речевых звуков при дихотическом прослушивании

Хугдал Кеннет
В статье представлен обзор исследований, проведенных за последние 20 лет в лаборатории Университета Бергена, в Норвегии, посвященных изучению структурной и функциональной асимметрии головного мозга при дихотическом прослушивании простых речевых звуков, таких, как слоги, состоящие из согласного и гласного звуков. Обсуждаются поведенческие и функциональные данные по нейротомографии, показывающие, что при дихотическом прослушивании преобладание правого уха коррелирует с активацией в верхних задних частях левой височной доли, planum temporale и прилегающих областях слуховой коры. Мы использовали метод дихотического прослушивания также для изучения высших когнитивных функций внимания, управляющих функций, показавших различную нейрональную локализацию, включающую префронтальные и теменные области. В заключение статьи обсуждается явление слуховых галлюцинаций при шизофрении, которое интерпретируется как форма ошибочного восприятия речи, вызываемая нейрональной патологией в planum temporale в левой височной доле.
Скачать PDF

Особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха, и прожив

Марченко О.Е., Федорова А.А
В статье изучаются особенности психических состояний детей младшего школьного возраста, имеющих дефекты слуха. Для решения задач исследования были использованы методы изучения психических состояний. В результате исследования получены новые данные, характеризующие особенности проявления психических состояний у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Скачать PDF