различные отклонения от речевой нормы, принятой в данной языковой среде. В структуре дефекта различных Н. р. наблюдается недостаточность двигательной сферы, проявляющаяся в несформированности не только речевой моторики, но также общей и мелкой моторики рук
НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
РЕЧИ НАРУШЕНИЯ
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
Речи нарушения
разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с поражением или функц. недостаточностью речевых зон коры мозга, либо анатомо-физиол. дефектами периферического отдела речевого аппарата, либо патологией проводящих нервных путей от центра к периферии. Р.н. могут возникать в любом возрасте, затрагивать как устную, так и письменную речь и препятствовать как порождению, так и пониманию речевого высказывания. Проявляются в расстройствах голоса, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, в лексических и грамматических нарушениях, в трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения. Нередко сопровождаются вторичными отклонениями в когнитивной и эмоциональной сферах. К наиболее тяжелым Р.н. относятся дизартрия (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата), алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при норм. слухе и сохранности возможностей умственного развития.), афазия (нарушение речи, представляющее собой системное расстройство разл. видов речевой деятельности). Р.н. могут выступать самостоятельно или в синдроме др. нервно-психич. расстройств, а у детей на фоне таких вариантов дизонтогенеза, как недоразвитие, задержанное, дефицитарное и искаженное развитие. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Т. А. Ахутина
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011