Нарушение восприятия

Найдено 1 определение:

Нарушение восприятия

При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называются гипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим. Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира. Наибольший интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений также характеризуется большой амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительное галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение. От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические. Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу. Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы.  
Оцените определение:

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологический анализ зрительного восприятия детей 5–8 лет с нарушением зрения

Волокитина Татьяна Витальевна, Зотова Анна Александровна
Проведено обследование компонентов зрительного восприятия 85 детей 5–8 лет с нормальным и нарушенным зрением с использованием методики М.М. Безруких, Л.В. Морозовой. Зрительно-пространственное восприятие детей с нарушенным зрением сформировано уже в дошкольном возрасте. У школьников с нарушением зрения наблюдается снижение эффективности константности зрительного восприятия. Комплексная оценка зрительного восприятия свидетельствует об отставании детей с нарушением зрения в реализации зрительного анализа-синтеза.
Скачать PDF

Особенности восприятия и понимания экспрессии незнакомого человека юношами и девушками с нарушением

Паньшина Людмила Васильевна, Агавелян Оганес Карапетович, Саруханян Кимик Аветикович
Статья посвящена вопросам изучения социально-перцептивных процессов у лиц с нарушением слуха. Приведен опыт зарубежных исследователей в области изучения социальной перцепции. Объясняя процесс восприятия и понимания человека человеком, некоторые ученые полагают, что каждый человек объединяет в себе большее или меньшее количество ролей, каждая из которых слагается из отдельных характерных для нее действий, «эталонов» и атрибутов. Люди, живущие в одном обществе, прочно усваивают определенное представление о содержании и форме действий носителя данной роли и по отдельным компонентам поведения и облика человека могут предположить, носителем какой роли является этот человек и как он себя поведет в определенной обстановке. В статье обозначены процессы и механизмы познания человека человеком. Представлен анализ результатов экспериментального исследования особенностей восприятия и понимания юношами и девушками с нарушением слуха «экспрессии» незнакомой личности.
Скачать PDF

Развитие зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения в условиях общего образования

Замашнюк Е. В.
Скачать PDF

Взаимосвязь психической напряженности и функциональных нарушений зрительного восприятия

Рузанов Леонид Тимофеевич
В статье приводятся результаты исследования личностных факторов, связанных с функциональными нарушениями зрения. Использован метод математического анализа данных.
Скачать PDF

Нарушение социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состоян

Руденко С.Л.
В статье представлено исследование особенностей нарушения социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состояний.
Скачать PDF

Нарушение социального восприятия у больных неврозоподобной шизофренией и неврозом навязчивых состоян

Руденко Светлана Львовна
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ НОРМЫ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Ахметзянова Анна Ивановна, Артемьева Татьяна Васильевна, Твардовская Алла Александровна
Введение: актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях дефицитарного дизонтогенеза младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья не всегда способны прогнозировать исход ситуации. Часто они используют нерациональные стратегии поведения, что снижает возможность их успешной социальной адаптации. Поэтому цель данного исследования выявление специфики прогнозирования и понимания нормативных ситуаций младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи. Материалы и методы: для изучения особенностей прогнозирования младших школьников была использована методика «Угадайка» (Л. И. Переслени). Специфика нормативного поведения изучена с помощью методик «Восприятие нормативной ситуации» (А. К. Пащенко); «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (В. П. Ульяновой); «Определение культурной конгруэтности младших школьников» (Л. Ф. Баяновой). Результаты исследования: исследование позволило выявить особенности прогнозирования младших школьников с нормативным развитием и с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Такие дети испытывали трудности в прогнозировании, связанные со снижением устойчивости произвольного внимания и его распределения в ходе выполнения деятельности. Восприятие норм школьниками с нарушениями в развитии часто зависело от случайных, ярко окрашенных эмоциональных событий, предметов. Более успешно дифференцировались нормы в ситуации общения, чем в учебной деятельности. Обсуждение и заключения: полученные данные согласуются с результатами исследований отечественных и зарубежных ученых, отмечающих у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточное понимание необходимости соблюдения социальных норм, нерациональные стратегии прогнозирования и оценки своих поступков и поведения окружающих людей. Выявленные особенности прогнозирования и нормативного поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья в ситуациях социального взаимодействия могут быть полезны при разработке диагностического инструментария, позволяющего проводить оценку прогностической способности ребенка с нарушениями в развитии и оценивать риски нарушений социализации. Полученные данные могут быть использованы специалистами образовательных учреждений и реабилитационных центров при организации профилактических и коррекционно-развивающих программ.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Психология нарушения собственной безопасности

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Психосемантические пространства ценностей личности при нарушении психического здоровья

Языков К.Г.
Исследована геометрическая модель организации ценностной сферы человека для разных уровней психического здоровья. В модели использовали тест «Шкала терминальных ценностей» по Рокичу и метод многомерного шкалирования с последующим анализом конфигурации субъективного пространства ценностей.Geometric model organization of human value sphere for different level of mental health was researched. The Rokeach value survey and method multidimensional scaling with analysis of confi guration of subjective space were used in the model.
Скачать PDF

Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений

Киселева О. В.
Рассматриваются особенности совладающего поведения в группах подростков 13-16 лет с нарушениями и без нарушений поведения. Проводится сопоставительный анализ личностных особенностей, влияющих на выбор продуктивных копинг-стратегий у учащихся с нарушениями и без нарушений поведения.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!