Нарушение нормального процесса межличностного общения Нарушение осанки

Нарушение операциональных возможностей общения

Найдено 1 определение:

Нарушение операциональных возможностей общения

нарушения, рассматриваемые в соответствии с концепцией процессуальности и фазной структуры порождения и восприятия речи. Мысль, порожденная опр. мотивом, проходит сложный и длинный путь, превращаясь в развернутое речевое сообщение, и не менее сложен путь от развернутого речевого сообщения к мысли. Понятно поэтому, «насколько сложный характер могут иметь те случаи, когда этот путь кодирования или декодирования сообщения нарушается в результате поломки тех или иных звеньев мозгового аппарата» (Лурия, 1975). Путь от мысли к речи «проходит через стадию внутр. речи, к-рая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи» (там же), где формируется глубинно-синтаксическая структура, внутр. программа высказывания (именно этот компонент нарушается, как известно, при динамической афазии). Затем эта программа разворачивается во внеш. речевое высказывание, опирающееся на поверхностную синтаксическую структуру. Важное значение имеет момент перехода от внутр. речи к внешней, т. наз. компонент «готовности к речи», т. е. «центрально управляемая настройка всей периферии произносительного механизма для выполнения предстоящего речевого движения», в частности, переход от свободного режима дыхания на специфически речевой (Абелева, 1976), к-рая нарушается у больных с заиканием. Процессы кодирования и декодирования поверхностной структуры также имеют сложное строение, включая фонетический анализ, нарушения к-рого составляют центральный механизм сенсорной афазии, кинетический анализатор, дефекты к-рого, приводят к возникновению эфферентной моторной афазии; кинестетический анализ фактор, лежащий в основе возникновения афферентной моторной афазии; объем акустического восприятия и слухоречевую память, связанные с симптомами акустико-мнестической афазии; дешифровку логико-грамматических отношений, нарушения к-рой составляют осн. фактор семантической афазии и др. компоненты (Лурия, 2000). Как известно, «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» (Выготский, 1983). Изменение личности, в свою очередь, негативно влияет на возможности О. больного, отягощая и усугубляя имеющиеся нарушения коммуникации, в силу механизма «порочного круга», когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей О., а невозможность О. еще более усиливает «страх речи» и др. неврозоподобные изменения личности. Расширение возможностей коммуникации в ходе социальной реадаптации больного благоприятно влияет и на его личностные характеристики, прежде всего, на самооценку и личностные реакции и установки больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими. Лит.: Выготский Л. С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М., 1983; Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000. Ж. М. Глозман
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование возможностей трансформационной переработки текстового материала у детей с нарушениями р

Озерова Наталья Сергеевна
В статье получили отражение материалы исследования возможности смысловой обработки текстового материала учащимися с нарушениями речи. Предпринята попытка анализа экспериментальных данных с позиций когнитивного подхода. Работа адресована студентам, логопедам, учителям специальных образовательных учреждений.
Скачать PDF

Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения

Донской Дмитрий Алексеевич
Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.
Скачать PDF

Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Aйзман Роман Иделевич
Автор показывает, что адаптивные возможности включают в себя морфофункциональные, физиологические и психофизиологические защитные реакции, обеспечивающие приспособление организма к условиям существования, в частности детей 8-9 лет в условиях психоэмоционального воздействия на них при традиционном обучении.
Скачать PDF

Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич
Скачать PDF

Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития и общения детей с расстройствами аутистическ

Щукина Д. А. , Логинова Е. А.
Скачать PDF

Коррекция и компенсация нарушений когнитивного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Григорьева Л.П.
В статье приведены сведения о морфофункциональном созревании мозга, обусловливающем когнитивное развитие ребенка. Рассмотрены вопросы влияния депривации на морфофункциональное созревание мозга и когнитивное развитие детей, а таже проблема пластичности центральной нервной системы как нейробиологической основы компенсации нарушений когнитивного развития детей. Обоснована гипотеза о возможностях компенсации нарушений когнитивного развития детей на основе механизмов пластичности мозга, активируемых в процессе обучения.
Скачать PDF

Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна

Е.И. Карпович, О.Д. Чабан
Инсомния у подростков является причиной эмоциональной лабильности, раздражительности, нарушений поведения (несдержанности, взрывчатости, агрессивности). Следствием нарушений сна является нарушенный уровень бодрствования, характеризующийся повышенной утомляемостью, длительными и интенсивными головными болями.
Скачать PDF

Адаптивные возможности студентов с нарушением двигательной сферы в условиях реализации инклюзивного

Колесникова Галина Юрьевна, Чебарыкова Светлана Васильевна
Цель. В статье актуализируется проблема необходимости комплексного изучения и учета специфики адаптивных возможностей студентов с ОВЗ (на примере нарушений двигательной сферы врожденного и приобретенного генеза) при реализации инклюзивного подхода в высшем профессиональном образовании. Предметом исследования является специфика адаптивных возможностей студентов с нарушениями двигательной сферы различного генеза. Методы и методология работы. Теоретический анализ литературы, системный подход, экспериментальный метод. Результаты. В статье описана процедура изучения адаптивных возможностей студентов с ОВЗ и нормой здоровья, представлены характеристики групп. Составленные характеристики качественно отражают наиболее яркие проявления адаптивных возможностей личности нарушением двигательной сферы. В заключении делаются выводы об уровне развития адаптивных возможностей респондентов принявших участие в исследовании, определены направления деятельности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Область применения: система высшего профессионального образования, служба психолого-педагогического сопровождения процессов адаптации студентов с ОВЗ в вузе.
Скачать PDF

Особенности ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. ;

Черевач Г.Б.
В статье анализируется структура и динамика ценностно-потребностной сферы личности детей с нарушениями речи и их родителей. Изучаются корреляционные связи между этими показателями..In the article the structure and dynamics children's valueneed sphere of personality with disorders of speech and their parents is analyzed. Interrelations between this factors are studied..;
Скачать PDF

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса

Жура Виктория Валентиновна
В статье проводится изучение эмоциогенности устного медицинского дискурса как одного из факторов, осложняющих коммуникацию врача с пациентом. Целью работы стало определение аспектов эмоциогенности данного дискурса. К ним отнесены эмоционально заряженные темы, дискурсивные эмоции его участников, способы реагирования на них врачом и пациентом. Установлены особенности вербализации эмоций врачом и пациентом, их дезорганизующее влияние на развитие устного медицинского дискурса, определены способы оптимизации коммуникации.
Скачать PDF

Психологическая коррекция в реабилитации больных с выраженными двигательными и когнитивными нарушени

Ермакова Наталья Георгиевна
На основании исследования больных в восстановительном периоде инсульта выявлены нерациональные установки, препятствующие лечению: переоценка тяжести состояния, недооценка собственных возможностей, негативизм. Разработаны приемы индивидуальной психологической коррекции нерациональных установок больных по отношению к лечению и к болезни: сужение и конкретизация цели, формирование партнерства с персоналом, сужение зоны болезни, расширение зоны болезни. В исследовании принимало 130 больных с последствиями инсульта в условиях реабилитационного стационара.130 patients with consequences of the stroke were observed during regenerative treatment in the stationary center of rehabilitation of city hospital of
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: