Нарушение операциональных возможностей общения

Найдено 1 определение:

Нарушение операциональных возможностей общения

нарушения, рассматриваемые в соответствии с концепцией процессуальности и фазной структуры порождения и восприятия речи. Мысль, порожденная опр. мотивом, проходит сложный и длинный путь, превращаясь в развернутое речевое сообщение, и не менее сложен путь от развернутого речевого сообщения к мысли. Понятно поэтому, «насколько сложный характер могут иметь те случаи, когда этот путь кодирования или декодирования сообщения нарушается в результате поломки тех или иных звеньев мозгового аппарата» (Лурия, 1975). Путь от мысли к речи «проходит через стадию внутр. речи, к-рая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи» (там же), где формируется глубинно-синтаксическая структура, внутр. программа высказывания (именно этот компонент нарушается, как известно, при динамической афазии). Затем эта программа разворачивается во внеш. речевое высказывание, опирающееся на поверхностную синтаксическую структуру. Важное значение имеет момент перехода от внутр. речи к внешней, т. наз. компонент «готовности к речи», т. е. «центрально управляемая настройка всей периферии произносительного механизма для выполнения предстоящего речевого движения», в частности, переход от свободного режима дыхания на специфически речевой (Абелева, 1976), к-рая нарушается у больных с заиканием. Процессы кодирования и декодирования поверхностной структуры также имеют сложное строение, включая фонетический анализ, нарушения к-рого составляют центральный механизм сенсорной афазии, кинетический анализатор, дефекты к-рого, приводят к возникновению эфферентной моторной афазии; кинестетический анализ фактор, лежащий в основе возникновения афферентной моторной афазии; объем акустического восприятия и слухоречевую память, связанные с симптомами акустико-мнестической афазии; дешифровку логико-грамматических отношений, нарушения к-рой составляют осн. фактор семантической афазии и др. компоненты (Лурия, 2000). Как известно, «всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности» (Выготский, 1983). Изменение личности, в свою очередь, негативно влияет на возможности О. больного, отягощая и усугубляя имеющиеся нарушения коммуникации, в силу механизма «порочного круга», когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей О., а невозможность О. еще более усиливает «страх речи» и др. неврозоподобные изменения личности. Расширение возможностей коммуникации в ходе социальной реадаптации больного благоприятно влияет и на его личностные характеристики, прежде всего, на самооценку и личностные реакции и установки больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими. Лит.: Выготский Л. С. Дефект и компенсация. Собр. соч. в 6 т. М., 1983; Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 2000. Ж. М. Глозман
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Исследование возможностей трансформационной переработки текстового материала у детей с нарушениями р

Озерова Наталья Сергеевна
В статье получили отражение материалы исследования возможности смысловой обработки текстового материала учащимися с нарушениями речи.
Читать PDF

Психосексуальность старших подростков с нарушениями общения

Донской Дмитрий Алексеевич
Данная статья представляет клинико-психологический и акмеологический анализ психосексуального развития в старшем подростковом возрасте для дальнейшего выбора психокоррекционных мероприятий.
Читать PDF

Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Aйзман Роман Иделевич
Автор показывает, что адаптивные возможности включают в себя морфофункциональные, физиологические и психофизиологические защитные реакции, обеспечивающие приспособление организма к условиям существова
Читать PDF

Адаптивные возможности учащихся начальных классов в норме и при нарушениях интеллектуального развити

Быструшкин Сергей Константинович, Айзман Роман Иделевич
Читать PDF

Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития и общения детей с расстройствами аутистическ

Щукина Д. А. , Логинова Е. А.
Читать PDF

Коррекция и компенсация нарушений когнитивного развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Григорьева Л.П.
В статье приведены сведения о морфофункциональном созревании мозга, обусловливающем когнитивное развитие ребенка.
Читать PDF

Особенности эмоциональных состояний и возможности терапии подростков с нарушениями сна

Е.И. Карпович, О.Д. Чабан
Инсомния у подростков является причиной эмоциональной лабильности, раздражительности, нарушений поведения (несдержанности, взрывчатости, агрессивности).
Читать PDF

Адаптивные возможности студентов с нарушением двигательной сферы в условиях реализации инклюзивного

Колесникова Галина Юрьевна, Чебарыкова Светлана Васильевна
Цель.
Читать PDF

Протективные возможности эпифизарного гормона мелатонина при нарушениях мозгового кровообращения

Арушанян Эдуард Бениаминович
Читать PDF

Протективные возможности эпифизарного гормона мелатонина при нарушениях мозгового кровообращения

Арушанян Эдуард Бениаминович
Читать PDF

Возможности коррекции нарушений углеводного обмена при сахарном диабете 2 типа с применением бариатр

Яшков Ю.И.
Читать PDF

Значение адаптивной физической культуры в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями

Похоруков Олег Юрьевич
При учёте возрастных и индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, средства и методы адаптивной физической культуры, весьма эффективно содействуют коррекции нарушений и с

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: