НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
одно из направлений, утверждающих, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Человек достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном потоке определенные моменты, имеющие для него смысл и оценочное значение. В рамках Н. п. можно выделить два теоретических направления: представители первого, социально-конструктивистского, занимают радикальную позицию в вопросе о том, что такое личность и как происходит самопонимание (личность – это «текст», ее понимание подобно пониманию текста). Так, например, Дж. Бруннер выделяет два модуса сознания: нарративный модус самоосмысления отражает жизненный контекст и уникальный индивидуальный опыт; парадигматический или логиконаучный модус является общечеловеческим – это форма нарратива, выработанная в ходе культурного развития человечества и приспособленная к межличностному общению. В практике нарратива главной задачей является изучение индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типичных моделей психических структур. Нарратив в этой парадигме исследования рассматривается как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его творении), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку, и проводится при помощи контентаналитических методов. Таким образом, дневниковые записи мы можем рассматривать как материал для нарративного метода изучения и использовать нарративный подход в исследованиях подросткового возраста. Это период развития, когда содержание «Я – концепции», индивидуальные особенности и мотивы поведения рефлексируются человеком. Нередко мысли и рассуждения по поводу своих переживаний мы можем обнаружить в дневниковых записях подростка. Именно в этот момент у молодого человека происходит осознание своей уникальности, своих личных качеств и способностей. В дневниковых записях подросток обращается к своему детскому прошлому и выстраивает проекцию себя в будущем, а это дает ему возможность осознания временной протяженности собственного «Я», что является одной из основных задач психического развития в этом возрасте. Первой в психологии развития дневники подростков изучала Ш. Бюлер. В ходе исследований ей удалось выявить, что юноши ведут дневник чаще всего в ранний период взросления. Для них в дневнике главным является фактическая информация. В нем протоколируются и структурируются события прошедшего дня. Содержание дневниковых записей у юношей касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями или соперничеством. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем. Их больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. В своих записях девушки чаще используют прямую речь, и они больше стремятся сохранить дневник в тайне.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
НАРАТЫЎНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / NARRATIVE PSYCHOLOGY (от лат. narrare– рассказывать, повествовать)– одно из направлений, утверждающих, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Человек достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном потоке определенные моменты, имеющие для него смысл и оценочное значение. Нарративный подход возник в 1980-е гг., его методологическое оформление связывают с работами таких авторов, как Т. Сарбин, Дж. Брунер, К. Олпрот, Э. Мишлер, Д. Полкинхорн. Им предшествовали теоретические работы Р. П. Блэкмера, Р. С. Грейна, В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, М. М. Бахтина, К. Леви-Стросса, К. Берка, Ж. Лакана, В. Айзера и др. Основным понятием подхода является нарратив (рассказ, повествование). Согласно сторонникам этого подхода, люди воспринимают окружающий мир, мыслят, воображают, совершают выбор в соответствии с нарративными структурами; для осмысления собственного опыта они обращаются к многообразным сюжетам, бытующим в культуре, и правилам построения повествований и с их помощью строят свою жизненную историю и свою идентичность. В рамках Н. п. существуют два подхода: представители первого, социально-конструктивистского, радикальны в вопросе о том, что такое личность и как происходит самопонимание (понятия «личность», «Я» не нужны; личность– это «текст», ее понимание подобно пониманию текста); представители второго направления отождествляют самопонимание и самоидентификацию (понимание себя равнозначно осознанию своей социальной принадлежности). Оба подхода включают теорию идентичности в более широкие теории реальности, т. е. для диагностики психологического статуса индивида необходимо учитывать, на какую реальность он ориентируется, в каком социально-культурном контексте существует.
Работа в Н. п. предполагает изучение индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типичных моделей психических структур. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его творении), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку. В качестве инструментов при рассмотрении нарративного интервью, дневниковых записей, автобиографий используют содержательный, формальный (контент-анализ) и дискурс-анализ (анализ позиционирования героя). Часто применяют типологию нарративных структур Н. Фрая– поддержание социального порядка, идеализация прошлого (романс); его разрушение/изменение, отмена условностей (комедия); переживание его потери, поражение (трагедия); сомнение и вызов прежнему (ирония, сатира). Развитие Н. п. привело к появлению нарративной психотерапии, «нарративной практики» (М. Уайт, Д. Эпстон), основанной на постмодернистских идеях. Она присоединяет к аналитическому исследованию биографического материала создание условий для описания альтернативной истории, предпочитаемой автором. Основные методы нарративной практики: экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) в виде метафоры; деконструкция (поиск оснований для идей и позиций клиента, осознание авторства); восстановление участия (создание сообщества поддержки); работа с внешними свидетелями. Нарративный подход сегодня интегрируется в психологическую практику (например, в работу с подростками ), широко применяется в библиотерапии, сказкотерапии, арт-терапии и драматерапии (см. Арт-терапия, Библиотерапия, Драматерапия, Сказкотерапия). Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
229.89 кб

Нарративные перспективы психологии

Пивоваров Р.
Читать PDF
130.24 кб

Проблема самопрезентации: подход нарративной психологии

Федорова Наталия Андреевна
Читать PDF
147.45 кб

Нарративная парадигма в психологическом исследовании рефлексии жизненного пути

Клементьева M. B.
Теоретически осмыслены типы рефлексии жизненного пути в контексте интеграции нарративной парадигмы к исследованию содержания жизненного пути и деятелъностного подхода как объяснительного принципа психологии.
Читать PDF
109.48 кб

Специфика нарративной работы личности клиента в ситуации психологической помощи

Магомед-эминова Ольга Ильинична, Хорошкова Юлия Михайловна
В статье представлено исследование, построенное на конструктивном методе смыслонарративного анализа.
Читать PDF
418.91 кб

Применение нарративного анализа в судебно-психологической экспертизе при анализе аудиовидеофайлов

Хаидов Сергей Курбанович, Апалькова Елена Викторовна
Раскрывается содержание понятия нарративного анализа, проанализированы основные подходы к нарративной проблематике в психологии и теоретические направления в нарративной психологии.