НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ это что такое НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ: определение — Психология.НЭС
НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА НАРОЖДАЮЩИЙСЯ

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Найдено 1 определение:

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

это представители узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской национальности (см. "Казахи", "Киргизы", "Таджики", "Туркмены", "Узбеки"), населяющие территорию современной Средней Азии. Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой. Представители народов Средней Азии наделены: - практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями; - слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью ; - способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия; - высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим; - определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей. Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавшим этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношения к ней - все это позволяет теперь уже успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предполагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вялую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, уйдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжает свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей. У большинства представителей Средней Азии преобладает слабая степень выражения эмоций и чувств. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие народы, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, которые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель усвоена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ослабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать поблажки себе и своим землякам. В их среде исследователями отмечается пониженная общественно-политическая активность в составе многонационального коллектива. Многие особенности национальной психологии коренных народов среднеазиатского региона объясняются своеобразием свойственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу людей, связанных кровными узами, налагает на них большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они совершили общественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из своих самых близких ему людей. Большую силу имеют также земляческие узы. Если представители этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиозному признаку. Огромное значение в социально-психологическом становлении молодежи в настоящее время в Средней Азии играет ислам, который, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиатском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы при этом очень несложные. Широкий круг родственных связей проявляется и в их национальном обычае: возвращаясь из дальней поездки, принято привозить подарки для многочисленных родственников. Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработанные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой поддерживать правую. Представители народов Средней Азии очень тяжело переживают оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуждаются, идут на конфликты. Зато очень высоко ценят спокойный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение к ним, хорошее отношение к своим национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искусству. При немалом внешнем и психологическом сходстве эти народы тем не менее имеют много самобытных черт. Например, у узбекского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напряженному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся преимущественно разведением лошадей и овец, более глубоко знали все, что было связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветливость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формированию у них значительной сдержанности в общении и взаимодействии с незнакомцами, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.
Оцените определение:

Источник: Этнопсихологический словарь

Найдено рефератов по теме НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чу

Николаева С.Ю.
В статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей с точки зрения целостно-функционального подхода, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте ее этнической принадлежности. Проанализированы структурные образования общительности и найдена специфика и устойчивость связей между установочно-целевым, мотивационно-смысловым, регуляторно-динамическим и рефлексивно-оценочным компонентами индивидуальности. Сделана попытка детализировать информацию о стремлении и готовности субъекта к реализации общения, специфики и продуктивности коммуникативного поведения личности в аспекте ее этнопсихологической принадлежности.
Скачать PDF

Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чуваш

Кудинов Сергей Иванович, Николаева Светлана Юрьевна
В статье дан анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.
Скачать PDF

Особенности адаптации трудовых мигрантов из стран Средней Азии

Смирнова Светлана Витальевна
Представлены результаты исследования социально-психологических аспектов трудовой адаптации в России мигрантов из стран Средней Азии. Рассмотрены особенности адаптации мигрантов, трудоустроившихся в клининговой сфере. Исследованы представления работающих с ними менеджеров клининговых компаний об особенностях социально-психологической и трудовой адаптации и работоспособности мигрантов, представлены сравнительные характеристики адаптации и трудовой деятельности мигрантов различных этнических групп.
Скачать PDF

Поступок как «Ядро» нравственного выбора в народной философии

Сафина Гульнара Минсеитовна
Раскрывается содержание понятия «поступок» в контексте морального выбора. Доказывается, что в поступке сосредоточена глубокая нравственная семантика, диалектика противоречия объективного и субъективного, сущего и должного, мотива и результата.
Скачать PDF

Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества коренных народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна
Представлено феноменологическое исследование трудных ситуаций в жизни юношей и подростков коренных народов Сибири. Проблема трудных ситуаций рассматривается с позиций принципов постнеклассической психологии. Приводится анализ смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, установок по отношению к особенностям их влияния на человека и пути совладания с трудными ситуациями.
Скачать PDF

Родительские наставления как один из факторов формирования копинг-стратегий юношества народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Мещерякова Эмма Ивановна
Рассматривается связь родительских наставлений с особенностями представлений о трудных ситуациях, характером совладающего поведения и личностными копинг-ресурами юношей (старшеклассников и студентов) различных этносов Сибири (алтайцев, хакасов, русских, шорцев, бурят, татар). Выявлено, что родительские наставления как экспликация семейных ценностей являются одним из факторов формирования копинг-стратегий и личностных ресурсов подростов и юношества народов Сибири. При этом обнаруживается две тенденции в интериоризации совладающего поведения.
Скачать PDF

Становление педагогики народного художественного творчества в русле развития отечественной гуманисти

Калантарян Любовь Алексеевна
К середине XIX века возросший интерес общества к проблемам народного образования стимулировал переход от государственной педагогики к общественной. Обозначились основные течения в отечественной гуманистической педагогике (абстрактный, практический и универсальный гуманизм). Приоритетное значение получают идеи гуманизации народного образования, обосновываются основные задачи русской народной школы. В сфере народного просвещения находят широкое применение и идеи народной педагогики, народного воспитания.
Скачать PDF

Взаимосвязь представлений молодежи об успешном человеке с содержанием народных сказок (на примере та

Браун О. А., Русакова Н. Н.
В статье описываются результаты исследования представлений современной молодежи об успешном человеке. Делается сравнительный анализ особенностей этих представлений на примере этнических групп татар и чувашей. Анализируется взаимосвязь современных социальных представлений об успешном человеке и более ранних коллективных представлений, зафиксированных в народных сказках.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагоги

Батарчук Дмитрий Сергеевич
Рассматривается проблема развития поликультурной личности средствами народной педагогики актуализируется процесс психолого-педагогического сопровождения, реализация которого основана на принципах этнотолерантности, межкультурного диалога, учета национальных особенностей субъектов полиэтнической образовательной среды.
Скачать PDF

Психотерапевтические аспекты воспитания в народной педагогике адыгов

Кубашичева Люба Нануовна
Скачать PDF

Тендерные и возрастные различия в копинг-стратегиях юношей народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Залевский Генрих Владиславович, Мещерякова Эмма Ивановна
В данной статье приводятся результаты анализа исследования тендерных различий в копинг-стратегиях подростков и юношей различных национальностей Сибири (алтайцев, хакасов, татаров, бурят, шорцев, русских) с учетом возрастного фактора. Исследовательская модель предполагала два этапа анализа информации: по тендерному критерию на первом этапе анализировалась общая выборка подростков и юношей (количество респондентов 471), на втором этапе был проведен сравнительный анализ подростков и юношей различных национальностей Сибири по возрастному и тендерному критерию. В исследовании были получены доказательства о существовании реальных тендерных и возрастных различий как по использованию базовых копинг-стратегий, так и по характеристикам когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер в копинг-стратегиях, хотя в представлениях о трудных ситуациях и способах совладания у юношей и девушек обнаружилась одновекторная интенциональность.
Скачать PDF

Личностная готовность к инновационному поведению молодежи народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Баланев Дмитрий Юрьевич, Мацута Валерия Владимировна, Щёткина Наталья Николаевна, Таскина Ирина Анатольевна, Фрокол Анна Семеновна
Представлены данные о личностной готовности к инновационному поведению молодежи народов Сибири, поднята проблема этнокультурных детерминант жизнестойкости и готовности к изменениям как определяющих компонентов инновационного потенциала личности, выявлены этнокультурные ресурсы и дефициты в становлении инновационного потенциала молодежи народов Сибири.
Скачать PDF