НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Предыдущий термин:
НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Следующий термин:
НАРОЖДАЮЩИЙСЯ

Содержание:

Найдено 1 определение:

НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

это представители узбекской, таджикской, туркменской, казахской и киргизской национальности (см. "Казахи", "Киргизы", "Таджики", "Туркмены", "Узбеки"), населяющие территорию современной Средней Азии. Исследования ученых разных стран показывают, что Средняя Азия была одним из центров, где проходило становление мировой цивилизации. Вместе с тем всего каких-то сто лет назад ее народы жили в большинстве своем в условиях патриархально-феодальных отношений, пронизанных средневековыми традициями, обычаями, религиозными нормами права и суда, межплеменной враждой. Представители народов Средней Азии наделены: - практическим складом ума, рациональным образом мышления, для которых не свойственны отвлеченные суждения, оперирование абстрактными понятиями; - слабо выраженной внешней эмоциональностью, сдержанным темпераментом, спокойствием и рассудительностью ; - способностью стойко переносить физические страдания, неблагоприятные погодные и климатические условия; - высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим; - определенной степенью замкнутости в своих национальных группах, особенно в начальный период знакомства, общения и взаимодействия с другими людьми, настороженным отношением к представителям других национальностей. Природно-климатические условия были одним из факторов, сформировавшим этнопсихологические характеристики народов Средней Азии. Многие их поколения, как и другие люди, живущие в жарких и засушливых районах земного шара, накопили большой опыт приспособления к экстремальным климатическим условиям. Традиционная одежда, особое жилье, веками выработанный уклад жизни и отношения к ней - все это позволяет теперь уже успешно жить и действовать в привычных обстоятельствах. Такая адаптация предполагает размеренную, неторопливую жизнь, неспешную, а то и вялую в условиях высокой жары работу. Человек размеренно орудует мотыгой, устав, уйдет в тень, сядет под дерево, выпьет чашечку зеленого чая, отдохнет и продолжает свое занятие. Так трудились веками. Подобные традиции, сохранившиеся и сегодня, оказывают определяющее влияние на поведение и поступки людей. У большинства представителей Средней Азии преобладает слабая степень выражения эмоций и чувств. В основном это люди флегматического и сангвинического темпераментов. Они медленнее, чем другие народы, осмысливают жизненные и профессиональные задачи, которые возникают в процессе деятельности. Однако когда цель усвоена, она становится неотъемлемым руководством к действию. Представители этих национальностей стараются добросовестно выполнять свои служебные обязанности. Вместе с тем, если ослабляется контроль за их деятельностью, они могут допускать поблажки себе и своим землякам. В их среде исследователями отмечается пониженная общественно-политическая активность в составе многонационального коллектива. Многие особенности национальной психологии коренных народов среднеазиатского региона объясняются своеобразием свойственных им норм и правил общественной и культурной жизни. Так, у казахов, киргизов, туркмен, каракалпаков и части узбеков еще сильны родоплеменные связи. Принадлежность к кругу людей, связанных кровными узами, налагает на них большие обязанности. Например, считается естественным помогать родственникам даже тогда, когда они не правы, защищать их, даже если они совершили общественные проступки. Когда один из родственников занимает руководящую должность, он почти всегда стремится создать себе окружение из своих самых близких ему людей. Большую силу имеют также земляческие узы. Если представители этих наций оказываются за пределами своего региона, они обычно держатся сплоченной группой, причем последняя может формироваться не только по национальному, но и по религиозному признаку. Огромное значение в социально-психологическом становлении молодежи в настоящее время в Средней Азии играет ислам, который, как известно, возник в Аравии и насаждался среди других народов с большой жестокостью. Его укоренению в Среднеазиатском регионе способствовало то обстоятельство, что вероучение ислама простое, обязанностей у верующих немного, а ритуалы при этом очень несложные. Широкий круг родственных связей проявляется и в их национальном обычае: возвращаясь из дальней поездки, принято привозить подарки для многочисленных родственников. Народам Средней Азии испокон веков свойственно уважение к старшим. В обращении к ним особенно соблюдаются выработанные веками жесты, подчеркивающие учтивость. Например, когда младший подает старшему что-либо, то должен левой рукой поддерживать правую. Представители народов Средней Азии очень тяжело переживают оскорбления, в том числе словесные, особенно нецензурную брань. В таких обстоятельствах они, как правило, сильно возбуждаются, идут на конфликты. Зато очень высоко ценят спокойный тон других людей, их высокую культуру и спокойную манеру речи, а также доверие, уважение к ним, хорошее отношение к своим национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе и искусству. При немалом внешнем и психологическом сходстве эти народы тем не менее имеют много самобытных черт. Например, у узбекского народа, который на протяжении многих веков занимался в основном земледелием и торговлей, выработались бережливое отношение к земным богатствам и приспособленность к напряженному труду. Казахи и киргизы, издревле занимавшиеся преимущественно разведением лошадей и овец, более глубоко знали все, что было связано с потребностями пастбищного скотоводства. В результате широких экономических связей с другими народами у узбеков выработались общительность, вежливость, приветливость. Кочевой же образ жизни казахов и киргизов, их постоянное пребывание вдали от других людей способствовали формированию у них значительной сдержанности в общении и взаимодействии с незнакомцами, в выражении своих даже самых искренних и горячих чувств.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чу

Николаева С.Ю.
В статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей с точки зрения целостно-функционального подхода, раскрываются специфические особенности общительности как
Читать PDF

Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чуваш

Кудинов Сергей Иванович, Николаева Светлана Юрьевна
В статье дан анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.
Читать PDF

Особенности адаптации трудовых мигрантов из стран Средней Азии

Смирнова Светлана Витальевна
Представлены результаты исследования социально-психологических аспектов трудовой адаптации в России мигрантов из стран Средней Азии.
Читать PDF

Народное образование как показатель социокультурной ситуации в истории среднеазиатского общества

Сафаралиев Бозор Сафаралиевич
Автор анализирует состояние образования в Таджикистане во второй половине XIX - начале XX в.
Читать PDF

Народное образование как показатель социокультурной ситуации в истории среднеазиатского общества

Сафаралиев Бозор Сафаралиевич
Автор анализирует состояние образования в Таджикистане во второй половине XIX - начале XX в.
Читать PDF

Проекты реформирования средней образовательной школы Министерством народного просвещения России (на

Купинская Е.В.
Автор рассматривает содержание проектов реформирования средней общеобразовательной школы в конце XIX начале XX вв.
Читать PDF

Проект реформы средней школы Министерства народного просвещения правительства А. В. Колчака направле

Кальсина Алла Алексеевна
Сегодня в поле многопартийности возникает потребность в более широком осмыслении роли народного образования в эпоху социальных трансформаций.
Читать PDF

Проект реформы средней школы Министерства народного просвещения правительства А. В. Колчака направле

Кальсина Алла Алексеевна
Сегодня в поле многопартийности возникает потребность в более широком осмыслении роли народного образования в эпоху социальных трансформаций.
Читать PDF

К вопросу об «Эволюции религиозного сознания человека Средней Азии с древности до XVII В. »

Иванов П.В.
The article contains a critique of O.P. Zhalmenova's interpretation of the issue in the book The Person in History: Different Images published 2001 by Tambov University Press.
Читать PDF

А. К. Магницкий - деятель народного просвещения среднего Поволжья второй половины XIX века

Хуснутдинова Чувашский Государственный Педагогический Университет Им. И. Я, Яковлева
Не только теория, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей приобщения нерусских народов к многовековой культуре русского народа при помощи широкого образования и доведения их до такого
Читать PDF

А. К. Магницкий - деятель народного просвещения среднего Поволжья второй половины XIX века

Хуснутдинова Чувашский Государственный Педагогический Университет Им. И. Я, Яковлева
Не только теория, но и педагогическая практика нуждается в реализации идей приобщения нерусских народов к многовековой культуре русского народа при помощи широкого образования и доведения их до такого
Читать PDF

Поступок как «Ядро» нравственного выбора в народной философии

Сафина Гульнара Минсеитовна
Раскрывается содержание понятия «поступок» в контексте морального выбора.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!