НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Предыдущий термин:
НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ

Следующий термин:
НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Содержание:

Найдено 1 определение:

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

представители коренных народов Северного Кавказа - наиболее сложного в этническом, религиозном и языковом отношении региона России, включающего в себя большое количество национально-территориальных образований. Вместе с тем здесь, в частности, прослеживается большое культурное единство, с одной стороны, между адыгами (адыгейцами, кабардинцами и черкесами), и между ними и осетинами, балкарцами, карачаевцами, с другой стороны. Многочисленные народы Дагестана (аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, табасараны, ногайцы, рутильцы, агулы и др.) имеют свою самобытную культуру и общие психологические особенности, что позволяет выделить Дагестан в особый регион, к которому примыкают Чечня и Ингушетия, представители которых относятся, в свою очередь, к вайнахам и имеют много сходного в культуре и психологии. Определенные общность и своеобразие социально-экономических, политических и исторических условий: развития, образа жизни, культуры привели к формированию типичных черт социального и национально-психологического облика представителей Северного Кавказа. Данные этнографических, социально-психологических и социологических исследований показывают, что они наделены: - высоко развитым обостренным чувством нацио нальной гордости,самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, способствующим поддержанию родовой сплоченности и ответственности; - главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самовыражению и самопрезентации; - большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, осебенно в тех, которые индивидуально предпочтительны и выгодны; - подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности; - достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка; - стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку. В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Северного Кавказа заметна тенденция к образованию микрогрупп не только по национальному признаку, но и по принадлежности к коренным народам Кавказа вообще. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах. В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось, по сути дела, в национальную особенность и постоянную потребность. Дети на Кавказе (мальчики в особенности) почти не подвергаются наказаниям, растут самостоятельными в условиях минимума запретов. На Кавказе популярны у всех народов национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также сложившаяся своеобразная народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, постоянную готовность к отпору, активность. Такие качества представителей различных народов Северного Кавказа позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности. Весьма своеобразно и понимание старшинства на Кавказе. Безоговорочное уважение и подчинение старшим вместе с тем проявляется дифференцированно. Если его жители считают, что те или иные распоряжения руководителей других национальностей в многонациональном коллективе задевают их достоинство и самолюбие, не учитывают их национальных традиций, то они способны воспротивиться выполнению их указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Кавказа быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными и сослуживцами.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено научных статей по теме — 12

Невербальные компоненты традиционного общения народов Северного Кавказа

Ногерова Марьям Татуевна
Невербальные компоненты поведения играют важную роль в формировании стереотипных представлений о личности как субъекте общения. Данное исследование направленно на изучение невербальных компонентов традиционного общения народов Северного Кавказа. Анализ этноспецифических компонентов невербального поведения осуществлен в русле индикативного и сравнительного подходов.
Скачать PDF

Особенности черт и структуры темперамента у юношей и девушек - представителей народов Кавказа (на пр

Савченков Ю.И., Шилов С.Н., Бардецкая Я.В.
Наибольшей статичностью из всей совокупности психологических особенностей, характеризующих этнос, обладает психический склад, включающий национальный характер, национальный темперамент и специфические особенности направленности личности. В данной работе изучены особенности проявления свойств темперамента и дана его типологическая характеристика у студентов в возрасте от 17 до 22 лет (387 респондентов), национальность которых относится к кавказской и славянской этническим группам. С помощью опросника для изучения формально-динамических свойств индивидуума, разработанного В.М. Русаловым, показано, что студенты двух красноярских вузов, относящиеся к представителям народов Кавказа, проявляют бόльшую эмоциональность и несколько меньшую активность в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сферах деятельности, по сравнению с представителями славянской группы. У кавказских девушек значимо больше лиц с высокоэмоциональным высокоактивным и высокоэмоциональным среднеактивным типами темперамента (по классификации В.М. Русалова). Почти половина кавказских юношей и девушек проявляют свойства среднеэмоционального среднеактивного типа темперамента; у славян к этому типу относится лишь каждый третий. Таким образом, результаты исследования подтверждают связь темперамента с индивидуальными различиями в поведенческих реакциях и реактивности физиологических систем организма.Of all psychological features characterizing an ethnic group, mental make-up, which includes national character, national temperament and peculiarities of personality orientation, is the most static one. This paper presents a typological characteristics of temperament traits and studies how they are manifested in 17-22-year-old students (387 respondents) belonging to the Caucasian and the Slavic ethnic groups. Using the Questionnaire of Formal-Dynamic Properties of Individuality developed by V.M. Rusalov, we showed that students of Caucasian ethnicities from two Krasnoyarsk universities are more emotional and somewhat less active in the psychomotor, communicative, and intellectual spheres compared to the Slavic group. Among Caucasian girls there are significantly more individuals with the highly emotional highly active and highly emotional medium-active types of temperament (Rusalov’s classification). Almost half of the Caucasian boys and girls display the traits of the medium-emotional medium-active type of temperament. In contrast, only one in three Slavic respondents demonstrate this type of temperament. Thus, the results confirm the recent suggestions that temperament is linked with individual differences in behavioural response and reactivity of the body’s physiological systems.
Скачать PDF

Правововое сознание молодежи Северного Кавказа

Османова Наида Магомедсаидовна
В статье представлены общие результаты эмпирического исследования особенностей правового сознания дагестанской и чеченской студенческой молодежи. Для сравнения используются данные русских студентов, полученные на московской выборке.
Скачать PDF

Феноменология правового и морального самосознания молодежи Северного Кавказа в первой четверти XXI в

Османова Наида Магомедсаидовна
В данной статье описываются методы, методология и результаты особенностей правового и морального самосознания молодежи в традиционных обществах. Проводится сравнительный кросс-культурный анализ результатов, полученных на молодежных выборках Дагестана, Чечни и города Москвы. Результаты эмпирического исследования дают представление о содержании правовых и моральных ценностей разных культур, что позволяет в дальнейшем строить адекватную социальную политику в Северо-Кавказском регионе и строить программы воспитания и формирования соответствующих сфер сознания.
Скачать PDF

Этническая идентичность представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательном учр

Белянкина Валентина Александровна, Ермолаева Мария Викторовна
В данной статье описывается проблема необходимости более глубоко исследовать проблемы адаптации представителей Северо-Кавказского региона, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, к новым этнокультурным условиям. Авторами раскрывается понятие этнической идентичности, фазы этнической идентификации. Также изложены основные результаты, полученные в ходе эмпирического исследования типов этнической идентичности курсантов. Актуализируется целесообразность методических разработок, направленных на изучение этнической идентичности и ее особенностей.
Скачать PDF

Северный Кавказ: ислам в деле воспитания молодежи

Койчуев А.А.-Дж.
Скачать PDF

Организация работы с сотрудниками, осуществлявшими контртеррористические мероприятия в Северо-Кавказ

Шакирова Т.Г.
Скачать PDF

Поступок как «Ядро» нравственного выбора в народной философии

Сафина Гульнара Минсеитовна
Раскрывается содержание понятия «поступок» в контексте морального выбора. Доказывается, что в поступке сосредоточена глубокая нравственная семантика, диалектика противоречия объективного и субъективного, сущего и должного, мотива и результата.
Скачать PDF

Феноменология трудных ситуаций в жизнедеятельности юношества коренных народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна
Представлено феноменологическое исследование трудных ситуаций в жизни юношей и подростков коренных народов Сибири. Проблема трудных ситуаций рассматривается с позиций принципов постнеклассической психологии. Приводится анализ смыслового содержания трудных ситуаций, сфер и частоты их встречаемости, установок по отношению к особенностям их влияния на человека и пути совладания с трудными ситуациями.
Скачать PDF

Родительские наставления как один из факторов формирования копинг-стратегий юношества народов Сибири

Бохан Татьяна Геннадьевна, Галажинский Эдуард Владимирович, Мещерякова Эмма Ивановна
Рассматривается связь родительских наставлений с особенностями представлений о трудных ситуациях, характером совладающего поведения и личностными копинг-ресурами юношей (старшеклассников и студентов) различных этносов Сибири (алтайцев, хакасов, русских, шорцев, бурят, татар). Выявлено, что родительские наставления как экспликация семейных ценностей являются одним из факторов формирования копинг-стратегий и личностных ресурсов подростов и юношества народов Сибири. При этом обнаруживается две тенденции в интериоризации совладающего поведения.
Скачать PDF

Межэтническая толерантность на Северном Кавказе: реалии и перспективы

Борисов Руслан Викторович
Рассматривается проблема межнациональных отношений на Северном Кавказе сегодня и возможное их развитие в перспективе. Исследование проведено на материале одного из северокавказских регионов Республики Дагестан
Скачать PDF

Становление педагогики народного художественного творчества в русле развития отечественной гуманисти

Калантарян Любовь Алексеевна
К середине XIX века возросший интерес общества к проблемам народного образования стимулировал переход от государственной педагогики к общественной. Обозначились основные течения в отечественной гуманистической педагогике (абстрактный, практический и универсальный гуманизм). Приоритетное значение получают идеи гуманизации народного образования, обосновываются основные задачи русской народной школы. В сфере народного просвещения находят широкое применение и идеи народной педагогики, народного воспитания.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!