НАРОДНОСТЬ

Предыдущий термин:
НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ

Следующий термин:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Содержание:

Найдено 2 определения термина НАРОДНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

НАРОДНОСТЬ

термин, применявшийся в русской науке и русском языке для обозначения принадлежности к народу (этносу). С начала 50-х гг. он стал употребляться для обозначения видов этноса, характерных для раннеклассовых обществ и находящихся по форме своего развития между племенами и нациями. Появление Н. связывалось со смешением (см.: Миксация) и консолидацией племенных групп в период сложения ранних государств. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций - древнеегипетской, шумерской и др. В Европе сложение Н., в большинстве своем дающих начало современным европейским этносам, началось с конца эпохи Великого переселения народов. На территории России его начало приходится на конец IX-X вв. Н. часто складывались из разноязычных компонентов, один из которых подвергался ассимиляции и входил в складывающийся этнос в качестве составляющей части. Так, при формировании древнерусской народности наряду со славянскими племенами участвовали балтские и угро-финские. Из разнородных компонентов в процессе сложения Н. на основе политического объединения в рамках единого государства возникала хозяйственная и культурная (языковая, религиозная и др.) общность. При этом вошедшие в Н. компоненты могли долго сохранять этническую специфику в качестве субэтнических групп. Этническое самопознание часто вытеснялось чувством единства государственной принадлежности. Однако утрата государственного единства (напр., в период феодальной раздробленности) могла не приводить к распаду Н. Так, древнерусская Н. сохранила свое единство после распада Киевской Руси, при развитии своеобразия составлявших ее частей в пределах самостоятельных княжеств. В дальнейшем часть Н. преобразовалась в нации, другие сохранились в виде этнических меньшинств, как, например, в Российской империи коренные этносы Севера, Сибири, Поволжья и др. В последние годы обострилась дискуссия о правомерности выделения Н. в качестве исторического типа этноса. В западной научной литературе термина, соответствующего понятию Н., не существует.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Народность

это исторически сформировавшаяся языковая, эконом., территориальная и культурная общность людей. Н. исторически следует за родоплеменной общностью, формируется в процессе консолидации, слияния племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями, появления и развития классов. Н. обычно складывается из неск. племен, близких по своему происхождению и языку. Напр., древнерусская Н. состояла из племен древлян, вятичей, вислян, кривичей, полян. Для Н. характерна замена кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков - единым языком наряду с существованием ряда диалектов. В ходе усиления связей между племенами язык одного из них превращается в общий для Н. Существует точка зрения, что таким общим языком чаще всего становится язык более многочисленного или более развитого этнич. компонента. Каждая Н. имеет свое собирательное название и внутри нее возникают элементы общей культуры. А. Налчаджян обращает внимание на то, что по сравнению с племенем или племенными союзами людей в народности связывают уже не столько родственные и брачные отношения, сколько полит. институты, государство. В структуре Н. образуются обществ. классы. Находясь в составе государства, разные этносы подчиняются одинаковым законам, воспринимают общие представления и символику и участвуют в общегос. делах.Такая общность, как Н., типична для рабовладельческого (древнегреч., древнеегип. и др.), и феодального строя (древнерус., фр. и др.). В период формирования капиталистических отношений народности превращаются в нации, но не все. В колониях, как правило, процесс консолидации народности задерживался. Иногда народности не преобразуются в нации гл. о. из-за своей малочисленности. Лит.: Налчаджян А. А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). М., 2004; Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М., 1989. С. 388. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 3

Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чу

Николаева С.Ю.
В статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей с точки зрения целостно-функционального подхода, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте ее этнической принадлежности. Проанализированы структурные образования общительности и найдена специфика и устойчивость связей между установочно-целевым, мотивационно-смысловым, регуляторно-динамическим и рефлексивно-оценочным компонентами индивидуальности. Сделана попытка детализировать информацию о стремлении и готовности субъекта к реализации общения, специфики и продуктивности коммуникативного поведения личности в аспекте ее этнопсихологической принадлежности.
Скачать PDF

Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чуваш

Кудинов Сергей Иванович, Николаева Светлана Юрьевна
В статье дан анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.
Скачать PDF

Культурологический анализ представлений о пространстве у людей разных народностей

Панкова Светлана Юрьевна
Для любой цивилизации, если её рассматривать в русле культурноисторического подхода, характерны пространственно-временные характеристики, отражающие глубокую взаимосвязь культуры с соответствующим «месторазвитием» или ландшафтом. Цивилизация и задаёт пределы вариативности временных ритмов. Время дано нам в наблюдении за процессами изменения окружающей нас действительности и требует анализа. Пространственные представления начинают формироваться в раннем детстве и присутствуют в сознании на уровне образов-представлений. На высшем уровне познания пространство начинает включаться человеком в систему представлений человека о мире. Цель исследования раскрыть уровневую структуру представлений о пространстве и выявить, в какой мере культурные и географические факторы отражаются на смысловой сфере людей разных народностей. Гипотеза исследования: мы предположили, что представления людей о пространстве имеют системное (уровневое) строение; на формирование представлений о пространстве оказывают влияние как географические факторы (замкнутое пространство острова Сахалин и, наоборот, открытое пространство казахских степей) особенности территории, на которой исторически проживает этнос, так и особенности культуры и философии этноса.
Скачать PDF

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!