Народное творчество словесное

Найдено 1 определение
Народное творчество словесное
основано на главенстве слова в системе средств художественной выразительности, взаимосвязано с мимикой и жестом, соответствует словесному фольклору: прозаическому и поэтическому. Словесный фольклор классифицируется по родам (эпический, лирический, драматический) и по жанрам. Для педагогики творчества очень важен жанр сказки. Традиционные сказки подразделяется на сказки о животных, волшебные, бытовые, также выделяют по содержанию богатырские (героические), сатирические, а по особенностям структуры новеллистические, кумулятивные сказки. Разнообразное создание вариантов жанровых разновидностей сказок является одним из важных методов педагогики творчества. Большую роль в ней играют и малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, приговорки.
Наибольшей мудростью в малой прозе обладают пословицы, являющиеся самостоятельным суждением, «приговором» над определенными жизненными явлениями. В сжатой форме пословицы подытоживают наблюдения, определяют характерное, в них делается вывод, который может быть применен для аналогичного явления или события. В пословицах обобщается трудовой и социальный опыт людей. Тематика пословиц разнообразна. Наиболее употребительны пословицы о труде как основе жизни («Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Упорство и труд все перетрут»). Пословицы характеризуют отношение человека к природе, свойственные ему черты, взаимоотношения между людьми, исторические события. Ярче, чем в любом другом жанре фольклора в пословицах выражено поучение и мораль («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут»). Ф И Буслаев в книге «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» писал: «В пословицах выразились представления народа о поведении и правилах обращения со словом, проявившиеся в логике, этике, общем мировоззрении народа». Пословицы часто используются в произведениях художественной литературы, а некоторые литературные цитаты становятся пословицами и поговорками (так, множество примеров можно найти в «Горе от ума» А. С. Грибоедова: «Ну, как не порадеть родному человечку», «Сон в руку» и т. д.).
Учат мудрости и народные загадки, ими испытывают человеческий ум. Загадки афористичны. Они построены на иносказании, метафоре, аллегории. В них часто сопоставляются два предмета, явления природы, живые существа, которые могут быть далеки друг от друга, но между ними надо найти связь, чтобы разгадать загадку. В древности загадки были связаны с обрядами семейно–родового круга, с инициациями. Мотив испытания мудрости героя в особо важные моменты встречается во многих эпических жанрах (мифах и сказках, легендах и балладах). Загадки активизируют познавательную деятельность, формируют логическое мышление, развивают сообразительность и наблюдательность. В целом в малых формах фольклора ярко выражена дидактическая функция. В педагогике творчества используются творческие игры с пословицами, загадками, скороговорками, создаются свои варианты, толкования, ассоциативные ряды. (Афанасьева А. Б.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014