НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

Найдено 1 определение:

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о "должном",нравственном поведении; 2) характеристика знаний и способностей человека, обладающего большим умом и имеющего талант учителя. Как категория этнопедагогики и этнопсихологии Н.п.м. выступает в качестве собирательного понятия, адекватно соотносящегося с такими понятиями, как "народная мудрость воспитания", "педагогическая мудрость". Это прежде всего связано с принадлежностью этого феномена к классу наиболее широких народных, этико-педагогических явлений и процессов, отражающих глубину и значимость воспитательных взаимодействий представителей определенной этнической общности. В процессе формирования и закрепления Н.п.м. как бы проходит через процедуру обобщения: отличающиеся особой устойчивостью и направляемые усилиями людей (стремящимися сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений этико-педагогические и социально-психологические нормы, заповеди, наставления) формы поведения закрепляются, совершенствуются и принимаются в качестве установок, правил или нормативов, свойственных духовному, социокультурному опыту и знаниям всего народа. Среди наиболее известных и применяемых форм выражения Н.п.м. можно выделить "малые" жанры фольклора, прежде всего народные пословицы, имеющие ярко выраженный назидательно-дидактический и психологический смысл. Как личностная характеристика. Н. п. м. выступает как качество личности, приобретенное ею в процессе накопления социокультурного и национального опыта, знаний, и определяющееся нравственными установками и духовно-ценностной средой проживания индивида. В этом смысле Н. п. м. имеет своего "автора"- носителя данной мудрости. Это может быть коллективный орган - "совет старейшин" или отдельный человек, обладающий ясным умом и знаниями народной жизни, пользующийся большим уважением и авторитетом среди людей данной общности (вождь племени). Про таких людей говорят - "мудрый человек". Именно в них, больше чем в других людях, сфокусированы опыт и знания народа по воспитанию новых поколений, а также практические умения и навыки воплощения и передачи этого опыта и этих знаний своим ученикам своему окружению. Память о носителях народной педагогической мудрости передается от поколения к поколению, становясь памятью-символом.
Оцените определение:

Источник: Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Древнерусская мудрость как источник отечественной психологической мысли

Гуменская Ольга Михайловна
В Древней Руси (X-XVII вв.) находилось в обращении большое количество произведений, где решались психологические вопросы (происхождение и сущность души, свойства ума, устройство органов чувств, возрастные и индивидуальные различия в психике, людей, проблема характера, происхождение сновидений и др.), представленных как переводными сочинениями, так и творениями отечественных авторов, вошедшими в учебник по психологии, медитативными наставлениями древнерусских подвижников; разнообразными сочинениями древнерусской педагогической и этической мысли; натурфилософскими сочинениями, народными преданиями, а также произведениями художественной культуры.
Скачать PDF

Народная культура в процессе реабилитации детей-инвалидов

Николаев В.А.
В статье дана характеристика эмоционального развития детей с ограниченными возможностями. Обоснована возможность использования средств русского фольклора в реабилитационной работе с этими детьми. Раскрыты основные направления программы по использованию фольклора в реабилитационной работе с детьми-инвалидами в летнем лагере.
Скачать PDF

«Мудрость силы» подростков

Белик В.А., Павлов А.С., Лавренчук А.А., Годлевский П.В., Кущ И.В.
В работе рассмотрен социально-психологический механизм становления несовершеннолетних на преступный путь, личностные особенности правонарушителей, специфика взаимодействия их с социальной средой. Намечены пути дальнейшего совершенствования теории и практики предупреждения антиобщественного поведения подростков. Использованы различные методики: тест школьной тревожности Филипса; тест опросник Шмишека; определение направленности личности; методика «Изучение ведущих мотивов учения»; тест К. Томаса «Диагностика тактики поведения в конфликтной ситуации».
Скачать PDF

Мудрость – свойство пожилых и адаптированных?

Мехтиханова Наталья Николаевна, Смульсон Марина Лазаревна
Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме – психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и адаптации, мудрости и возраста с помощью специально разработанного опросника на выявление уровня мудрости. Показано, что мудрость способствует успешной адаптации, в то время как возраст однозначно не связан с уровнем мудрости.
Скачать PDF

О ВЗАИМОСВЯЗИ МУДРОСТИ И УСПЕШНОСТИ

Мехтиханова Наталья Николаевна, Смульсон Марина Лазаревна
Статья посвящена новой для отечественной науки проблеме психологии мудрости. К настоящему времени в зарубежной психологии выполнено немало исследований по данной теме. В российской психологии практически отсутствуют эмпирические работы по психологии мудрости. В статье приводятся результаты изучения взаимосвязи мудрости и успешности личности, мудрости и решения проблемных ситуаций. Эмпирическое исследование выполнено с помощью авторских методик. Установлено, что мудрость способствует успешности в возрасте 20-30 лет. Выявлено, что мудрость связана с решением внутренних ситуаций проблемности и обусловливает те субъективные оценки ситуаций проблемности, которые связаны с общей компетентностью в работе с ними. Показано, что характеристиками мудрого человека в контексте его успешности выступают ответственность за необходимость разрешения проблемной ситуации и умение видеть и прогнозировать саму проблемную ситуацию. Полученные материалы в ряде характеристик мудрости согласуются с данными исследований зарубежных ученых. Вместе с тем результаты работы характеризуют мудрость в контексте восприятия и оценки ситуаций проблемности, что в зарубежной науке не изучалось.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра

Богданова Валентина Николаевна
В статье предпринята попытка обоснования деятельности специалистов ППМС-центра в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития, рассмотрены наиболее эффективные формы такого сопровождения, включающие работу с детьми, родителями, педагогами в учреждениях различных типов и видов: школ, комплексов «детский сад начальная школа». Статья будет полезна учителям, воспитателям, специалистам коррекционно-развивающего обучения. The author of the paper makes an attempt to justify the activity of specialists in a centre for psychological, medical and social support of children with mental retardation. The paper covers the most effective forms of this support including the work with children, parents, teachers in institutions of various types: schools, "kindergarten primary school" complexes. The paper will be of use for teachers, tutors and specialists in correctional-developing training.
Скачать PDF

Педагогическая технология развития социально значимых качеств у студентов военной кафедры вуза в про

Панчишко О.С.
Скачать PDF

Способности в психолого-педагогической науке

Хубиева Зарима Юсуфовна
В статье рассматриваются основные проблемы и методические подходы, которые выступили в качестве основания для развития психологии способностей как одной из отраслей психологической науки, а также взгляды отечественных психологов и педагогов на проблему способностей. The article touches upon the basic problems and methodological ways, which are considered as foundations for development of psychological abilities as one of the branch psychological science. The author also studies the views of Russian psychologists and educational specialists on the problem of abilities.
Скачать PDF

Модели взаимовлияния педагогической и детской культуры

Врублевская Елена Геннадьевна
Рассматриваются противоречивые тенденции современного образования, выражающиеся в отчуждении образования от детства как основного субъекта построения и развития образования на началах гуманитаризации. Пути решения проблемы видятся в практике реализации моделей взаимовлияния педагогической и детской культуры, стимулирующих и поддерживающих самореализацию, самоопределение субъектов детской культуры как ценностностное и регулирующее основание педагогического взаимодействия. Автором даются как наиболее общие, сущностные характеристики всех моделей, так и конкретная характеристика каждой модели.
Скачать PDF

Педагогическая технология военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи с использованием с

Прилюдько И.А.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: