НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

Найдено 1 определение
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о "должном",нравственном поведении; 2) характеристика знаний и способностей человека, обладающего большим умом и имеющего талант учителя. Как категория этнопедагогики и этнопсихологии Н.п.м. выступает в качестве собирательного понятия, адекватно соотносящегося с такими понятиями, как "народная мудрость воспитания", "педагогическая мудрость". Это прежде всего связано с принадлежностью этого феномена к классу наиболее широких народных, этико-педагогических явлений и процессов, отражающих глубину и значимость воспитательных взаимодействий представителей определенной этнической общности. В процессе формирования и закрепления Н.п.м. как бы проходит через процедуру обобщения: отличающиеся особой устойчивостью и направляемые усилиями людей (стремящимися сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений этико-педагогические и социально-психологические нормы, заповеди, наставления) формы поведения закрепляются, совершенствуются и принимаются в качестве установок, правил или нормативов, свойственных духовному, социокультурному опыту и знаниям всего народа. Среди наиболее известных и применяемых форм выражения Н.п.м. можно выделить "малые" жанры фольклора, прежде всего народные пословицы, имеющие ярко выраженный назидательно-дидактический и психологический смысл. Как личностная характеристика. Н. п. м. выступает как качество личности, приобретенное ею в процессе накопления социокультурного и национального опыта, знаний, и определяющееся нравственными установками и духовно-ценностной средой проживания индивида. В этом смысле Н. п. м. имеет своего "автора"- носителя данной мудрости. Это может быть коллективный орган - "совет старейшин" или отдельный человек, обладающий ясным умом и знаниями народной жизни, пользующийся большим уважением и авторитетом среди людей данной общности (вождь племени). Про таких людей говорят - "мудрый человек". Именно в них, больше чем в других людях, сфокусированы опыт и знания народа по воспитанию новых поколений, а также практические умения и навыки воплощения и передачи этого опыта и этих знаний своим ученикам своему окружению. Память о носителях народной педагогической мудрости передается от поколения к поколению, становясь памятью-символом.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999