Способы традиционного (народного) эмпирического врачевания, альтернативные научной медицине. Имеет четко выраженную этнологическую и национальную окраску. Многие виды Н. м. имеют многовековую историю, подтверждающую их положительный лечебный эффект.
Народная медицина
Народная медицина
Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА
совокупность передаваемых народом из поколения в поколение (в устной и письменной форме) эмпирических знаний о целительных средствах, а также лечебных и гигиенических приемов и практических методов, применяемых для распознавания, лечения и предотвращения болезней. Возникнув в первобытном обществе в качестве начального этапа развития медицины (формирующаяся медицина), народная медицина сохраняется как область традиционно-бытовой культуры в различных этнографических группах, главным образом в условиях низкого уровня обеспечения современной высококвалифицированной врачебной помощи. Случайно открытые средства или приемы устранения боли, остановки кровотечения, облегчения состояния путем вызывания рвоты и тому под. закреплялись в обычаях первобытного человека и постепенно составили народную медицину. В ее арсенал вошли лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; природные факторы (вода, воздух, солнце, минеральные воды, лечебные грязи), некоторые хирургические приемы (извлечение инородных тел, кровопускание). Земледельцы, скотоводы, охотники ввели в употребление лен и мох для перевязок; рыбий жир, лук и ягоды против цинги; бобровую струю, панты как тонизирующие средства. Целебным средством при многих болезнях издревле считался пчелиный мед (см. апитерапия). При лихорадках применяли полынь и кору хинного дерева, для лечения гнойных ран — подорожник, сырой и вареный лук, березовый сок и деготь. Опыт, приобретенный при винокурении, вымачивании луба, окраске шерсти, белении ткани, дублении кожи, явился источником применения в народной медицине дубителей в качестве вяжущего средства. В народной фармакопее появились чернильные орешки, кора ивы, осины, дуба, используемые для лечения мокнущих ран, язв, расстройств желудка и т. д. Средствами народной медицины лечилось подавляющее большинство населения Древней Руси. Из древнерусских обычаев, имеющих отношение к народной медицине, наибольшей популярностью пользовался обычай собирать лекарственные травы и цветы в ночь накануне летнего народного праздника — Дня Ивана Купалы, связанный с сохранившейся и поныне верой в высокую целебную силу трав, собранных именно в эту ночь. Народная медицина опирается на иррациональные приемы объяснения и лечения (заговоры, волховство, магия). Исходя из этого, народную медицину называют эмпирической медициной. Наряду с ведовством (ведуны и зелейники — представители эмпирической народной медицины применяли народные лекарственные средства и приемы лечения) в народной медицине Древней Руси было и второе направление — волхование (чародейство, шаманство), основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и амулетов. Волхвами и чародеями древние славяне называли лиц, обладавших, по мнению народа, способностью предсказывать будущее, лечить и насылать болезни и другие бедствия на людей. Из лечебных средств, применявшихся волхвами, известны «наузы» (амулеты, обереги) — чудодейственные навязи, привески, которые обычно носили на шее для предохранения от болезней. Они содержали заговоры, травы, коренья и иные снадобья, якобы имеющие целебную силу по отношению к той или иной болезни. С принятием христианства началась и на протяжении веков велась упорная, но мало эффективная борьба духовенства и светских властей с волхвами, продолжавшими заниматься лечением болезней, несмотря на запрещения и угрозы. В XVI–XVII вв. на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы. Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней. Его сутью являются различные магические действия: нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов, а также применение «симпатических средств» воздействия части на целое, подобного на подобное, передачи «влияния жизненных сил одного человека другому» и т. д. Эмпирическому направлению народной медицины на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы). Среди них выделялись рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др. Знания народной медицины со временем стали записываться и распространяться в виде специальных книг — травников, зелейников, лечебников, вертоградов. Таким образом, к отличительным чертам народной медицины относятся: 1) основополагающее значение эмпирических знаний и коллективного опыта, который передается из поколения в поколение в основном в устной форме; 2) универсальность и повсеместное распространение народной медицины; 3) способность к быстрому развитию и мобильность; 4) опора на иррациональные приемы врачевания (заговоры, нашептывания, снятие сглаза и т. п.); 5) отсутствие философского объяснения причин заболеваний. Несмотря на иррациональный характер народной медицины, многие ее средства, особенно природного происхождения, используются современной научной медициной. Развитие научной медицины сопровождалось изучением народного опыта. В России средства и методы народной медицины стали изучаться со второй половины XVIII в. Петербургской академией наук, университетами и научными обществами врачей с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и для обеспечения страны лекарственным сырьем. Сегодня в странах с ограниченными ресурсами и недостаточно развитыми системами здравоохранения, где проживает две трети населения мира, народная медицина продолжает пользоваться официальным признанием. Но и в тех районах мира, где население обеспечено современной медицинской помощью, она находит определенное применение. В 1976 г. в штаб-квартире ВОЗ была организована рабочая группа народной медицины, в задачи которой входила координация всей деятельности в данной области. Было предложено поощрять проведение многопрофильных исследований в области народной медицины с упором на лабораторные и клинические исследования эффективных лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. Народная медицина не свободна от суеверий и предрассудков, в ряде случаев в ней используются и вредные для здоровья средства, приемы, которые должны быть изучены с тем, чтобы успешнее бороться со знахарством и вести гигиеническое воспитание населения.