НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ
НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ
такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы, коллектива особую значимость. Условия деятельности становятся Н. с. тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные и т. д. Н. с. объединяет определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека, т. е. воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояния, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением, связью объективного и субъективного. Для формирования готовности к работе в условиях Н. с. целесообразно применять следующие методы и приемы: сокращение сроков для решения определенного учебного задания; решение задач при недостатке информации, наличии помех; введение в занятия неожиданных усложнений; проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения; постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных; создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной активности; постановка задачи, связанной с немедленным переходом к самостоятельным и организованным действиям. В Н. с. успешно действует тот, кто владеет собой, сохраняет самоконтроль.