НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ
НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ
НАПРУЖАНАЯ СІТУАЦЫЯ / TENSE SITUATION– такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, группы, коллектива особую значимость. Условия деятельности становятся Н. с. тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные и т. д. Н. с. объединяет определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека, т. е. воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное– это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное– состояния, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Особенности Н. с. определяются соотношением, связью объективного и субъективного. Для формирования готовности к работе в условиях Н. с. целесообразно применять следующие методы и приемы: 1) сокращение сроков для решения определенного учебного задания; решение задач при недостатке информации, наличии помех; 2) введение в занятия неожиданных усложнений; 3) проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сроков достижения; 4) постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных; 5) создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной активности; 6) постановка задачи, связанной с немедленным переходом к самостоятельным и организованным действиям. В Н. с. успешно действует тот, что владеет собой, сохраняет самоконтроль. Понятиями, близкими к Н. с., являются «критическая ситуация», «ситуация неопределенности», «стрессовая ситуация», «экстремальная ситуация». С. Л. Кандыбович