НАПРЯЖЕНИЕ В ГРУППЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Напряжение в группе
Одна из характеристик атмосферы в психотерапевтической группе, элемент групповой динамики. Н. в г. является следствием внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности или подавления тех или иных потребностей участников группы. Так, например, начало работы психотерапевтической группы, как правило, характеризуется высоким уровнем напряжения (см. Фазы развития психотерапевтической группы). В целом Н. в г. играет положительную роль, если поддерживается его оптимальный уровень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и групповой сплоченностью.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

НАПРЯЖЕНИЕ В ГРУППЕ
Одна из характеристик атмосферы в психотерапевтической группе, элемент групповой динамики.
Противоположным напряжению состоянием являются расслабление, разрядка, раскованность. Однако в контексте групповой динамики в качестве противоположности напряжению рассматривается групповая сплоченность, которая означает взаимное тяготение членов группы друг к другу и обеспечивает поддержку, принятие и безопасность. Н. в г. выступает как центробежная сила, возникающая в результате групповых конфликтов и столкновений между участниками группы и направленная на разъединение, а групповая сплоченность - как центростремительная сила, направленная на сохранение группы, как прочность и устойчивость. Сплоченность и напряжение выполняют в группе противоположные функции: первая является стабилизирующим фактором (под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность), а вторая - побуждающим фактором (она ведет к неудовлетворенности и стремлению что-либо изменить). Учитывая противоположные функции Н. в г. и групповой сплоченности, многие авторы обращают внимание на необходимость поддержания в психотерапевтической группе динамического равновесия между ними.
Н. в г. является следствием внутригрупповых конфликтов, неудовлетворенности или подавления тех или иных потребностей участников группы. Так, например, начало работы психотерапевтической группы, как правило, характеризуется высоким уровнем напряжения (см. Фазы развития психотерапевтической группы), что обусловлено расхождением между ожиданиями пациентов и реальной ситуацией в группе, в частности поведением психотерапевта, который прямо не направляет, не инструктирует и не руководит группой. Возникающее и растущее напряжение побуждает участников группы к активности, обсуждению актуальной групповой ситуации и собственных позиций и ролей. Н. в г. связано с внутренним напряжением каждого члена группы и сопровождается самыми разнообразными чувствами и состояниями - тревогой, страхом, подавленностью, враждебностью, агрессивностью и пр. Обычно в ситуациях напряжения пациенты демонстрируют привычные, характерные для их поведения в реальной жизни стереотипы: подавляют свои чувства, пытаются их скрыть, проецируют на других или открыто выражают, что само по себе имеет важное диагностическое значение и дает материал для дальнейшей психотерапевтической работы. Возникающее в группе напряжение может играть как положительную, так и отрицательную роль. Слишком высокое или слишком длительное напряжение, холодная, неприязненная, враждебная атмосфера, если она не компенсируется групповой сплоченностью и положительными эмоциями, может привести к дезорганизации работы в группе, к уходу отдельных ее участников и даже к распаду группы. Однако и слишком низкий уровень Н. в г. не является позитивной характеристикой групповой динамики и процесса групповой психотерапии. Ощущение полного комфорта, спокойствия, равновесия не способствует раскрытию пациентами собственных проблем, конфликтов и переживаний, проявлению типичных невротических стереотипов поведения и защитных механизмов; пациенты стараются сохранить комфортную атмосферу, не замечая или игнорируя возникающие в группе проблемы и конфликтные ситуации. Группа превращается в приятное дружеское сообщество, не выполняющее, однако, никакой психотерапевтической функции. Если Н. в г. слишком высоко, то члены группы не в состоянии действенно решать проблемы, они жалуются, что отношения между ними нарушены. Если же, наоборот, напряжение слишком низко, то люди отдают предпочтение удобным, легким взаимным контактам, а не подробному разбору проблем. Оптимальный уровень Н. в г. способствует проявлению и вскрытию групповых и индивидуальных конфликтов и проблем, конфронтации и взаимной критике, предоставляя группе уникальный материал для эффективной работы и собственно психотерапии, что в конечном счете приводит к позитивным изменениям у участников группы. Кратохвил (Kratochvil S., 1976), указывая положительные функции Н. в г., отмечает, что оно полезно и необходимо:
1) как движущая сила, импульс, постоянно стимулирующий усилия изменить свое теперешнее состояние;
2) как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого в группе обсуждения отрицательных переживаний и чувств;
3) как фактор, активизирующий проявление непривычных стереотипов поведения.
Уровень Н. в г. должен контролироваться групповым психотерапевтом, который иногда использует соответствующие приемы для усиления или ослабления Н. в г. Причины возникновения Н. в г., способы разрешения подобных ситуаций являются важными темами групповой дискуссии.
В целом Н. в г. играет положительную роль, если поддерживается его оптимальный уровень, а также динамическое равновесие между групповым напряжением и групповой сплоченностью.
См. также Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
705.56 кб

Психосемантическая феноменологическая модель групповой политической напряженности

Мощенко Иван Николаевич
Предложена модель групповой политической напряженности, выполненная в рамках теории катастроф. В качестве параметра порядка (ПП) используется обобщенная вероятность принятия или отрицания политического порядка.
Читать PDF
211.56 кб

Результативность малых групп в напряженных условиях совместной спортивной деятельности

Демин И. В.
В статье на основе анализа данных эмпирического исследования установлены специфические особенности результативности малых групп, реализующих совместную спортивную деятельность в напряженных условиях.
Читать PDF
174.98 кб

Оценка степени напряжения регуляторных систем организма у женщин педагогов старшей возрастной группы

Бурумбаева М.Б., Мусина А.А., Станкус А., Сулейменова Р.К., Шоланова М.К.
Изучение донозологических состояний, которые ученые называют пограничными между здоровьем и болезнью, имеют важную роль в оценке функционального состояния организма человека и его адаптационных возможностей [Баевский P.M.
Читать PDF
410.92 кб

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ НАПРЯЖЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВНОГО ИММУНИТЕТА К ДИФТЕРИИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ПРИВИТ

Котелевец Елена Петровна, Максимова Ольга Алексеевна
Цель. Изучение уровня противодифтерийных антитоксических антител в сыворотках крови привитых лиц за период 2015-2017 гг. Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области.
Читать PDF
713.97 кб

Уровень групповой политической напряженности в студенческой среде города Ростова-на-Дону за 2011 год

Мощенко Иван Николаевич, Бугаян Ирина Федоровна, Иванова Мария Ивановна, Джикаев Давид Александрович
Приведены результаты пилотажного исследования, проведенного в студенческой среде РГСУ в декабре 2011 г. В основу анкетирования положен метод семантического дифференциала.