Направленное интервью Формула профессии
Направленное интервью «Формула профессии»
В. В. Пчелинова. Интервью ведется по схеме, включающей вопросы о 53 характеристиках трудовой активности. Через О. интервьюера с респондентом появляется возможность помочь ему найти список подходящих профессий и возможных мест работы. В данном случае О. имеет психодиагностическую функцию. Схема разработана для психол. консультирования по вопросам профессионального самоопределения (профконсультирования), основанного на системе профессиоведческих взглядов психолога (профконсультанта) как субъективной модели целостного мира специальностей и профессий (множества родственных специальностей, где родство определяется на базе сравнения сходства характеристик трудовой активности). Схема построена на основе предположения о возможности составления «Формулы профессии или специальности» (ФПС) - краткого описания психол. содержания специальности или профессии в буквенно-цифровом виде с использованием заглавных букв (литер) и цифр (порядкового номера) каждой характеристики трудовой активности. На подготовительном этапе профконсультации с помощью этой схемы профконсультант после прочтения соответствующих описаний формирует банк профессиоведческих гипотез - 2300 формул профессий и специальностей. Полученная матрица оценок (2300х53) факторизуется и проводится ее сравнение с факторными пространствами др. профконсультантов. Рекомендуется проводить 8 сеансов, каждый продолжительностью 3 часа. На первом-втором сеансе информационно-диагностического этапа профконсультант совместно с респондентом (желательно, а в большинстве случаев и необходимо присутствие членов его семейного или референтного окружения на всех сеансах) строит профконсультационные гипотезы - предположения о необходимости психол. помощи по выявлению особенностей ситуации профессионального становления. Для этого используется конфигурация из 8 позиций, образующих структуру ситуации профессионального становления. При наличии у респондента конфигурации полной структуры обоснования и согласования позиций профессионального становления строится профконсультационная гипотеза о проверке взаимного соответствия «Формулы профессиональных предпочтений» (ФПП) и «Формулы профессии или специальности» (ФПС). В этом случае респондент должен демонстрировать знание позиции старших членов семьи, легко ориентироваться в развитии семейных профессиональных сценариев на базе анализа генографического материала. Как правило, имеются самые разл. конфигурации структуры, и этим обусловлено разнообразие профконсультационных гипотез. Зачастую наблюдается чрезвычайно низкий уровень информированности о мире профессий в целом и о предпочитаемой специальности. На третьем - восьмом сеансах информационно-диагностические цели, направленные на выявление логико-психол. подготовленности респондента (и членов его окружения) к выполнению заданий из области сравнительного профессиоведения, дополняются критериально ориентированными заданиями по подбору примеров профессиональной деятельности, иллюстрирующих обсуждаемую характеристику трудовой активности. Критериями выступают профессиоведческологические эталоны актуализации умственных действий и действия по ориентированию в характеристиках трудовой активности на основе самонаблюдения, к-рое отражается в хронограммах респондента. Всего в ходе всех сеансов консультирования при проверке профориентационных гипотез оптанта - избираемых им характеристик трудовой активности обсуждается содержание 200-250 профессий и специальностей. На третьем сеансе выявляются предпочитаемые цели трудовой активности. На четвертом сеансе - выявляются предпочитаемые им средства труда. На пятом сеансе - предпочтения характера и организации труда, - на шестом сеансе - предпочтения контактов и вариантов ответственности в труде. На седьмом сеансе - предпочтения предметов труда, физич. и необычных условий труда. На восьмом происходит сравнение совокупности профориентационных гипотез респондента в виде ФПП, с профессиоведческими гипотезами консультанта, выраженными в виде ФПС. Список подходящих профессий и возможных мест работы уточняется, на его базе ведется формирование личных профессиональных планов респондента, намечаются пути их реализации, в т. ч. выбор вариантов образования. Лит.: Климов Е. А., Пчелинова В. В. Психология труда и инженерная психология. Программа и учеб. пособие. М., 1997; Пчелинова В. В. Основы профессионального самоопределения. Программа и учеб. пособие. М., 1998. В. В. Пчелинова
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011