Направленное интервью «Формула профессии» это что такое Направленное интервью «Формула профессии»: определение — Психология.НЭС

Направленное интервью Формула профессии

Найдено 1 определение:

Направленное интервью «Формула профессии»

В. В. Пчелинова. Интервью ведется по схеме, включающей вопросы о 53 характеристиках трудовой активности. Через О. интервьюера с респондентом появляется возможность помочь ему найти список подходящих профессий и возможных мест работы. В данном случае О. имеет психодиагностическую функцию. Схема разработана для психол. консультирования по вопросам профессионального самоопределения (профконсультирования), основанного на системе профессиоведческих взглядов психолога (профконсультанта) как субъективной модели целостного мира специальностей и профессий (множества родственных специальностей, где родство определяется на базе сравнения сходства характеристик трудовой активности). Схема построена на основе предположения о возможности составления «Формулы профессии или специальности» (ФПС) - краткого описания психол. содержания специальности или профессии в буквенно-цифровом виде с использованием заглавных букв (литер) и цифр (порядкового номера) каждой характеристики трудовой активности. На подготовительном этапе профконсультации с помощью этой схемы профконсультант после прочтения соответствующих описаний формирует банк профессиоведческих гипотез - 2300 формул профессий и специальностей. Полученная матрица оценок (2300х53) факторизуется и проводится ее сравнение с факторными пространствами др. профконсультантов. Рекомендуется проводить 8 сеансов, каждый продолжительностью 3 часа. На первом-втором сеансе информационно-диагностического этапа профконсультант совместно с респондентом (желательно, а в большинстве случаев и необходимо присутствие членов его семейного или референтного окружения на всех сеансах) строит профконсультационные гипотезы - предположения о необходимости психол. помощи по выявлению особенностей ситуации профессионального становления. Для этого используется конфигурация из 8 позиций, образующих структуру ситуации профессионального становления. При наличии у респондента конфигурации полной структуры обоснования и согласования позиций профессионального становления строится профконсультационная гипотеза о проверке взаимного соответствия «Формулы профессиональных предпочтений» (ФПП) и «Формулы профессии или специальности» (ФПС). В этом случае респондент должен демонстрировать знание позиции старших членов семьи, легко ориентироваться в развитии семейных профессиональных сценариев на базе анализа генографического материала. Как правило, имеются самые разл. конфигурации структуры, и этим обусловлено разнообразие профконсультационных гипотез. Зачастую наблюдается чрезвычайно низкий уровень информированности о мире профессий в целом и о предпочитаемой специальности. На третьем - восьмом сеансах информационно-диагностические цели, направленные на выявление логико-психол. подготовленности респондента (и членов его окружения) к выполнению заданий из области сравнительного профессиоведения, дополняются критериально ориентированными заданиями по подбору примеров профессиональной деятельности, иллюстрирующих обсуждаемую характеристику трудовой активности. Критериями выступают профессиоведческологические эталоны актуализации умственных действий и действия по ориентированию в характеристиках трудовой активности на основе самонаблюдения, к-рое отражается в хронограммах респондента. Всего в ходе всех сеансов консультирования при проверке профориентационных гипотез оптанта - избираемых им характеристик трудовой активности обсуждается содержание 200-250 профессий и специальностей. На третьем сеансе выявляются предпочитаемые цели трудовой активности. На четвертом сеансе - выявляются предпочитаемые им средства труда. На пятом сеансе - предпочтения характера и организации труда, - на шестом сеансе - предпочтения контактов и вариантов ответственности в труде. На седьмом сеансе - предпочтения предметов труда, физич. и необычных условий труда. На восьмом происходит сравнение совокупности профориентационных гипотез респондента в виде ФПП, с профессиоведческими гипотезами консультанта, выраженными в виде ФПС. Список подходящих профессий и возможных мест работы уточняется, на его базе ведется формирование личных профессиональных планов респондента, намечаются пути их реализации, в т. ч. выбор вариантов образования. Лит.: Климов Е. А., Пчелинова В. В. Психология труда и инженерная психология. Программа и учеб. пособие. М., 1997; Пчелинова В. В. Основы профессионального самоопределения. Программа и учеб. пособие. М., 1998. В. В. Пчелинова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Детерминанты успешной профессиональной деятельности психолога: основные направления исследований

Нефедова И.В.
Читать PDF

Психолого-педагогические условия формирования акмеологической направленности профессиональной деятел

Низамова Р. Р.
Целью работы является выделение и обоснование психолого-педагогических условий формирования акмеологической направленности профессиональной деятельности будущего учителя музыки в процессе его професси
Читать PDF

Проблема профессиональной направленности обучения математике в технических вузах

Князева Ольга Геннадьевна
Цели обучения могут быть достигнуты посредством оптимального сочетания содержательных и методических подходов к организации учебного процесса.
Читать PDF

Психологический портрет старшеклассников с разной профессиональной направленностью

Медведева Татьяна Николаевна
Статья посвящена раскрытию индивидуально-психологических особенностей старшеклассников с разной профессиональной направленностью.
Читать PDF

Гендерные различия в профессиональной направленности личности работников сферы услуг

Ходосевич А. С.
В статье рассмотрены актуальные проблемы профессионального самоопределения личности работников сферы услуг в условиях современной рыночной экономики страны.
Читать PDF

Модель иноязычной подготовки студентов технического вуза, направленной на формирование профессиональ

Нещадим И.О.
Читать PDF

Исследование мотивов, детерминирующих профессиональную направленность будущего специалиста по физиче

Митин Евгений Анатольевич
В статье рассматриваются основные мотивы студентов, определяющие формирование профессиональной направленности в учебно-физкультурной среде.
Читать PDF

Правомерная направленность в структуре личностной готовности к профессиональной деятельности

Хащенко Татьяна Геннадьевна, Шпак Марина Михайловна
В статье представлены результаты изучения проблемы личностной готовности к правомерной профессиональной деятельности, предложена теоретическая модель этой готовности как системного личностного образов
Читать PDF

Развитие военно-профессиональной направленности личности у курсантов младших курсов в учебно-воспита

Иоаниди А.Ф.
Читать PDF

Использование активных методов обучения для развития военно-профессиональной направленности личности

Иоаниди А.Ф.
Читать PDF

Сравнительный анализ профессиональной направленности личности работников сферы услуг и студентов мен

Ходосевич Анна Сергеевна
В статье рассмотрена проблема многих российских организаций и компаний, связанная с высокой текучестью персонала.
Читать PDF

Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития

Губин В. А., Загорюев Анатолий Леонидович
Предложена теоретическая модель направленности на военно-профессиональную деятельность как мотивационной категории, развивающейся в процессах профессиональной ориентации и профессионального самоопреде

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!