НАЙКАН-ТЕРАПИЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Терапия найкан
(яп. «Найкан») (саморефлексия, самонаблюдение). Медитативная форма психотерапии, разработанная в Японии Ишимом Йошимото, священником и бывшим коммерсантом. Цель ее - вызвать экзистенциальное сознание вины и одновременно ощущение того, что человек может получить любовь и заботу о себе, несмотря на собственное несовершенство. От «найканша» (пациента) требуют в основном поразмышлять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психотерапевту («сенсей»).

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Найкан-терапия
японская система интенсивной психотерапии, разработанная на основе буддийского учения Иодо Шиншу. Ориентирована на восстановление равновесия неверно, несбалансированного воспринимаемого прошлого. Вспоминая о прошлом, при встречах с психотерапевтом, пациенту надлежит излагать свои воспоминания в трех аспектах: а) что плохого некое лицо сделало для пациента, б) чем сам пациент ответил на это и в) причиной каких проблем для этого лица оказался сам пациент. Метод используется при лечении наркомании, психосоматических расстройств, неврозов, семейной дисгармонии, антисоциального поведения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАЙКАН-ТЕРАПИЯ
quot;Найкан" (японск.) - саморефлексия, самонаблюдение. Медитативная форма психотерапии, разработанная в Японии Ишимом Йошимото, священником и бывшим коммерсантом. Цель ее - вызвать экзистенциальное сознание вины и одновременно ощущение того, что человек может получить любовь и заботу о себе, несмотря на собственное несовершенство.
От "найканша" (пациента) требуют в основном поразмышлять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психотерапевту ("сенсей"). По прибытии в найкан-центр пациент получает от психотерапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии и прослушивает короткую магнитофонную запись-инструкцию. Через 30 минут он начинает применять найкан, сидя в углу (или лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках, однако ему запрещено лежать из опасения, что он заснет.
Первая задача - поразмышлять о том, как он вел себя в младших классах по отношению к своей матери и что чувствовал при этом. Он должен подумать, что мать сделала для него (20% времени медитации), какие услуги он оказал ей (20%) и какие огорчения и заботы причинил ей (60%). Цель - вызвать в памяти подробности о специфических событиях и способах поведения, характерных для этого времени. Через час или два появляется психотерапевт, делает поклон перед ширмой, открывает ее, кланяется еще раз и спрашивает пациента, о чем он думал. Пациент рассказывает, что он получал и что давал взамен, какие причинял заботы. В заключение он получает задание поразмышлять о себе и своих отношениях с матерью теперь уже в период старшего школьного возраста. Если не возникает вопросов, разговор завершается поклонами, и психотерапевт предоставляет пациенту возможность дальнейших размышлений.
В ходе каждого разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента; после чего называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова ободрения, например: "Пожалуйста, поразмышляйте глубоко".
Обычно предметом рефлексии становятся 3-летние временные промежутки (у пациентов старшего возраста - 5- и 10-летние вплоть до настоящего времени).
Затем объектом размышлений становится отец - опять же с раннего школьного возраста вплоть до сегодняшнего дня. Подобным же образом размышляют о сиблингах, дядях и тетях, учителях, соучениках, начальниках, коллегах, супругах, детях и других референтных в жизни найканша лицах. Могут также задаваться специальные темы, такие как ложь, воровство, нарушения дисциплины, азартные игры и выпивка.
Найкан-рефлексия длится в течение недели каждый день с 5 до 21 часа.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

Найкан-терапия
naikan therapy) Найкан - японская психотер., осн. на буддистском учении Иодо Шиншу. Разработанная непрофессиональным священником Ишином Йошимото, Н.-т. получила известность в связи с успехами, достигнутыми с ее помощью в работе с заключенными японских исправительных заведений. Сейчас она используется в лечении наркомании, психосоматических расстройств, неврозов, антисоциального поведения, семейной дисгармонии и в решении мн. др. психосоциальных проблем. Кроме того, она стала частью программ подготовки персонала учреждений, школ и больниц. Н.-т. пользуются тж люди, ищущие личностного роста и/или религиозного мировоззрения. Она получила распространение в США и Европе. Н.-т. построена на предпосылке, что наше существование бесчисленными конкретными способами поддерживается миром, в к-ром мы живем, в особенности об-вом, однако мы принимаем все это от других без малейшей благодарности или даже не осознавая их вклад в наше повседневное существование. Теория Найкан утверждает, что мы подавляем в себе признание этой поддержки, потому что боимся оказаться обязанными и лишиться хрупкого чувства самодостаточности в результате переоценки нашего существования. Практика Н.-т. ориентирована на восстановление баланса неверно воспринимаемого прошлого. Во время интенсивного курса терапии (шучу), клиент (найканша) сидит в уединенном месте в удобной позе с раннего утра до вечера (обычно с 5 утра до 9 вечера) в течение одной недели, размышляя о прошлом. Психотерапевт навещает клиента в течение дня с интервалами в один-два часа. Во время этих встреч (менсецу) клиент рассказывает психотерапевту о том, что ему удалось вспомнить, после чего последний предлагает следующую тему для размышлений. Обычно тема определяется каким-то определенным лицом и определенным периодом в жизни клиента. Вызванные в памяти события прошлого излагаются во время менсецу психотерапевту в трех аспектах: что это лицо сделало для клиента, чем клиент ответил на это и причиной каких проблем и забот оказался клиент для этого человека. Третьему аспекту должно уделяться примерно 60% всего времени. Существуют разнообразные стили проведения Н.-т. В добавление к интенсивному курсу имеется ничийо, или ежедневная Н.-т. Ей посвящается короткое время утром и вечером; повседневная активность проходит в промежутке между сеансами. Утренние размышления происходят по схеме интенсивного курса. Вечерние размышления сосредоточиваются на том, что получено от других в течение этого дня, что возвращено взамен и источником каких проблем и забот для окружающих оказался клиент в этот день. К завершению шучу клиенты Н.-т. обычно сообщают о испытываемом ими чувстве вины и раскаяния наряду с повышающимся признанием любви и заботы со стороны окружающих и желанием отблагодарить мир за его постоянную поддержку. Богатая литература, включ. описания историй болезни и данные психол. тестирования, доступна на японском языке. Д. К. Рейнолдс

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006