НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Предыдущий термин:
Наглость

Следующий термин:
НАГЛЯДНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Содержание:

Найдено 1 определение:

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

действие, включающее различного рода манипуляции с образами-представлениями (см. Манипулирование образом), активно выполняемые в сфере, сознания. Это и сукцессивное (развернутое во времени) восприятие, и всякого рода измерительные операции, и мысленные «вращения», перестройки образов. В деятельности оператора весьма часто встречаются действия по манипулированию наглядными образами. Такие манипуляции осуществляются, напр., при отождествлении объектов, расположенных под разными ракурсами и отображенных в разных системах координат и масштабах, при мысленном структурировании информационного поля. Установлено, что параметры таких Н.-о. п. определяются несколькими переменными, основными из которых являются характеристики пространственной организации внешнего информационного поля и свойства памяти оператора. При этом манипулирование образами значительно облегчается, если существует внешняя динамическая модель объекта. Этот принцип используется, в частности, при создании пособий по начертательной геометрии, а также при разработке навигационных планшетов с направляемой ориентацией и масштабами. Однако не следует думать, что наглядная внешняя опора для манипуляций с образами всегда полезна. Хороший докладчик отличается от плохого тем, что не привязан к тексту. Аналогично хороший специалист, напр., диспетчер, контролирующий движение самолетов в аэродромной зоне, часто работает, представляя всю картину воздушного пространства в уме. Это дает ему возможность быстро преобразовывать эту картину, «проигрывать» различные возможные ситуации. Разумеется, источник информации для построения образа воздушной обстановки должен существовать, и его целесообразно создавать с учетом закономерностей действий как перекодирования, так и Н.-о. п. (Г. М. Зараковский).

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастные особенности наглядно-образного мышления школьников в норме и при расстройствах аутистичес

Шаль Людмила Георгиевна, Максименко Марина Юльевна, Жиляев Андрей Геннадьевич
В статье рассмотрены психологические представления о формировании структурно-функциональных компонентов наглядно-образного мышления в детском возрасте. Предметом исследования является анализ наглядно-образного мышления (НОМ) у детей разного школьного возраста в аспекте, относящемуся к общим закономерностям мышления. Методологической основой данного исследования являются современные представления отечественной психологии о закономерностях формирования высших психических функций, разработанные Л.С. Выготским и А.Р. Лурией, с учетом неравномерности их развития в онтогенезе и механизмах нарушения, представленных в нейропсихологическом подходе. Традиционными методами диагностики высших психических функций являются методы нейропсихологической диагностики, позволяющие обратиться к сравнительному анализу сформированности высших разных психических функций. Впервые описаны уровни сформированности операциональной и процессуальной стороны наглядно-образного мышления, влияющие на понимание смысла сюжетных картинок у детей школьного возраста: (3-11 классы) с разным типом онтогенеза: нормальным и дизонтогенезом, представленным искаженным типом развития (расстройства аутистического спектра).
Скачать PDF

Особенности словесно-логического и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста,

Сабанин П.В., Чупров Л.Ф.
В статье отражены результаты исследования словесно-логического и образного мышления у детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местности. Показано, что городские и сельские дети имеют отличительные особенности в развития словесно-логического и образного мышления. Поставлена проблема использования полученных результатов в организации и осуществлении педагогической деятельности для достижения равных возможностей учащихся в получении качественного образования.
Скачать PDF

Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и ди

Коконцева Е.В.
В дошкольном возрасте перед ребенком встает необходимость изучения свойств предметов и способов взаимодействия с ними, выделения существенных связей между предметами и явлениями, использование их. Помимо этого, изменяется так же и содержание мышления дошкольников, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию в плане представлений, с оперированием наглядно-образным мышлением. Помимо этого, наглядно-образное мышление становится существенным этапом в становлении последующих форм мышления, в частности понятийного, столь необходимого в реализации учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Именно поэтому, при изучении мышления дошкольника, мы считаем необходимым уделить внимание наглядно-образному мышлению, качественно своеобразному и необходимому в развитии дошкольника.
Скачать PDF

Образно-символический язык как средство развития системы ценностей школьника

Потанина Лейла Тахировна
В статье показаны психолого-педагогические характеристики образно-символического языка, выступающие в качестве средства развития ценностно-нравственной структуры личности. Образно-символическое мышление рассматривается как особый вид деятельности, обусловленный единством интеллектуального и эмоционального компонентов, реализуемый в целостной личности.
Скачать PDF

Уровень этнической интегрированности образной сферы личности потенциальных эмигрантов

Фролова Светлана Владимировна
Статья посвящена изучению уровня этнической интегрированности образной сферы личности потенциальных эмигрантов. Образная сфера понимается как социокультурно детерминированная многомерная динамическая система вторичных психических образов, способная осуществлять в жизни человека интегрирующую/дифференцирующую функцию с реальной этносредой. Автором вводится коэффициент этнической интегрированности образной сферы (Ie), который устанавливается путем вычисления отношения фиксируемого числа положительно значимо пережитых этнически согласованных элементов образной сферы человека к числу этнодифференцирующих образных элементов.
Скачать PDF

Теоретико-методологические основы развития способности старшего дошкольника к наглядному моделирован

Кравцова Кристина Анатольевна
Обозначена актуальность проблемы развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Определена теоретико-методологическая основа исследования. Рассмотрены механизмы, условия эффективного развития способности к наглядному моделированию в старшем дошкольном возрасте.
Скачать PDF

Компоненты сложной системы сенсорно-действенного, сенсорно-образного мышления и этапы их развития у

Рогова С. А.
В данной статье сделана попытка рассмотреть наглядно действенное и наглядно образное мышление как компоненты сложных систем сенсорно деятельностного и сенсорно образного мышления соответственно ребёнка 4-5 лет ; выделить этапы развития компонентов сложных систем мышления и обосновать значение данного понимания для организации педагогического процесса, направленного на развитие мышления ребёнка дошкольного возраста.
Скачать PDF

Теоретическое обоснование интегративной образно-регулятивной модели самосознания

Петрова Светлана Михайловна
Скачать PDF

Объективная диагностика образной сферы студентов и спасателей-парашютистов

Масленникова Елена Ивановна
В статье представлена новая методика для оценки уровня развития психических образов на основе стабилометрии, которая позволяет получать количественные и качественные характеристики вторичных психических образов, оценивать их временные и пространственные параметры.
Скачать PDF

Изучение способности старшего дошкольника к наглядному моделированию

Кравцова Кристина Анатольевна
В статье обозначена актуальность проблемы развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию. Определена теоретико-методологическая основа исследования. Изложены результаты исследования по проблеме развития способности старшего дошкольника к наглядному моделированию.
Скачать PDF

Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности

Мальцев В.П., Шибкова Д.З.
Рассматриваются особенности образной и вербальной креативности студентов естественного профиля обучения 1-3 курсов с учетом тендерной принадлежности. В результате анализа полученных результатов выявлены тендерные различия по показателю вербальной оригинальности. Критерии образной креативности в исследуемых группах не имеют достоверных различий. Результаты исследования свидетельствуют, что профессиональные наклонности способны оказывать существенное влияние на проявление тендерных различий в образной и вербальной креативности студентов.
Скачать PDF

Образное кодирование значения слова

Чудина Ю.А.
В данной работе были выявлены основные закономерности образного кодирования значения слова. Первоначально происходит определение значения слова, а затем подбор соответствующего образа.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!