НАДЕЖНОСТЬ, РЕТЕСТОВАЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ
См. надежность, ретестовая.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Ретестовая надежность
test-retest reliability). Вид надежности, при котором один тест проводится два раза и определяется корреляция между этими попытками.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Ретестовая надежность
(test-retest reliability) — одна из форм надежности, зависящая от соответствия результатов неоднократного предъявление одного и того же теста.

Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002

РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ
Метод оценки надежности измерений, когда повторное измерение проводится спустя некоторое время после первого. Уровень корреляций между результатами этих измерений должен быть достаточно высок.

Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004

Надежность ретестовая
характеристика надежности психодиагностической методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Надежность в этом случае вычисляется по соответствию результатов первого и второго обследования или по сохранению ранговых мест испытуемых в выборке при ретесте.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

НАДЕЖНОСТЬ, РЕТЕСТОВАЯ
Метод для определения надежности теста посредством применения его два (или более) раза с одним и тем же человеком и вычисления коэффициента надежности между значениями, полученными в результате каждого тестирования. Обычно предполагается, что должен пройти довольно длительный период времени между тестированием и ре-тестированием, по очевидным причинам.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Надежность ретестовая
метод определения надежности теста путем применения его два раза (или более) с одним и тем же человеком и последующего вычисления коэффициента надежности между соответствующими значениями. Предполагается, что период времени между тестированиями должен быть достаточно длительным с тем, чтобы испытуемый не мог воспользоваться опытом предыдущего тестирования.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

НАДЕЖНОСТЬ РЕТЕСТОВАЯ
характеристика надежности психодиагностической методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. Надежность в этом случае вычисляется по соответствию результатов первого и второго обследований
или по сохранению ранговых мест испытуемых в выборке при ретесте. Коэффициент надежности (rt) соответствует коэффициенту корреляции между результатами таких обследований. При использовании интервальных шкал (см. ШКАЛЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ) применяется
коэффициент корреляции произведения моментов Пирсона (см. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ). Для шкал порядка в качестве меры устойчивости к перетестированию может быть использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена или Кэндалла (см. КОРРЕЛЯЦИЯ
РАНГОВАЯ).
При характеристике Н. р. особое значение имеет временной интервал между первым и вторым обследованиями. С его увеличением показатели корреляции имеют тенденцию к снижению, существенно повышается вероятность воздействия посторонних факторов — могут
наступить закономерные возрастные изменения измеряемых тестом свойств, произойти различные события, влияющие на состояние и особенности развития исследуемых качеств. По этой причине при определении Н. р. стараются выбирать непродолжительные
временные интервалы (до нескольких месяцев), а при обследовании детей младшего возраста эти интерналы должны быть еще меньше, поскольку возрастные изменения и развитие в этом случае происходят быстрее.
Несмотря на указанную тенденцию, при получении характеристик теста проводятся повторные испытания и с длительным временным промежутком. Иногда они осуществляются в целях оценки валидности прогностической, элементов валидности конструктной, связанных
с дифференциацией по возрастному критерию и др. Определение же Н. р. главным образом ограничивается анализом краткосрочных случайных изменений, характеризующих тест как измерительную процедуру, а не его отношение к исследуемой области поведения.
Наряду с очевидной простотой Н. р. как метод определения надежности обладает существенными недостатками. Так, при повторном применении одних и тех же заданий, особенно при относительно непродолжительном времени между первым и вторым обследованиями,
у испытуемых может формироваться навык работы с данной психодиагностической методикой, что приводит к улучшению индивидуальных результатов, хотя выражено неодинаково у разных лиц. Это неизбежно ведет к заметной перестановке ранговых мест отдельных
испытуемых в данной выборке и соответственно — ухудшению коэффициента надежности. Еще более заметное воздействие на результаты анализа надежности окажут запоминание испытуемыми отдельных решений, воспроизведение в повторном обследовании предыдущей
картины правильных и неправильных решений. В этом случае результаты двух предъявлений теста не будут независимыми, и корреляция между ними окажется завышенной.
Один из путей устранения влияния тренировки на результаты оценки Н. р.—формирование устойчивого навыка в работе с соответствующей методикой перед проведением тест-ретеста. Однако количество повторений теста при этом неизбежно возрастает, что приводит
к увеличению числа запомнившихся решений. Такой прием может быть рекомендован для методик типа тестов скорости, содержащих большое количество элементов тестового материала.
Для других методик, очевидно, единственным приемлемым путем снижения влияния тренировки остается увеличение интервала ретеста, что, однако, как уже говорилось выше, вступает в противоречие с определением надежности как характеристики теста.
Для большинства тестов общих способностей характерно улучшение показателей Н. р. с возрастом испытуемых за счет лучшего контроля условий их выполнения. Другим фактором увеличения расчетных показателей Н. р. является относительное замедление с
возрастом темпа развития способностей возрастных групп, подверженных меньшим динамическим изменениям исследуемой психологической особенности; спустя некоторый интервал времени случайные колебания результатов обследования будут меньше выражены.
Эта закономерность требует отдельных измерений Н. р. в разных возрастных контингентах испытуемых, что особенно существенно для методик, предназначенных для обследования в широком возрастном диапазоне (см. СТАНФОРД — БИНЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
ШКАЛА, ВЕКСЛЕРА ИНТЕЛЛЕКТА ИЗМЕРЕНИЯ ШКАЛЫ).
Указанные особенности и недостатки метода определения надежности путем ретеста делают его пригодным лишь для ограниченного числа методик, допускающих многократное повторное обследование. К их числу относятся сенсомоторные пробы, тесты скорости
и ряд других методик, отличающихся большим количеством пунктов (см. МИННЕСОТСКИЙ МНОГОАСПЕКТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК).

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
2.16 мб

Метод прямого определения ретестовой надёжности и разрешающей способности психодиагностической метод

Загорюев Анатолий Леонидович
Предложен простой и удобный алгоритм прямого определения ретестовой надёжности и разрешающей способности психодиагностической методики, учитывающий погрешность неоднородности выборки.