совокупность устойчивых, характерных для общности особенностей восприятия окружающего мира и формреакций на него; определенная совокупность эмоционально-чувственных проявлений. (Д.В. Ольшанский, с.323)
Национальный характер
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003
Национальный характер
гипотеза, согласно которой личностные характеристики среднего представителя национальной популяции отличаются от таковых средних представителей других национальностей. Почти все исследования указывают на то, что наблюдаемые различия являются не более чем трендами или тенденциями, обусловленными самоидентификацией индивида с определенной национальностью, а не генотипическими различиями.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
исторически сложившаяся совокупность устойчивых психических качеств нации, определяющая ее привычные манеры поведения и типичный образ действий в целом; психологические особенности, отличающие один народ от другого. Н. х. представляет собой структурированное единство наиболее устойчивых особенностей поведения и психологии, присущих большинству представителей данной нации. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, в настроениях, способах освоения мира, в соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В Н. х. воплощается единство исторических, социокультурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений нации (см. Личность и генетика человека).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре. В Н.х. тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К данной группе черт Н.х. относятся такие, как консерватизм,религиозность, оптимизм, пессимизм и др. Отношение к труду проявляются в Н.х. в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность,, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти качества имеют различное проявление. Трудолюбие присуще, пожалуй, всем нациям мира. Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других наций. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.
Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999
Национальный характер
national character) Н. х. отражает личностные характеристики среднего представителя национальной популяции, к-рыми он отличается от средних представителей др. национальностей. С т. зр. измерения, Н. х. представляет собой различия в оценках личностных черт между выборками различных национальных популяций. Нек-рые исследователи на основе таких различий пытаются составить обобщенную картину того, что они именуют "французским характером", "американским характером" и т. п. В ряде исслед. сравниваются между собой методы воспитания и образования детей в различных культурах и осуществляются попытки установить их связь с личностными чертами их взрослых представителей. В попытках определения национальных различий психологи и антропологи используют психол. тесты. Работы Дэвида Мак-Клелланда и его коллег по мотиву достижения свидетельствуют о том, что Н. х. может варьировать в зависимости от преобладающих в данной культуре ценностей, но большинство этих исследований было связано с изменениями в отдельно взятой культуре, напр. в Англии, на протяжении определенного периода времени. Существуют отдельные исслед. по изменению мотивации в той или иной культуре. Почти все исслед. Н. х., однако, говорят о том, что наблюдаемые различия являются лишь трендами или тенденциями. Это означает, что следует избегать ошибочных попыток стереотипизации национальных черт. См. также Социализация младенца, Типы личности, Стереотипы У. Э. Грегори
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
НАЦЫЯНАЛЬНЫ ХАРАКТАР / NATIONAL CHARACTER– это исторически сложившаяся относительно устойчивая совокупность характерных для данной национально-этнической общности особенностей восприятия окружающего мира, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни представителей данной общности, их отношение к себе, к своей истории и культуре, к другим народам, к их истории и культуре. Крупнейшими исследователями Н. х. на Западе были М. Мид, Р. Бенедикт, К. Клакхон, в СССР и России– И. С. Кон, Э. А. Баграмов, Н. Д. Джандильдин и др. В XX в. Н. Джандильдин в структуре Н. х. выделил следующие элементы: привычки и обычаи; эмоционально-психологические реакции на явления привычной и непривычной среды; ценностные ориентации; вкусы и потребности. Э. А. Баграмов считает, что особенно ярко Н. х. отражается в народном творчестве– литературе, музыке, песнях, танцах. По мнению А. П. Назаретяна, при изучении Н. х. необходимо учитывать следующее. Во-первых, любой Н. х. противоречив. Как целостное образование он совмещает в себе пары противоположностей: добро и зло, трудолюбие и леность, жесткость и сострадание и т. д. Вычленение одних черт не исключает существования других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент. Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть «вину» исключительно Н. х. в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведение индивидов. В-третьих, Н. х. неправомерно оценивать по шкале «плохой– хороший», «развитый– неразвитый» и т. д. Подобные попытки обречены на неудачу или неадекватное представление о Н. х. В-четвертых, Н. х. не есть величина абсолютно постоянная, он меняется, хотя и медленно. В-пятых, необходимо учитывать относительность любых этнопсихологических характеристик. Те или иные суждения относительно национальных особенностей, высказанные в форме абстрактных мнений вообще, без указаний того, с кем сравнивается данный Н. х., порождают только недоразумения. Существует определенная путаница в использовании понятий Н. х. и «народный характер». Эти понятия в целом тождественны, отражают (и выражают) специфику и особенности мировоззрения, мироощущения и мировосприятия конкретных народов (этносов). В то же время современные исследователи признают, что, в отличие от народного (этнического), Н. х. как феномен жизни более развитого по своей исторической фазе сообщества предстает явлением более сложным. Это связано с тем, что представители нации сознательно участвуют в политической и правовой сферах, задумываются о смысле собственной истории, о будущем своей страны. В фокусе внимания нации стоят проблемы, связанные с развитием каждого человека, с соотношением личных и общественных интересов и т. п. Всех этих сторон и проблем нет (или почти нет) в народных (этнических) сообществах. Ю. М. Караяни