НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Национально-специфические схемы невербального поведения

Найдено 1 определение:

Национально-специфические схемы невербального поведения

типичные способы действий, опосредстванные внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью коммуникантов, выполняемые (осознанно или на неосознанном уровне) на основе общепринятых в данной культуре стереотипов, правил, норм и образцов поведения. Умение распознавать национ.-специфические схемы невербального поведения позволяет быстро понять и оценить собеседника и без затруднений ориентироваться в ином социальном и культурном пространстве и окружении. В процессе интеракции один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. Считается, что 90 % информации о контактере возникает за первые 90 сек О., при этом невербальные сигналы несут в 5 раз больше сведений, чем вербальные. Чаще всего невербальная коммуникация сопровождает речь. Сопровождением могут быть: действия-«иллюстраторы», выполняющие функции акцентирования: указание, логическое ударение, действия-«символы» - их можно точно перевести в слова (покачать головой, нахмуриться), действия по выражению аффекта (гнев, страх, грусть), действия-«регуляторы» - позволяют инициировать и заканчивать речь (продолжить, пояснить, поторопиться или закончить высказывание), действия-«адаптеры» - связаны с удовлетворением телесных потребностей. Содержание и результаты коммуникаций во многом зависят от господствующих в культуре ценностей, норм поведения, установок. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями. В целом поведение индивида определяется окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Осн. коммуникационные жесты во всем мире мало отличаются друг от друга и носят универсальный характер. Напр., когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся. Но существуют и различия, что делает О. с «единой» позиции практически невозможной: все, что отклоняется от собственных норм, привычек, типов поведения, считается низкопробным, безобразным или безнравственным, - эта ситуация обозначается как «культурные очки» (термин введен Hurh, 1990). Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и др. элементов поведения порождает негативные чувства и ведет к искаженному истолкованию смысла их действий. Несмотря на отсутствие четких правил кодирования как внутри культуры, так и между ними, возможно достижение нек-рого согласия относительно использования и понимания (расшифровки) сигналов. Освоение многих моделей поведения происходит стихийно, под влиянием разл. житейских ситуаций и обстоятельств и носит порой бессознательный характер по своему происхождению и по выражению. Встречаясь с представителями др. народов и культур, человек обычно проявляет естеств. склонность воспринимать их поведение с позиций своей культуры, т. е. этноцентрически. Это восприятие отражается в структуре и содержании этнич. стереотипов. Однако стереотипные представления о др. народах и культурах при всем своем схематизме и обобщенности подготавливают людей к взаимодействию с чужой культурой, снижают силу проявления культурного шока. Существенное влияние на интерпретацию невербальных актов оказывают культурные значения символов, стереотипы-клише, смысловое наполнение «текста» сообщения, личный опыт погружения в др. культурную среду, контекст коммуникации, общие культурные параметры среды (в том числе индивидуализм-коллективизм). Диапазон понимания может колебаться от полного отрицания существования иных культур до интеграции в новую культуру, когда знаково-символическая презентация начинает восприниматься как своя собственная. Чем больше в культуре прослеживается зависимость коммуникации от ситуации, тем большее внимание уделяется невербалике - мимике, жестам, прикосновениям, контакту глаз, пространственно-временной организации О. и т. п. В разных культурах существуют и разные предпочтения в отношении молчания, его частоты, продолжительности, интенциональности, значения. В плане проявлений и восприятия эмоций в разных культурных средах существуют позиции: дифференцированности, относительной универсальности и культурной обусловленности. Напр., вост. европейцы чаще, чем американцы, выражают положительные эмоции внутри и негативные вне своей группы, японцы подавляют отрицательные эмоции при посторонних, маскируют свои состояния и ориентируются на нормы. Отличаются взгляды, контакт глаз у разных народов. Этнопсихол. специфику имеют зоны контакта. Представители культур с выраженной склонностью к тактильным контактам (Лат. Америка, Юж. Европа) стремятся к сближению, в отличие от стран Вост. Азии, к-рые при встречах могут показаться др. стороне холодными, замкнутыми и недружелюбными. Общепринятые значения жестов в одной культуре у др. нации могут не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Так рукопожатия в Лат. Америке традиционно «мягкие», не жесткие по сравнению с американцами, у к-рых они могут нести сигналы о гомосексуальности, а на Среднем Востоке выступает знаком дружбы. Адаптация и интеграция в чужую культуру основываются не столько на знании языка, обычаев, норм и ценностей, сколько на личной заинтересованности в понимании ее ценностей и установок, тесном эмоциональном контакте с ее представителями. Это возможно, если человек длительное время живет в другой, отличной от родной, культуре, имеет там близких друзей, активно участвует в обществ. жизни или воспитывается с детства в мультикультурной среде. Для выработки положительного отношения к межкультурным различиям нужно преодолеть культурную замкнутость, порождающую негативные реакции, используя метод «культурного ассимилятора». Изучение иных культур, их особенностей, закономерностей их функционирования и развития обогащает человека, трансформирует его отношение к миру и др. людям, повышает вероятность успеха, может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям. Лит.: Кросс-культурная психология. Исследования и применение. Харьков, 2007; Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003; Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007. Г. В. Вержибок
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Антиципирующие схемы поведения личности в практической деятельности психологов

Скрипник Татьяна Владимировна
В статье в качестве антиципирующих схем поведения личности практического психолога рассматриваются процессы экстраполяции-интерполяции, интуитивности, целенаправленности, самодисциплины для успешной реализации планов профилактической, консультативной, диагностической и психокоррекционной работы.
Скачать PDF

Специфические проявления насильственного поведения в профессиональной и социальной сферах личности

Севастьянов Павел Сергеевич
Цель данной статьи рассмотреть феномен насильственного поведения и связанную с ним проблему психологического насилия, а также выявить их специфические проявления в профессиональной сфере жизнедеятельности человека, равно как и обосновать необходимость поиска решения рассматриваемой проблемы. Проблема рассматривается в ключе профессиональной и социальной сфер личности. Насильственное поведение в профессиональной сфере личности проявляется, в том числе, и в виде насильственных типов общения или коммуникации. Насильственный тип коммуникации представляет собой тип общения, направленный на достижение определенных целей от собеседника, а так же с целью формирования у партнера по коммуникации определенных установок и позиций помимо воли последнего. Наиболее ярко насильственная коммуникация в профессиональной сфере личности проявляется в виде так называемых монологических типов коммуникации императивного и манипулятивного общения, а также моббинга. Психологическое насилие проявляется во многих сферах жизнедеятельности человека его профессиональной, личной, семейной жизни и т.п. и является причиной множества проблем и конфликтов. Применение вышеназванных типов коммуникации наносит вред и самому предприятию, снижая эффективность его работы и вызывая чрезмерную ротацию персонала. Следовательно, поиск решения данной проблемы является весьма необходимым.
Скачать PDF

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Ахметзянова Анна Ивановна
В статье рассматриваются особенности суицидального поведения осуждённых лиц, находящихся в пенитенциарном учреждении. Выявлены взаимосвязи между личностными и поведенческими особенностями осуждённых-рецидивистов с их склонностью к суицидальному риску при помощи программы «Психометрик Эксперт 9.0.4.».
Скачать PDF

Способность к психологической интерпретации невербального поведения и когнитивно-стилевые характерис

Чебучева Е.В.
В статье отражены результаты изучения развития способности к психологической интерпретации невербального поведения в младшем школьном возрасте, а также ее взаимосвязи с когнитивно-стилевым параметром полезависимость поленезависимость.The article presents the results of the research on the development of primary school pupils' ability for psychological interpretation of non-verbal behavior and interrelation of this ability with a cognitive style parameter «field-dependence field-independence».
Скачать PDF

Невербальное поведение и полиграф

Москаль Г.Г., Егоров В.И.
Скачать PDF

Невербальные паттерны ролевого поведения учителя

Представлены результаты изучения невербальных паттернов ролевого поведения учителя.
Скачать PDF

Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации

Романова Наталья Михайловна, Самохина Мария Анатольевна
The article contains the research results concerning the parameters of a person telling false and truth; depending on the change of the parameters, different types of typology of probationers' nonverbal behaviour are revealed; the model of verification of the represented information based on the analysis of change in the parameters of nonverbal behaviour is worked out.
Скачать PDF

Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации

Романова Н.М., Самохина М.А.
Romanova N.M., Samokhina M.A. Change of the parameters of nonverbal behaviour of a person telling false and true information. The article contains the research results of parameters of a person telling false and true information; revealed the typology of probationers' nonverbal behaviour based on tendency of change of the parameters; the model of verification of the represented information based on the analysis of tendency of change of the parameters of nonverbal behaviour is developed.
Скачать PDF

Формирование навыков интерпретации невербального поведения человека

Оксюта Алина Алексеевна
Навыки и умения интерпретировать невербальные сигналы при общении важны для всех, кто по роду своей деятельности и образу жизни постоянно находится в прямом контакте с другими людьми. Особенно важно формирование этих навыков и умений для достижения положительных результатов в профессиональной деятельности психолога.
Скачать PDF

Анализ невербальной информации как детерминанты управленческого поведения

Лобанова Елена Николаевна
Невербальная коммуникация является областью исследования в психологии, однако, являясь частью человеческого общения, она несет полезную информацию и с точки зрения социологии управления. Различные этапы делового общения детерминируют и детерминируются невербальной коммуникацией.
Скачать PDF

Особенности невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением

Мустафаев Сейдамет Мустафаевич
В статье приводятся теоретические обоснование и результаты эмпирического исследования особенностей невербальной экспрессии подростков с Интернет-зависимым поведением. Изучены некоторые особенности невербальной экспрессии, в частности, способность к адекватной интерпретации невербального поведения и особенности невербального экспрессивного репертуара у подростков с Интернет-зависимым поведением.
Скачать PDF

Психологические аспекты невербального поведения допрашиваемого

А.С.Добророднов
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: